kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы формирования коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дано понтие коллектива, его признаки, типы отношений в коллективе, кратко рассмотрен вклад А.С. Макаренко в теорию его развития. Презентация содержит краткую информацию об этапах развития коллектива по Лутошкину, а также информацию о современных моделях теории развития коллектива.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования коллектива»

Этапы формирования коллектива Родионова Т.В. Преподаватель ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина.

Этапы формирования коллектива

Родионова Т.В.

Преподаватель ГБПОУ АПК им. П.И. Пландина.

Понятие коллектива Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
  • Понятие коллектива
  • Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития.
есть общая цель; - совместная деятельность; - взаимозависимые отношения ответственности; - общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления. Признаки коллектива
  • есть общая цель;
  • - совместная деятельность;
  • - взаимозависимые отношения ответственности;
  • - общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.
  • Признаки коллектива
- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность; - деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач. типы отношений в коллективе
  • - личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;
  • - деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.
  • типы отношений в коллективе
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива Он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Важнейшее качество человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Антон Семенович Макаренко   (1888–1939)
  • Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива
  • Он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.
  • Важнейшее качество человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
  • Антон Семенович Макаренко  (1888–1939)
Первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог от него исходят все требования. В конце стадии должен выделиться актив. Усиливается влияние актива. Складывается четкая структура деловых отношений. Расцвет коллектива Четвертая стадия - движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. . Стадии развития коллектива  А. С. Макаренко
  • Первоначального сплочения. Организатор коллектива – педагог от него исходят все требования. В конце стадии должен выделиться актив.
  • Усиливается влияние актива. Складывается четкая структура деловых отношений.
  • Расцвет коллектива
  • Четвертая стадия - движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. .
  • Стадии развития коллектива А. С. Макаренко
Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Коллектив в трудах педагогов
  • Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др.
  • Коллектив в трудах педагогов
  • 1. «Песчаная россыпь». Все вместе, но – каждый сам по себе. Нет дела которое объединяет, неинтересно быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята.
  • 2. «Мягкая глина».  В группе нет коллектива, нет опыта, не все понимают друг друга, группе особенно нужен хороший вожак, который смог бы повести за собой. На этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества
  • 3. «Мерцающий маяк».  . В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность команды всплесками, да и то не у всех.
  • 4. «Алый парус» . В коллективе живут по принципу: «Один за всех и все за одного!». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальной требовательностью. Командный состав - надежные организаторы, верные товарищи.
  • 5. «Горящий факел». Коллектив- не удовлетворен своим благополучием и спешит на помощь другим. Для них характерна дружба, взаимопонимание, ответственность каждого и за весь коллектив.
  • Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину
Формирование коллектива в настоящее время рассматривается с нескольких моделей развития, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.
  • Формирование коллектива в настоящее время рассматривается с нескольких моделей развития, каждая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.
1 слой Реализует непосредственные контакты между людьми Реализует непосредственные контакты между людьми 2 слой Отношения опосредуются характером совместной деятельности. Отношения опосредуются характером совместной деятельности. 3 слой

1 слой

  • Реализует непосредственные контакты между людьми
  • Реализует непосредственные контакты между людьми

2 слой

  • Отношения опосредуются характером совместной деятельности.
  • Отношения опосредуются характером совместной деятельности.

3 слой

  • Развиваются отношения, основанные на единой цели для всех членов группы
  • Развиваются отношения, основанные на единой цели для всех членов группы
  • А. В. Петровский.
Высокая сплоченность - Низкая сплоченность
  • Высокая сплоченность -
  • Низкая сплоченность

люди тесно связаны друг с другом;

отсутствует общая цель; каждый действует сам по себе;

совместно отвечают за достижение целей.

Каждый старается продемонстрировать индивидуальные результаты.

