kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Много лет обучая математике, сначала в школе, затем в колледже, 20 лет работая в приемной комиссии, привыкла сталкиваться с характерными заблуждениями абитуриентов, студентов.

   Иногда студенты и их родители беспокоятся, что им дали мало знаний. Меня это тоже беспокоит, но не в первую очередь.

  Потребности нашего выпускника должны быть гораздо шире – кроме знаний, ему нужны навыки, понимание, рефлексы, интуиция, умение анализировать ситуацию, принимать решения. А одно знание в ряде случаев недостаточно или почти ничего не стоит.

  Основа будущего понимания, правильная профессиональная  ориентация должна вырабатываться как можно раньше.

  Что бы хотелось видеть в «багаже» студента, независимо от объема знаний:

Грамотность, в первую очередь, техническую;

Аккуратность. Небрежное изложение результатов работы делает ее бессмысленной и никому не нужной. Исполнителю может быть трудно, это никого не интересует, к делу не относится, но потребителю должно быть удобно, понятно, легко, так что думать нужно о нем, а не о себе.

Отношение к результату, контроль. Для школьника этой проблемы не существует, рядом с ним учитель. Для техника-технолога контроль  - важнейший этап в решении задачи (как ни трудно получить результат, иногда трудней его осознать и разумно им распорядиться). Стремлюсь привить вкус к контролю получаемых результатов, превратить его в органическую потребность. В отличие от школьника и машины, техник-технолог думает, взвешивает, анализирует, сопоставляет, сомневается, пытается контролировать себя прямо или  косвенно, прежде чем выдать информацию.

Ощущение частного и общего, умение получить информацию из соотношения.

Часто слышны жалобы по поводу обилия и громоздкости формул, трудности их запоминания. Специально запоминать любые формулы не нужно, в чем-то даже вредно. Они должны запоминаться сами, надо только создать для этого подходящие условия.

Отношение к информации. Известно, что нужную информацию можно условно разделить на две категории: -  которую удобно хранить в памяти,

                          -  которую хранить удобней вне памяти

Для технически образованного человека такое разделение происходит само собой.

Умение думать. В практике студентов часто встречаются ситуации, когда:

  • Думать стыдно, надо знать
  • Думать смешно, нужно просто перебрать варианты.

Во всех других ситуациях думать можно и нужно, а в названных случаях раздумье – признак профессиональной слабости.

  К этим пунктам можно было бы добавить еще немало, и общих, и специфических. Набивши голову производными, интегралами и еще бог знает чем, бывший студент вдруг замечает, что гораздо нужней совсем другое – аккуратность, серьезность, воспитанность, культура труда, профессиональное самолюбие, умение работать в коллективе, то есть не знания, а качество.

  Мой идеал студента довольно прост – энергичный, думающий и, главное, умеющий учиться у всех и у всего, что его окружает. Ведь возможности для учения бесконечны.

  Работая много лет на специальности «Специальные машины и устройства», всю работу, как преподаватель и как куратор, направляю на знакомство и понимание будущей специальности.           Поступая учиться на 1 курс, 90% студентов не имеют элементарной  информации о выбранной специальности.

Вот ситуация, которая складывается в группе на 1 курсе при поступлении:

по совету родителей:                    по совету друзей:                                   «все равно»:

            30%                                             20%                                                           50%

   Я с первой встречи со своей группой начинаю разговор о выбранной специальности. 1сентября на первый классный час в группы первокурсников приходят гости: представители предприятий, на которых работает большинство наших выпускников. Иной раз, в роли опытных гостей оказываются наши бывшие выпускники.

  Большая часть классных часов на первом курсе посвящена знакомству с колледжем, с жизнью и деятельностью Николая Гавриловича Славянова, с выбранной специальностью.

  Посещение музея им.Н.Г.Славянова – один из интереснейших моментов в нашей работе. Затем идет знакомство родителей и студентов с будущими предметами и ведущими специалистами выбранной специальности: на родительском собрании вместе со студентами выступают преподаватели спецдисциплин. Студенты уже на первом курсе знакомятся с лабораториями и мастерскими, где им предстоит работать. Во время экскурсии можно даже подержать еще теплую, обработанную на станке, деталь. Посещают студенты и защиту курсовых работ на 2 и 3 курсах, а в конце учебного года удается побывать на защите дипломного проекта.

  Вот выдержка из сочинения студентки 1 курса  Федоровой Ани:

«… я пришла учиться в колледж по совету подружки, с которой училась в одной школе. С первого дня навалилось столько информации, что первый месяц ходила как во сне. Как, оказывается, я мало знаю! Устаю ужасно! Не хочется пропускать ни дня! С каждым днем убеждаюсь, что «случайный» выбор оказался правильным. Как хорошо, что куратор еще и преподаватель математики, и она много знает о нашей специальности. Нас знакомят с выбранной специальностью с первого дня. Еще сентябрь, а некоторые ребята в группе задумались: справятся ли…»  

  Разделить воспитательную работу и преподавание дисциплины невозможно. Преподавая «математику» в колледже более 20 лет, все изучаемые темы связываю с будущими предметами выбранной специальности:

  Завершается  первый этап формирования  профессиональных способностей у студентов первого курса переводной курсовой работой « Плотность материала детали», которая включает в себя основные предметы первого курса: математику, информатику, проекционное черчение, физику.

   Анализ профессиональных характеристик специалистов среднего звена в свете новых требований производства, связанных с развитием и внедрением новых технологий, показывает, что выпускник колледжа должен уметь выполнять ряд инженерных работ по конструированию, технологии, программированию, экономическому анализу и т.д.

  В основу формирования указанных умений заложены, в первую очередь, умения производить математические расчеты, выбирать наиболее экономичные способы действий при расчетах, оперативно реагировать на изменение точности расчетов и т.д. Чтобы это стало возможным, необходима осознанность и знание сути выбранной специальности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа »



Много лет обучая математике, сначала в школе, затем в колледже, 20 лет работая в приемной комиссии, привыкла сталкиваться с характерными заблуждениями абитуриентов, студентов.

Иногда студенты и их родители беспокоятся, что им дали мало знаний. Меня это тоже беспокоит, но не в первую очередь.

Потребности нашего выпускника должны быть гораздо шире – кроме знаний, ему нужны навыки, понимание, рефлексы, интуиция, умение анализировать ситуацию, принимать решения. А одно знание в ряде случаев недостаточно или почти ничего не стоит.

Основа будущего понимания, правильная профессиональная ориентация должна вырабатываться как можно раньше.

Что бы хотелось видеть в «багаже» студента, независимо от объема знаний:

Грамотность, в первую очередь, техническую;

Аккуратность. Небрежное изложение результатов работы делает ее бессмысленной и никому не нужной. Исполнителю может быть трудно, это никого не интересует, к делу не относится, но потребителю должно быть удобно, понятно, легко, так что думать нужно о нем, а не о себе.

Отношение к результату, контроль. Для школьника этой проблемы не существует, рядом с ним учитель. Для техника-технолога контроль - важнейший этап в решении задачи (как ни трудно получить результат, иногда трудней его осознать и разумно им распорядиться). Стремлюсь привить вкус к контролю получаемых результатов, превратить его в органическую потребность. В отличие от школьника и машины, техник-технолог думает, взвешивает, анализирует, сопоставляет, сомневается, пытается контролировать себя прямо или косвенно, прежде чем выдать информацию.

Ощущение частного и общего, умение получить информацию из соотношения.

Часто слышны жалобы по поводу обилия и громоздкости формул, трудности их запоминания. Специально запоминать любые формулы не нужно, в чем-то даже вредно. Они должны запоминаться сами, надо только создать для этого подходящие условия.

Отношение к информации. Известно, что нужную информацию можно условно разделить на две категории: - которую удобно хранить в памяти,

- которую хранить удобней вне памяти

Для технически образованного человека такое разделение происходит само собой.

Умение думать. В практике студентов часто встречаются ситуации, когда:

  • Думать стыдно, надо знать

  • Думать смешно, нужно просто перебрать варианты.

Во всех других ситуациях думать можно и нужно, а в названных случаях раздумье – признак профессиональной слабости.

К этим пунктам можно было бы добавить еще немало, и общих, и специфических. Набивши голову производными, интегралами и еще бог знает чем, бывший студент вдруг замечает, что гораздо нужней совсем другое – аккуратность, серьезность, воспитанность, культура труда, профессиональное самолюбие, умение работать в коллективе, то есть не знания, а качество.

Мой идеал студента довольно прост – энергичный, думающий и, главное, умеющий учиться у всех и у всего, что его окружает. Ведь возможности для учения бесконечны.

Работая много лет на специальности «Специальные машины и устройства», всю работу, как преподаватель и как куратор, направляю на знакомство и понимание будущей специальности. Поступая учиться на 1 курс, 90% студентов не имеют элементарной информации о выбранной специальности.

В


от ситуация, которая складывается в группе на 1 курсе при поступлении:






по совету родителей: по совету друзей: «все равно»:

30% 20% 50%

Я с первой встречи со своей группой начинаю разговор о выбранной специальности. 1сентября на первый классный час в группы первокурсников приходят гости: представители предприятий, на которых работает большинство наших выпускников. Иной раз, в роли опытных гостей оказываются наши бывшие выпускники.

Большая часть классных часов на первом курсе посвящена знакомству с колледжем, с жизнью и деятельностью Николая Гавриловича Славянова, с выбранной специальностью.

Посещение музея им.Н.Г.Славянова – один из интереснейших моментов в нашей работе. Затем идет знакомство родителей и студентов с будущими предметами и ведущими специалистами выбранной специальности: на родительском собрании вместе со студентами выступают преподаватели спецдисциплин. Студенты уже на первом курсе знакомятся с лабораториями и мастерскими, где им предстоит работать. Во время экскурсии можно даже подержать еще теплую, обработанную на станке, деталь. Посещают студенты и защиту курсовых работ на 2 и 3 курсах, а в конце учебного года удается побывать на защите дипломного проекта.

Вот выдержка из сочинения студентки 1 курса Федоровой Ани:

«… я пришла учиться в колледж по совету подружки, с которой училась в одной школе. С первого дня навалилось столько информации, что первый месяц ходила как во сне. Как, оказывается, я мало знаю! Устаю ужасно! Не хочется пропускать ни дня! С каждым днем убеждаюсь, что «случайный» выбор оказался правильным. Как хорошо, что куратор еще и преподаватель математики, и она много знает о нашей специальности. Нас знакомят с выбранной специальностью с первого дня. Еще сентябрь, а некоторые ребята в группе задумались: справятся ли…»

Разделить воспитательную работу и преподавание дисциплины невозможно. Преподавая «математику» в колледже более 20 лет, все изучаемые темы связываю с будущими предметами выбранной специальности:


Завершается первый этап формирования профессиональных способностей у студентов первого курса переводной курсовой работой « Плотность материала детали», которая включает в себя основные предметы первого курса: математику, информатику, проекционное черчение, физику.


Анализ профессиональных характеристик специалистов среднего звена в свете новых требований производства, связанных с развитием и внедрением новых технологий, показывает, что выпускник колледжа должен уметь выполнять ряд инженерных работ по конструированию, технологии, программированию, экономическому анализу и т.д.

В основу формирования указанных умений заложены, в первую очередь, умения производить математические расчеты, выбирать наиболее экономичные способы действий при расчетах, оперативно реагировать на изменение точности расчетов и т.д. Чтобы это стало возможным, необходима осознанность и знание сути выбранной специальности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа

Автор: Мингазова Маргарита георгиевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-ikt-kompietientnosti-u-obuchaiushchikhsia-gaou-spo-rk-syktyvkarskii-kolliedzh-siervisa-i-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "182553"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425551286"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа тренинга «как выбрать себе профессию»."
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_trieningha_kak_vybrat_siebie_profiessiiu"
    ["file_id"] => string(6) "421443"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497263103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства