формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа
Формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа
Много лет обучая математике, сначала в школе, затем в колледже, 20 лет работая в приемной комиссии, привыкла сталкиваться с характерными заблуждениями абитуриентов, студентов.
Иногда студенты и их родители беспокоятся, что им дали мало знаний. Меня это тоже беспокоит, но не в первую очередь.
Потребности нашего выпускника должны быть гораздо шире – кроме знаний, ему нужны навыки, понимание, рефлексы, интуиция, умение анализировать ситуацию, принимать решения. А одно знание в ряде случаев недостаточно или почти ничего не стоит.
Основа будущего понимания, правильная профессиональная ориентация должна вырабатываться как можно раньше.
Что бы хотелось видеть в «багаже» студента, независимо от объема знаний:
Грамотность, в первую очередь, техническую;
Аккуратность. Небрежное изложение результатов работы делает ее бессмысленной и никому не нужной. Исполнителю может быть трудно, это никого не интересует, к делу не относится, но потребителю должно быть удобно, понятно, легко, так что думать нужно о нем, а не о себе.
Отношение к результату, контроль. Для школьника этой проблемы не существует, рядом с ним учитель. Для техника-технолога контроль - важнейший этап в решении задачи (как ни трудно получить результат, иногда трудней его осознать и разумно им распорядиться). Стремлюсь привить вкус к контролю получаемых результатов, превратить его в органическую потребность. В отличие от школьника и машины, техник-технолог думает, взвешивает, анализирует, сопоставляет, сомневается, пытается контролировать себя прямо или косвенно, прежде чем выдать информацию.
Ощущение частного и общего, умение получить информацию из соотношения.
Часто слышны жалобы по поводу обилия и громоздкости формул, трудности их запоминания. Специально запоминать любые формулы не нужно, в чем-то даже вредно. Они должны запоминаться сами, надо только создать для этого подходящие условия.
Отношение к информации. Известно, что нужную информацию можно условно разделить на две категории: - которую удобно хранить в памяти,
- которую хранить удобней вне памяти
Для технически образованного человека такое разделение происходит само собой.
Умение думать. В практике студентов часто встречаются ситуации, когда:
Думать стыдно, надо знать
Думать смешно, нужно просто перебрать варианты.
Во всех других ситуациях думать можно и нужно, а в названных случаях раздумье – признак профессиональной слабости.
К этим пунктам можно было бы добавить еще немало, и общих, и специфических. Набивши голову производными, интегралами и еще бог знает чем, бывший студент вдруг замечает, что гораздо нужней совсем другое – аккуратность, серьезность, воспитанность, культура труда, профессиональное самолюбие, умение работать в коллективе, то есть не знания, а качество.
Мой идеал студента довольно прост – энергичный, думающий и, главное, умеющий учиться у всех и у всего, что его окружает. Ведь возможности для учения бесконечны.
Работая много лет на специальности «Специальные машины и устройства», всю работу, как преподаватель и как куратор, направляю на знакомство и понимание будущей специальности. Поступая учиться на 1 курс, 90% студентов не имеют элементарной информации о выбранной специальности.
Вот ситуация, которая складывается в группе на 1 курсе при поступлении:
по совету родителей: по совету друзей: «все равно»:
30% 20% 50%
Я с первой встречи со своей группой начинаю разговор о выбранной специальности. 1сентября на первый классный час в группы первокурсников приходят гости: представители предприятий, на которых работает большинство наших выпускников. Иной раз, в роли опытных гостей оказываются наши бывшие выпускники.
Большая часть классных часов на первом курсе посвящена знакомству с колледжем, с жизнью и деятельностью Николая Гавриловича Славянова, с выбранной специальностью.
Посещение музея им.Н.Г.Славянова – один из интереснейших моментов в нашей работе. Затем идет знакомство родителей и студентов с будущими предметами и ведущими специалистами выбранной специальности: на родительском собрании вместе со студентами выступают преподаватели спецдисциплин. Студенты уже на первом курсе знакомятся с лабораториями и мастерскими, где им предстоит работать. Во время экскурсии можно даже подержать еще теплую, обработанную на станке, деталь. Посещают студенты и защиту курсовых работ на 2 и 3 курсах, а в конце учебного года удается побывать на защите дипломного проекта.
Вот выдержка из сочинения студентки 1 курса Федоровой Ани:
«… я пришла учиться в колледж по совету подружки, с которой училась в одной школе. С первого дня навалилось столько информации, что первый месяц ходила как во сне. Как, оказывается, я мало знаю! Устаю ужасно! Не хочется пропускать ни дня! С каждым днем убеждаюсь, что «случайный» выбор оказался правильным. Как хорошо, что куратор еще и преподаватель математики, и она много знает о нашей специальности. Нас знакомят с выбранной специальностью с первого дня. Еще сентябрь, а некоторые ребята в группе задумались: справятся ли…»
Разделить воспитательную работу и преподавание дисциплины невозможно. Преподавая «математику» в колледже более 20 лет, все изучаемые темы связываю с будущими предметами выбранной специальности:
Завершается первый этап формирования профессиональных способностей у студентов первого курса переводной курсовой работой « Плотность материала детали», которая включает в себя основные предметы первого курса: математику, информатику, проекционное черчение, физику.
Анализ профессиональных характеристик специалистов среднего звена в свете новых требований производства, связанных с развитием и внедрением новых технологий, показывает, что выпускник колледжа должен уметь выполнять ряд инженерных работ по конструированию, технологии, программированию, экономическому анализу и т.д.
В основу формирования указанных умений заложены, в первую очередь, умения производить математические расчеты, выбирать наиболее экономичные способы действий при расчетах, оперативно реагировать на изменение точности расчетов и т.д. Чтобы это стало возможным, необходима осознанность и знание сути выбранной специальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«формирование профессиональной ориентации на первом курсе колледжа »
Много лет обучая математике, сначала в школе, затем в колледже, 20 лет работая в приемной комиссии, привыкла сталкиваться с характерными заблуждениями абитуриентов, студентов.
Иногда студенты и их родители беспокоятся, что им дали мало знаний. Меня это тоже беспокоит, но не в первую очередь.
Потребности нашего выпускника должны быть гораздо шире – кроме знаний, ему нужны навыки, понимание, рефлексы, интуиция, умение анализировать ситуацию, принимать решения. А одно знание в ряде случаев недостаточно или почти ничего не стоит.
Основа будущего понимания, правильная профессиональная ориентация должна вырабатываться как можно раньше.
Что бы хотелось видеть в «багаже» студента, независимо от объема знаний:
Грамотность, в первую очередь, техническую;
Аккуратность. Небрежное изложение результатов работы делает ее бессмысленной и никому не нужной. Исполнителю может быть трудно, это никого не интересует, к делу не относится, но потребителю должно быть удобно, понятно, легко, так что думать нужно о нем, а не о себе.
Отношение к результату, контроль. Для школьника этой проблемы не существует, рядом с ним учитель. Для техника-технолога контроль - важнейший этап в решении задачи (как ни трудно получить результат, иногда трудней его осознать и разумно им распорядиться). Стремлюсь привить вкус к контролю получаемых результатов, превратить его в органическую потребность. В отличие от школьника и машины, техник-технолог думает, взвешивает, анализирует, сопоставляет, сомневается, пытается контролировать себя прямо или косвенно, прежде чем выдать информацию.
Ощущение частного и общего, умение получить информацию из соотношения.
Часто слышны жалобы по поводу обилия и громоздкости формул, трудности их запоминания. Специально запоминать любые формулы не нужно, в чем-то даже вредно. Они должны запоминаться сами, надо только создать для этого подходящие условия.