  • Сила коллектива - сплоченность
1 стадия Притирка (организационный этап) Притирка (организационный этап) 2 стадия «Конфликтная» «Конфликтная» 3 стадия Экспериментирование Экспериментирование 4 стадия Появление опыта успешного решения проблем Появление опыта успешного решения проблем 5 стадия

1 стадия

  • Притирка (организационный этап)
  • Притирка (организационный этап)

2 стадия

  • «Конфликтная»
  • «Конфликтная»

3 стадия

  • Экспериментирование
  • Экспериментирование

4 стадия

  • Появление опыта успешного решения проблем
  • Появление опыта успешного решения проблем

5 стадия

  • Формирование прочных связей
  • Формирование прочных связей
  • Стадии развития
Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Деятельность педагога: изучение каждого члена группы, его характера, особенностей личности, выявление действенного актива. 1 стадия
  • Первый этап

характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

  • Деятельность педагога:

изучение каждого члена группы, его характера, особенностей личности, выявление действенного актива.

  • 1 стадия
Требования к коллективу выдвигают педагог и актив коллектива. Руководитель объективно изучает, анализирует межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно корректирует положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. На втором этапе наблюдается значительная неоднородность взглядов. Важнейшая задача руководит еля - воспитание актива группы, развитие его организаторских способностей, устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. 2 стадия - выявлен действенный актив
  • Требования к коллективу выдвигают педагог и актив коллектива.
  • Руководитель объективно изучает, анализирует межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно корректирует положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом.
  • На втором этапе наблюдается значительная неоднородность взглядов.
  • Важнейшая задача руководит еля - воспитание актива группы, развитие его организаторских способностей, устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.
  • 2 стадия - выявлен действенный актив
Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а чья позиция безразлична всем. Социометрия – применяется для диагностики межличностных отношений. Позволяет проводить измерение авторитета лидера и выполнять перегруппировку для снижения напряженности в коллективе. Референтометрия и социометрия
  • Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а чья позиция безразлична всем.
  • Социометрия – применяется для диагностики межличностных отношений. Позволяет проводить измерение авторитета лидера и выполнять перегруппировку для снижения напряженности в коллективе.
  • Референтометрия и социометрия
На третьем этапе достигается высокий уровнь сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива. Коллектив самостоятельно решает разнообразные задачи, переходит на уровень самоуправления. Для этой стадии характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. 3 стадия
  • На третьем этапе достигается высокий уровнь сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива.
  • Коллектив самостоятельно решает разнообразные задачи, переходит на уровень самоуправления.
  • Для этой стадии характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
  • 3 стадия
Индекс сплоченности Частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности
  • Индекс сплоченности
  • Частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности
Характеризуется появлением опыта успешного решения проблем. Функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому. 4 стадия
  • Характеризуется появлением опыта успешного решения проблем.
  • Функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому.
  • 4 стадия
Внутри коллектива формируются прочные связи;  Людей принимают и оценивают по достоинству; Личные разногласия быстро устраняются;  Отношения складываются неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. 5 стадия
  • Внутри коллектива формируются прочные связи;
  • Людей принимают и оценивают по достоинству;
  • Личные разногласия быстро устраняются;
  • Отношения складываются неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.
  • 5 стадия
В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:   - удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;   - преобладающее настроение в коллективе;   - взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;   - степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;   - сплочённость как эмоциональное единство;   - сознательную дисциплину.

В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:  - удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;  - преобладающее настроение в коллективе;  - взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;  - степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;  - сплочённость как эмоциональное единство;  - сознательную дисциплину.

  • Социально психологический климат – комплексный показатель взаимоотношений в коллективе
Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»   В.А. Сухомлинский 
  • Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения
  • «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо»
  • В.А. Сухомлинский 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Этапы формирования коллектива

Автор: Родионова Тамара Васильевна

Дата: 18.09.2017

Номер свидетельства: 428713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Доклад на тему "Влияние занятий в хоровом коллективе на формирование творческой свободы у детей""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vliianie_zaniatii_v_khorovom_kollektive_na_formirovanie_tvorchesk"
    ["file_id"] => string(6) "527066"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573751261"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-biologhii-kak-usloviie-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "126205"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415125294"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Учимся      взаимодействовать "
    ["seo_title"] => string(26) "uchimsia-vzaimodieistvovat"
    ["file_id"] => string(6) "101916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402466971"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа "
    ["seo_title"] => string(73) "formirovaniie-profiessional-noi-oriientatsii-na-piervom-kursie-kolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "120528"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413731246"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Концепция  воспитательной системы класса "
    ["seo_title"] => string(45) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "240884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445153632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства