kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Влияние занятий в хоровом коллективе на формирование творческой свободы у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность проявить свободу в творчестве, индивидуальность – одно из главных качеств профессионального музыканта. Формирование этой способности начинается с первых шагов будущего исполнителя или композитора в мире музыки, и немаловажную роль играют в этом случае занятия в хоре. Именно занимаясь хоровым исполнительством, дети впервые узнают, ещё до начала ансамблевых занятий, как правильно взаимодействовать с другими участниками коллектива, а также, с дирижером и концертмейстером. Зачастую именно в хоре у детей начинается формирование творческого самосознания.

Важно понимать, что хор помогает развить не только дисциплину, но и творческую свободу. Казалось бы, хор – это, прежде всего коллектив, в котором никто, кроме солиста, не может ярко проявить свое «я». В нем существует только «мы». Однако данное утверждение не совсем верно. Именно в этом «мы» зачастую и проявляется индивидуальность каждого участника коллектива, так как на этапах формирования хорового коллектива участникам приходится приспосабливаться друг к другу, учиться слушать и слышать, работать как единый организм.

Остановимся подробнее на процессе формирования творческого коллектива. Исследователь С.А. Казачков отмечает, что этот процесс можно разделить на четыре важных этапа:

  1. Этап организации, в течение которого участники знакомятся с техникой вокально-хорового исполнения. На этой ступени участники ещё не воспринимаются как коллектив, поют сами по себе. Их основная задача – научиться работать в команде, осознать чувство коллективности.
  2. Этап, на котором формируется художественное объединение. На этой ступени дети учатся осознавать себя как единый организм, «происходит постепенная кристаллизация единого понимания способов и средств музыкальной выразительности, хорового исполнения, выразительных возможностей» [1]. Участники коллектива учатся слушать и слышать себя со стороны.
  3. Этап «эстетического единомыслия» [1]. На этой ступени становления хорового коллектива оформляется репертуар, участники начинают осознавать художественную концепцию музыкального произведения, учатся создавать свою собственную интерпретацию. Также важно отметить и то, что именно на этом этапе у участников коллектива развивается способность к самокритике и самоанализу.
  4. Этап «этического единомыслия». На этой ступени происходит осознание конечной «сверх-сверхзадачи». По словам исследователя, «в это время происходит осознание своего творческого направления и общественного предназначения. Хор становится коллективом единомышленников» [1].

Большое влияние на развитие творческой свободы оказывает подбор репертуара. Преподавателю важно понимать, что произведения, выбранные для исполнения, должны находить живой отклик в сознании детей-исполнителей.

Работа над интерпретацией произведения занимает много времени, поэтому важно, чтобы этот процесс не был исполнителям в тягость из-за того, что произведение им не понятно и не нравится. Поэтому необходимо посоветоваться с участниками хора по поводу выбора произведения для исполнения.

Основная тенденция современного хорового исполнительства – стремление к развитию индивидуальности. И поэтому педагогу необходимо обращаться к использованию разных средств и способов, чтобы создать все условия для этого. К таким условиям можно отнести следующие:

  1. Поручение исполнения сольных эпизодов не одному, а нескольким исполнителям;
  2. Поощрение юных певцов, отмечая их активность, хорошую технику, чувство коллектива;
  3. Совместная работа над интерпретацией музыкального произведения, когда у каждого участника есть возможность высказаться, рассказать о своем видении художественного образа и др.

 

Раскрытию индивидуальности хористов также способствует богатство средств художественного воплощения, постоянная работа над интерпретацией, а также, что немаловажно, творческая направленность коллектива.

Главной идеей хорового коллектива является то, что он, с одной стороны, объединяет участников, а с другой, – помогает каждому раскрыть свою суть. С этой точки зрения хор является идеально организованной структурой, в которой каждому отведена своя особая роль, но все участники «работают» на благо коллектива. Эти две тенденции находятся в постоянном движении, в процессе развития, и поэтому, преподавателю необходимо проявить гибкость при руководстве коллективом.

Таким образом, хор – это «монолитное» объединение, единый творческий организм, однако у каждого исполнителя есть право на проявление своей индивидуальности. Именно в этом и состоит творческая свобода.

Список использованной литературы:

  1. Гарипова Г.А. Общение и творческая атмосфера в хоровом коллективе как факторы формирования артистизма и личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Влияние занятий в хоровом коллективе на формирование творческой свободы у детей"»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ В ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ У ДЕТЕЙ

Байзуллина Д.Ж.,

преподаватель ДМШ им.Д.Нурпеисова


Способность проявить свободу в творчестве, индивидуальность – одно из главных качеств профессионального музыканта. Формирование этой способности начинается с первых шагов будущего исполнителя или композитора в мире музыки, и немаловажную роль играют в этом случае занятия в хоре. Именно занимаясь хоровым исполнительством, дети впервые узнают, ещё до начала ансамблевых занятий, как правильно взаимодействовать с другими участниками коллектива, а также, с дирижером и концертмейстером. Зачастую именно в хоре у детей начинается формирование творческого самосознания.

Важно понимать, что хор помогает развить не только дисциплину, но и творческую свободу. Казалось бы, хор – это, прежде всего коллектив, в котором никто, кроме солиста, не может ярко проявить свое «я». В нем существует только «мы». Однако данное утверждение не совсем верно. Именно в этом «мы» зачастую и проявляется индивидуальность каждого участника коллектива, так как на этапах формирования хорового коллектива участникам приходится приспосабливаться друг к другу, учиться слушать и слышать, работать как единый организм.

Остановимся подробнее на процессе формирования творческого коллектива. Исследователь С.А. Казачков отмечает, что этот процесс можно разделить на четыре важных этапа:

  1. Этап организации, в течение которого участники знакомятся с техникой вокально-хорового исполнения. На этой ступени участники ещё не воспринимаются как коллектив, поют сами по себе. Их основная задача – научиться работать в команде, осознать чувство коллективности.

  2. Этап, на котором формируется художественное объединение. На этой ступени дети учатся осознавать себя как единый организм, «происходит постепенная кристаллизация единого понимания способов и средств музыкальной выразительности, хорового исполнения, выразительных возможностей» [1]. Участники коллектива учатся слушать и слышать себя со стороны.

  3. Этап «эстетического единомыслия» [1]. На этой ступени становления хорового коллектива оформляется репертуар, участники начинают осознавать художественную концепцию музыкального произведения, учатся создавать свою собственную интерпретацию. Также важно отметить и то, что именно на этом этапе у участников коллектива развивается способность к самокритике и самоанализу.

  4. Этап «этического единомыслия». На этой ступени происходит осознание конечной «сверх-сверхзадачи». По словам исследователя, «в это время происходит осознание своего творческого направления и общественного предназначения. Хор становится коллективом единомышленников» [1].

Большое влияние на развитие творческой свободы оказывает подбор репертуара. Преподавателю важно понимать, что произведения, выбранные для исполнения, должны находить живой отклик в сознании детей-исполнителей.

Работа над интерпретацией произведения занимает много времени, поэтому важно, чтобы этот процесс не был исполнителям в тягость из-за того, что произведение им не понятно и не нравится. Поэтому необходимо посоветоваться с участниками хора по поводу выбора произведения для исполнения.

Основная тенденция современного хорового исполнительства – стремление к развитию индивидуальности. И поэтому педагогу необходимо обращаться к использованию разных средств и способов, чтобы создать все условия для этого. К таким условиям можно отнести следующие:

  1. Поручение исполнения сольных эпизодов не одному, а нескольким исполнителям;

  2. Поощрение юных певцов, отмечая их активность, хорошую технику, чувство коллектива;

  3. Совместная работа над интерпретацией музыкального произведения, когда у каждого участника есть возможность высказаться, рассказать о своем видении художественного образа и др.


Раскрытию индивидуальности хористов также способствует богатство средств художественного воплощения, постоянная работа над интерпретацией, а также, что немаловажно, творческая направленность коллектива.

Главной идеей хорового коллектива является то, что он, с одной стороны, объединяет участников, а с другой, – помогает каждому раскрыть свою суть. С этой точки зрения хор является идеально организованной структурой, в которой каждому отведена своя особая роль, но все участники «работают» на благо коллектива. Эти две тенденции находятся в постоянном движении, в процессе развития, и поэтому, преподавателю необходимо проявить гибкость при руководстве коллективом.

Таким образом, хор – это «монолитное» объединение, единый творческий организм, однако у каждого исполнителя есть право на проявление своей индивидуальности. Именно в этом и состоит творческая свобода.







Список использованной литературы:


  1. Гарипова Г.А. Общение и творческая атмосфера в хоровом коллективе как факторы формирования артистизма и личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Байзуллина Джайран Жакыповна

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 527066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства