Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся"
Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся"
Губайдуллин Рамиль Шарифянович, 1958 года рождения, закончил в 2005 году СКГУ им. М.Казыбаева, имею диплом учителя истории. Общий педагогический стаж 25 лет, вторая категория. Аттестация на присвоение первой категории.
Введение.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к изучению истории как предмета. Одни ссылаются на то, что этот предмет не понадобится им в будущем. Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. В результате выпускники средней общеобразовательной школы обладают слабой мировоззренческой и политической направленностью, недостаточной ориентацией на жизненно важные проблемы. Недостаточная мотивированность учитывающая интересы и способности учащихся приводит к тому, что они не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы, в результате чего для одних школьников курс истории оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен. Своей задачей в преподавании предмета я, в первую очередь ставлю развитие функциональной грамотности учащихся.
Методическая проблема, над которой я работаю: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через нестандартные формы обучения».
Моё педагогическое кредо: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учится, в нем умирает учитель". К.Д. Ушинский
Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя, занимает повышение профессионального мастерства.
Принимаю участие в работе школьного и районного методических объединений. Выступал на заседаниях школьного методического объединения.
Чтобы работать с детьми, необходимо быть незаурядной личностью, всесторонне подготовленным для того, чтобы определить, на что способен его ученик, а значит, и избежать ошибок в оценке его личностных качеств и помочь ученикам проявить свой талант. Нужно помнить слова К.Ушинского: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Моё педагогическое кредо: «Учитель живет до тех пор, пока учится».
Методическая проблема, над которой я работаю: «Развитие познавательной активности через организацию исследовательской деятельности учащихся». Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя, занимает повышение профессионального мастерства.Для повышения своей квалификации, кроме курсов переподготовки, я принимаю активное участие в международных дистанционных олимпиадах. Привлекаю к этому своих учеников.
На своих уроках я стараюсь развивать функциональную грамотность учащихся, так как это важная способность человека решать не всегда стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
К сожалению, именно с формированием функциональной грамотности большинство учащихся справляется не очень хорошо, трудности вызывают задания:
•практическогосодержания,
•данные в которых представлены в нестандартной форме,
• требующие проведения анализа, интерпретацию данных
Одним из методов, который позволяет формировать и совершенствовать практические умения и навыки. «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны» К. Д. Ушинский. Постоянно провожу тренинги по предмету, так как это способствует развитию умений решать нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности
Функциональная грамотность человека отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать политические явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями функциональной грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке и компетенциям учителя. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся. Поэтому главной в профессиональном становлении учителя является задача повышения его технологической компетентности, охватывающей теоретическую подготовку и практический опыт применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и трансформации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки — неотъемлемая часть обучения.
Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:
• Создание коллаборативной среды, что позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
• Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
• Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию.
• Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования.
Развитие человека происходит в тесной взаимосвязи когнитивного, социального и эмоционального мышления. Одной из составляющих такого развития является диалоговое обучение. Очень важно учить детей общаться, задавать вопросы, при этом ученики учатся развивать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, анализировать, становятся более уверенными и свободными в общении. Диалог должен занимать центральное место на уроке. При диалоговом обучении слабо мотивированный ученик может обратиться за помощью, не только к учителю, но и самое главное к своим товарищам, членам своей группы, происходит взаимообучение.
Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной информации», прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки», синквейна, прием «Лист решения проблем» для отработки навыков общения. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник.В планировании последующих действий учителя по составлению плана работы по повышению качества усвоения учащимися учебного материала большое значение имеет оценивание, самопроверка и взаимопроверка дают большие возможности, учащиеся начинают ощущать себя активными участниками процесса своего обучения, учатся защищать свою работу. Их надо учить анализировать свою работу, решать, что нужно сделать для улучшения усвоения материала, как преодолеть проблемы, контролировать процесс продвижения к цели, самооценка в большой степени связана с саморегулированием.
Отдельные ученики заинтересованы в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.Одной из сложных задач в преподавании является работа с талантливыми и одаренными учащимися, она требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение дифференцированных заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. Нужно учить детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием.
Заключение
Принимаю участие в работе школьного и районного методических объединений. Выступал на заседаниях школьного методического объединения по темам: «Формы и приёмы развития функциональной грамотности в преподавании наук гуманитарного цикла», «Развитие познавательной активности и мышления, учащихся на уроках истории, через внедрение элементов модульного обучения», на районных семинарах МО учителей истории с презентацией «Функциональная грамотность учащихся на уроках истории». Создал свой сайт на котором размещаю все свои наработки по нестандартным формам проведения уроков.
В сборнике материалов межвузовской научно-практической конференции курсантов и студентов «70 лет Великой Победе: история и современность» опубликованы мои статьи «Современный национализм как угроза безопасности мира» и «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих», которые были изданы по решению Учёного совета Военного института Национальной гвардии РК (протокол № 61 от 23.04.2015 года)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся"»
Губайдуллин Рамиль Шарифянович учитель истории
КГУ«Ленинская средняя школа»
Творческий отчёт. Развитие познавательной активности учащихся
на уроках истории
Губайдуллин Рамиль Шарифянович, 1958 года рождения, закончил в 2005 году СКГУ им. М.Казыбаева, имею диплом учителя истории. Общий педагогический стаж 25 лет, вторая категория. Аттестация на присвоение первой категории.
Введение.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к изучению истории как предмета. Одни ссылаются на то, что этот предмет не понадобится им в будущем. Другие считают, что на уроках изучаются вопросы, уже известные им из книг, журналов, телевизионных передач. В результате выпускники средней общеобразовательной школы обладают слабой мировоззренческой и политической направленностью, недостаточной ориентацией на жизненно важные проблемы. Недостаточная мотивированность учитывающая интересы и способности учащихся приводит к тому, что они не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы, в результате чего для одних школьников курс истории оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен. Своей задачей в преподавании предмета я, в первую очередь ставлю развитие функциональной грамотности учащихся.
Методическая проблема, над которой я работаю: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории через нестандартные формы обучения».
Моё педагогическое кредо: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учится, в нем умирает учитель". К.Д. Ушинский
Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя, занимает повышение профессионального мастерства.
Принимаю участие в работе школьного и районного методических объединений. Выступал на заседаниях школьного методического объединения.
Чтобы работать с детьми, необходимо быть незаурядной личностью, всесторонне подготовленным для того, чтобы определить, на что способен его ученик, а значит, и избежать ошибок в оценке его личностных качеств и помочь ученикам проявить свой талант. Нужно помнить слова К.Ушинского: «Ученик не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».
Моё педагогическое кредо: «Учитель живет до тех пор, пока учится».
Методическая проблема, над которой я работаю: «Развитие познавательной активности через организацию исследовательской деятельности учащихся». Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя, занимает повышение профессионального мастерства.Для повышения своей квалификации, кроме курсов переподготовки, я принимаю активное участие в международных дистанционных олимпиадах. Привлекаю к этому своих учеников.
На своих уроках я стараюсь развивать функциональную грамотность учащихся, так как это важная способность человека решать не всегда стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
К сожалению, именно с формированием функциональной грамотности большинство учащихся справляется не очень хорошо, трудности вызывают задания:
•практическогосодержания, •данные в которых представлены в нестандартной форме, • требующие проведения анализа, интерпретацию данных
Одним из методов, который позволяет формировать и совершенствовать практические умения и навыки. «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны» К. Д. Ушинский. Постоянно провожу тренинги по предмету, так как это способствует развитию умений решать нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности
Функциональная грамотность человека отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать политические явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями функциональной грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке и компетенциям учителя. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся. Поэтому главной в профессиональном становлении учителя является задача повышения его технологической компетентности, охватывающей теоретическую подготовку и практический опыт применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и трансформации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки — неотъемлемая часть обучения.
Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:
• Создание коллаборативной среды, что позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. • Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей. • Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию. • Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования.
Развитие человека происходит в тесной взаимосвязи когнитивного, социального и эмоционального мышления. Одной из составляющих такого развития является диалоговое обучение. Очень важно учить детей общаться, задавать вопросы, при этом ученики учатся развивать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, анализировать, становятся более уверенными и свободными в общении. Диалог должен занимать центральное место на уроке. При диалоговом обучении слабо мотивированный ученик может обратиться за помощью, не только к учителю, но и самое главное к своим товарищам, членам своей группы, происходит взаимообучение.
Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках . Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной информации», прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки», синквейна, прием «Лист решения проблем» для отработки навыков общения. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник.В планировании последующих действий учителя по составлению плана работы по повышению качества усвоения учащимися учебного материала большое значение имеет оценивание, самопроверка и взаимопроверка дают большие возможности, учащиеся начинают ощущать себя активными участниками процесса своего обучения, учатся защищать свою работу. Их надо учить анализировать свою работу, решать, что нужно сделать для улучшения усвоения материала, как преодолеть проблемы, контролировать процесс продвижения к цели, самооценка в большой степени связана с саморегулированием.
Отдельные ученики заинтересованы в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.Одной из сложных задач в преподавании является работа с талантливыми и одаренными учащимися, она требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение дифференцированных заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. Нужно учить детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием.
Заключение
Принимаю участие в работе школьного и районного методических объединений. Выступал на заседаниях школьного методического объединения по темам: «Формы и приёмы развития функциональной грамотности в преподавании наук гуманитарного цикла», «Развитие познавательной активности и мышления, учащихся на уроках истории, через внедрение элементов модульного обучения», на районных семинарах МО учителей истории с презентацией «Функциональная грамотность учащихся на уроках истории». Создал свой сайт на котором размещаю все свои наработки по нестандартным формам проведения уроков.
В сборнике материалов межвузовской научно-практической конференции курсантов и студентов «70 лет Великой Победе: история и современность» опубликованы мои статьи «Современный национализм как угроза безопасности мира» и «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений грядущих», которые были изданы по решению Учёного совета Военного института Национальной гвардии РК (протокол № 61 от 23.04.2015 года)