kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся.

 

 

                                                            Волковская Лариса Павловна

                                                            учитель биологии первой категории

                                                            КГУ «Банновская средняя школа»

 

 

         По поручению президента страны был разработан "Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы", впервые за всю историю  разработаны инновационные проекты поддержки организаций дополнительного образования.  Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей.  Сегодня государством созданы условия для поддержки естественно - научного образования, формирования интеллектуального потенциала страны, всячески поддерживаются творческие идеи педагогических коллективов школ и учителей химии и биологии.

          Главные выводы: необходимо ввести разноуровневые, творческие задания, развивающие функциональную грамотность школьников, а также расширить информацию о казахстанских ученых и наших достижениях.

         Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в 21 веке будут нужны новые знания и понимание. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию  Я попыталась   в своей педагогической практике применить идеи когнитивной психологии в обучении детей различным методам критического мышления на уроках биологии. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления.Изучив данную тему я узнала ,что критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении».Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Я считаю , что   учащиеся должны размышлять - это не подлежит сомнению. Но в не меньшей степени должны размышлять и учителя. Преподавая биологию я часто наблюдаю, как ученики   применяют стратегию «кластер» при изучении   отдельных тем. И эти наблюдения, и мой собственный педагогический опыт подсказывают несколько соображений.

         Во-первых, если мы не ограничиваем предметную область, из которой учащиеся черпают информацию, они начинают привлекать данные из совершенно других областей знаний. В начале изучения той или иной страны эта «внешняя информация» крайне ценна, особенно когда речь идет о характеристике человеческого общества. Иными словами, книги, которые мы предлагаем учащимся, и тема, стоящая в нашем учебном плане, часто далеки от того круга проблем, который они определили как ключевые. Зачастую преподаватель даже не может ответить на вопросы учащихся - поскольку необходимая информация находится вне области его компетентности или ее трудно найти.     

         Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся при создании кластеров, - порядок поступления или анализа информации.   

         Насколько велик может быть кластер? Некоторые авторы полагают, что если ученики создают кластер самостоятельно, он не должен содержать больше трех-четырех элементов. Излишнее расширение кластера может потребовать слишком много времени, да и сам он может деформироваться или чересчур растянуться в каком-то одном направлении. Когда мы подходим к проблеме с научной точки зрения (как предложено выше), мы фактически заранее задаем развитие кластера в определенных направлениях и помогаем нашим юным исследователям признать наличие существенных и важных фактов, процессов, характеристик и т.д.

          И некоторые предложения учащихся остаются «за бортом» просто потому, что мы задаем жесткую форму кластера. Накопив опыт применения этой стратегии, я обнаружила, что на самом деле кластер предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией .  По моему мнению, ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, очевидно больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно .

         Существует и другой насущный вопрос: насколько основательным и полным является то знание, которое учащиеся получают, выстраивая кластер и обмениваясь информацией в группе в свободной форме? Кластер содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде - намеренно или случайно. Возможно, остальные не усвоят эту информацию вообще. Слишком часто мы видим, как ученик выходит с урока ровно с теми же представлениями, с какими он на него пришел. Почему это происходит? Во время урока – из-за недостатка времени или организационных ошибок – на размышление зачастую остается лишь несколько минут, и ученики не имеют возможности дополнять, исправлять и обогащать свои знания, работая в собственном ритме.

         Функциональной грамотность школьника  рассматривается как его способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Взаимосвязь  деятельности учителя и ученика на различных этапах формирования функциональной грамотности представлена нами соответственно этапам целеполагания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов. На уроках биологии процесс формирования первой грамотности осуществляется поэтапно.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся. »

Технология развития критического мышления на уроках биологии как условие формирования функциональной грамотности учащихся.



Волковская Лариса Павловна

учитель биологии первой категории

КГУ «Банновская средняя школа»



По поручению президента страны был разработан "Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы", впервые за всю историю разработаны инновационные проекты поддержки организаций дополнительного образования. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей. Сегодня государством созданы условия для поддержки естественно - научного образования, формирования интеллектуального потенциала страны, всячески поддерживаются творческие идеи педагогических коллективов школ и учителей химии и биологии.

Главные выводы: необходимо ввести разноуровневые, творческие задания, развивающие функциональную грамотность школьников, а также расширить информацию о казахстанских ученых и наших достижениях.

Изменение масштабов событий, происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв, стремительное наращивание информации говорят о том, что в 21 веке будут нужны новые знания и понимание. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию Я попыталась в своей педагогической практике применить идеи когнитивной психологии в обучении детей различным методам критического мышления на уроках биологии. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления.Изучив данную тему я узнала ,что критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении».Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Я считаю , что  учащиеся должны размышлять - это не подлежит сомнению. Но в не меньшей степени должны размышлять и учителя. Преподавая биологию я часто наблюдаю, как ученики применяют стратегию «кластер» при изучении отдельных тем. И эти наблюдения, и мой собственный педагогический опыт подсказывают несколько соображений.