Отношение к информации. Известно, что нужную информацию можно условно разделить на две категории: - которую удобно хранить в памяти,
- которую хранить удобней вне памяти
Для технически образованного человека такое разделение происходит само собой.
Умение думать. В практике студентов часто встречаются ситуации, когда:
Думать стыдно, надо знать
Думать смешно, нужно просто перебрать варианты.
Во всех других ситуациях думать можно и нужно, а в названных случаях раздумье – признак профессиональной слабости.
К этим пунктам можно было бы добавить еще немало, и общих, и специфических. Набивши голову производными, интегралами и еще бог знает чем, бывший студент вдруг замечает, что гораздо нужней совсем другое – аккуратность, серьезность, воспитанность, культура труда, профессиональное самолюбие, умение работать в коллективе, то есть не знания, а качество.
Мой идеал студента довольно прост – энергичный, думающий и, главное, умеющий учиться у всех и у всего, что его окружает. Ведь возможности для учения бесконечны.
Работая много лет на специальности «Специальные машины и устройства», всю работу, как преподаватель и как куратор, направляю на знакомство и понимание будущей специальности. Поступая учиться на 1 курс, 90% студентов не имеют элементарной информации о выбранной специальности.
В
от ситуация, которая складывается в группе на 1 курсе при поступлении:
по совету родителей: по совету друзей: «все равно»:
30% 20% 50%
Я с первой встречи со своей группой начинаю разговор о выбранной специальности. 1сентября на первый классный час в группы первокурсников приходят гости: представители предприятий, на которых работает большинство наших выпускников. Иной раз, в роли опытных гостей оказываются наши бывшие выпускники.
Большая часть классных часов на первом курсе посвящена знакомству с колледжем, с жизнью и деятельностью Николая Гавриловича Славянова, с выбранной специальностью.
Посещение музея им.Н.Г.Славянова – один из интереснейших моментов в нашей работе. Затем идет знакомство родителей и студентов с будущими предметами и ведущими специалистами выбранной специальности: на родительском собрании вместе со студентами выступают преподаватели спецдисциплин. Студенты уже на первом курсе знакомятся с лабораториями и мастерскими, где им предстоит работать. Во время экскурсии можно даже подержать еще теплую, обработанную на станке, деталь. Посещают студенты и защиту курсовых работ на 2 и 3 курсах, а в конце учебного года удается побывать на защите дипломного проекта.
Вот выдержка из сочинения студентки 1 курса Федоровой Ани:
«… я пришла учиться в колледж по совету подружки, с которой училась в одной школе. С первого дня навалилось столько информации, что первый месяц ходила как во сне. Как, оказывается, я мало знаю! Устаю ужасно! Не хочется пропускать ни дня! С каждым днем убеждаюсь, что «случайный» выбор оказался правильным. Как хорошо, что куратор еще и преподаватель математики, и она много знает о нашей специальности. Нас знакомят с выбранной специальностью с первого дня. Еще сентябрь, а некоторые ребята в группе задумались: справятся ли…»
Разделить воспитательную работу и преподавание дисциплины невозможно. Преподавая «математику» в колледже более 20 лет, все изучаемые темы связываю с будущими предметами выбранной специальности:
Завершается первый этап формирования профессиональных способностей у студентов первого курса переводной курсовой работой « Плотность материала детали», которая включает в себя основные предметы первого курса: математику, информатику, проекционное черчение, физику.
Анализ профессиональных характеристик специалистов среднего звена в свете новых требований производства, связанных с развитием и внедрением новых технологий, показывает, что выпускник колледжа должен уметь выполнять ряд инженерных работ по конструированию, технологии, программированию, экономическому анализу и т.д.
В основу формирования указанных умений заложены, в первую очередь, умения производить математические расчеты, выбирать наиболее экономичные способы действий при расчетах, оперативно реагировать на изменение точности расчетов и т.д. Чтобы это стало возможным, необходима осознанность и знание сути выбранной специальности.