Во-первых, если мы не ограничиваем предметную область, из которой учащиеся черпают информацию, они начинают привлекать данные из совершенно других областей знаний. В начале изучения той или иной страны эта «внешняя информация» крайне ценна, особенно когда речь идет о характеристике человеческого общества. Иными словами, книги, которые мы предлагаем учащимся, и тема, стоящая в нашем учебном плане, часто далеки от того круга проблем, который они определили как ключевые. Зачастую преподаватель даже не может ответить на вопросы учащихся - поскольку необходимая информация находится вне области его компетентности или ее трудно найти.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся при создании кластеров, - порядок поступления или анализа информации.

Насколько велик может быть кластер? Некоторые авторы полагают, что если ученики создают кластер самостоятельно, он не должен содержать больше трех-четырех элементов. Излишнее расширение кластера может потребовать слишком много времени, да и сам он может деформироваться или чересчур растянуться в каком-то одном направлении. Когда мы подходим к проблеме с научной точки зрения (как предложено выше), мы фактически заранее задаем развитие кластера в определенных направлениях и помогаем нашим юным исследователям признать наличие существенных и важных фактов, процессов, характеристик и т.д.

И некоторые предложения учащихся остаются «за бортом» просто потому, что мы задаем жесткую форму кластера. Накопив опыт применения этой стратегии, я обнаружила, что на самом деле кластер предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией . По моему мнению, ценность систематизированного кластера, в котором есть установленные отношения между компонентами, очевидно больше, чем ценность кластера, выстроенного беспорядочно .

Существует и другой насущный вопрос: насколько основательным и полным является то знание, которое учащиеся получают, выстраивая кластер и обмениваясь информацией в группе в свободной форме? Кластер содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую отдельные учащиеся почерпнули прежде - намеренно или случайно. Возможно, остальные не усвоят эту информацию вообще. Слишком часто мы видим, как ученик выходит с урока ровно с теми же представлениями, с какими он на него пришел. Почему это происходит? Во время урока – из-за недостатка времени или организационных ошибок – на размышление зачастую остается лишь несколько минут, и ученики не имеют возможности дополнять, исправлять и обогащать свои знания, работая в собственном ритме.

Функциональной грамотность школьника рассматривается как его способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Взаимосвязь деятельности учителя и ученика на различных этапах формирования функциональной грамотности представлена нами соответственно этапам целеполагания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов. На уроках биологии процесс формирования первой грамотности осуществляется поэтапно.



На примере одного из уроков по биологии видно как развивается мышление у учащихся:


Неделя

День 2 04 13.


Занятие 9 класс


Тема занятия

Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.


Ресурсы

учебник , компьютерная презентация, карточки с тестовыми заданиями, видео, интерактивная доска ,фломастеры, стикеры.


Цель:

систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи организма и окружающей среды

Задачи:

Образовательная:

обобщить знания о среде обитания организмов, экологических факторах

Развивающая:

продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение; развивать творческое мышление, внимание.

Воспитательная:

воспитывать в учащихся бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу, чувства взаимопомощи и коллективизма.


Результаты обучения:

В конце занятия ученики могут:

- определять среду обитания и экологические факторы, влияющие на живые организм;

-через групповую работу давать характеристику ,вести исследовательскую работу;

-сравнивать, анализировать, обобщать; развивать творческое мышление, внимание, аргументировать.


Ключевые понятия:

среда обитания, экологические факторы, биосфера.

Ход занятия

Этап занятия

Действия учеников и учителя

Время

Начало занятия

1.Организационный момент.

Деление на группы.

Ученики распределяются на 3 группы, распределение роли в группах.

Критерии оценки работы учащихся в группе

-умение распределить работу в команде;

-умение выслушать друг друга;

-согласованность действий;

-правильность и полнота выступлений.

-активность




3 минуты








3 минуты

Введение в тему

Мотивация учебной деятельности

1Этап вызова.

Просмотрите видео и дайте ответ на следующие вопросы.

Для чего нужны знания об основных средах жизни? Как можно применить эти знания?

Определение цели урока

знать многообразие организмов и среда обитания.

уметь определять факторы среды. научиться определять экологические группы организмов по воздействию абиотических факторов.

Презентация « Среда обитания организмов и ее факторы»








4 минуты





ИКТ

Реализация цели занятия

2 Этап осмысления.

Задание 1.

Вот перед нами словосочетание “среда обитания”, что означает данное понятие? Работая со справочной литературой представленной вам, дайте наиболее полное определение данному понятию, составить кластер.

А теперь продемонстрируйте свое умение производить наблюдения. Какие среды обитания представлены в данном видеофрагменте?

Демонстрация видеофрагмента о животных и растениях, обитающих в разных средах , дополните кластер.

Задание 2.

Среда обитания (понятие и определение).

Итак, первое, что мы должны с вами вспомнить, что такое среда обитания? А что значит место обитания? Давайте вместе сформулируем это понятие. Что для вас учащихся будет средой обитания? (Ответы учащихся).

Записать определение в тетрадь.

Среда обитания – совокупность условий, в которых обитает организм.

Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания


Задание 3.

Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним

Вспомните, какие среды обитания вам известны. Сколько их?

Мы разберём три природные среды обитания так как они наиболее заселённы живыми организмами.

На ваш стол пришли телеграммы, в которых пропущены слова.

Вам дано задание, вставить пропущенные слова, и прочитать что получилось (приложение 3).


Просмотрите фрагменты видео и выполните задание (приложение 2).

Группа 1. Наземно-воздушная среда характеризуется достаточным количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает влаги. Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например, кактус запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по земле.

Обратите внимание на слайд. Наземно – воздушная среда очень разнообразная. Сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная арктика.

Группа 2. Водная среда характеризуется достаточным количеством воды. Температура меняется не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой кислородом воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных – приспособления для плавания. Это плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Обратите внимание на слайд.

Группа 3. Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода. Температура более ровная, чем на поверхности земли, свет практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют маленькие глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием.

Задание 4.

Экологические факторы

Просмотрите фрагмент видео и попытайтесь ответить на следующие вопросы. Составить мини проект.

Что может влиять на среду обитания, на живые организмы которые в ней обитают? (Неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.)

Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются факторы живой и неживой природы. Перечислите их. (Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек. Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.) Эти факторы называют экологическими.

Абиотические факторы по-разному влияют на живые организмы. Приведите примеры влияния света, воды и температуры на животных и растения. (Ответы учащихся)

При биотических факторах живые организмы вступают в различные взаимоотношения. Приведите примеры этих взаимоотношений. (Защита проекта).

Задание 5.

А вот какое влияние оказывает на живые организмы антропогенный фактор, мы узнаем из сказки которая называется “Грустная история”.

Прочитайте и дайте ответ на вопросы.

Как вы думаете, почему сказка называется “Грустная история?”

Как люди вели себя в сказке?

А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории?

Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.)

Задание 6.

Распределите признаки по факторам.

Абиотические факторы -1 группа.

Биотические факторы -2 группа.

Антропогенные факторы – 3группа.

Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы.

Поедание крестоцветной блошкой капусты

Солнечный свет, влажность, температура воздуха

Заражение человека вирусом гриппа

Газовый состав атмосферы

Минеральный состав и содержание гумуса в почве

Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

Ультрафиолетовое излучение

Рельеф местности

Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками

Взаимоотношения рыбы - прилипалы и акулы.

Давайте проверим правильность выполнения задания (взаимопроверка)

Ответы:

Абиотические факторы: "3-5-6-9-10"

Биотические факторы: " 2-4-7-12"

Антропогенные факторы: " 1-8-11"

Самооценивание .Формативное оценивание.







4 минуты


Критическое

мышление

(синтез идей).






4 минуты












15 минут


Учет талантливых и одаренных















































4 минуты

















5 минут


Управление и лидерство.

Новые подходы в обучении. Диалог.







Групповая работа.

















Рефлексия

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Выразите свои эмоции, полученные в ходе урока на флипчарте.

2 минуты

Размышление над обучением

Самооценка и самоконтроль личности «Лист успеха».


Последующее задание

Сегодня мы с вами узнали, как важны для животных условия среды обитания. Но и мы с вами можем помочь живым организмам. Мы поняли, что большое влияние на жизнь животных оказывает антропогенный фактор, т. е. люди. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы животные могли комфортно существовать. Напишите сочинение на тему “Как вести себя на природе”.

Создать математическую модель экологической ниши любого живого организма.



3 минуты

Последующее чтение

Параграф 51,52; вопросы ; новые термины.







В результате всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Уроки, проведенные с помощью приемов критического мышления эффективны, способствуют более прочному усвоению знаний.

На таких уроках обучающиеся не только добывают знания, но и воспитывают умение аргументировано отстаивать свое мнение, видеть учебную задачу в комплексе, постоянно корректировать свои действия в процессе поиска решения. Ребята учатся планировать свою работу по решению поставленной задачи, выбирать наиболее рациональные способы, самостоятельно добывать информацию, анализировать и оценивать ее.

Для меня, как преподавателя, работа по модулю «Обучение критическому мышлению», дала возможность: формировать навыки критического размышления над преподаванием и обучением; формировать умение планировать задания для развития критического мышления обучающихся с учетом различий, связанных с возрастными особенностями;

критически размышлять о природе диалога, необходимого для улучшения обучения в классе; формировать умения интерпретировать результаты для аргументации доказательства и принятия решения; корректировать педагогическую практику на основе полученного опыта







Отзыв руководителя ШМО Степаненко Г.Н.


Представленные материалы содержат обобщение педагогического опыта автора по проблеме формирования учебно-познавательной компетентности на уроках биологии , организации работы учителя в направлении формирования функциональной грамотности учащихся, общей биологической культуры, мыслительных и интеллектуальных навыков .











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волковская Лариса Павловна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства