kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концепция воспитательной системы класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция воспитательной системы класса

Класс хорош, если в нем хорошо

каждому ребенку.

I Психолого-педагогическая характеристика класса

В 5 класс пришли дети из начальной школы, где существует определенная специфика работы с детьми: их учит один учитель. С переходом в среднее звено возникает ситуация новой системы образования. Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое, в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка. Путь осознания себя сложен. Стремление обрести себя как личность порождает отчуждение от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и внешне это выражается зачастую в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое большое количество конфликтов со взрослыми. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

В классе обучаются 4 девочки и 3 мальчика. Анализ проведенных тестов и анкет, показал, что у учащихся класса большие потенциальные возможности. В классе два хорошиста: Ивахненко Анастасия и Ряднова Виктория. Хорошие способности имеют Грудинин В. и Степанова Е., но они не хотят учиться. Причина этого – недостаточное внимание родителей к проблеме.

Учащиеся класса, по результатам медицинского осмотра, имеют удовлетворительное состояние здоровья. У Рядновой В. слабое зрение, у Степановой Е. и Мягкого В. – проблемы с желудком. У детей ослабленный иммунитет, часто болеют ОРЗ.

Учащиеся класса увлекаются музыкой, рисование, спортом.

По результатам наблюдений, анкетных данных, 5 человек имеют адекватную самооценку, 2 человека – завышенную. В классе имеются неформальные лидеры: Ивахненко Настя и Ряднова Вика. Отверженных детей в классе нет. Ярко выраженных группировок в классе нет. Все дети тесно общаются между собой.

Два ученика в классе, Грудинин В. и Мягкий В., требуют к себе повышенного внимания: низкий уровень ответственности, не учат уроки, нарушают дисциплину. Степанова К. много пропускает без уважительных причин.

В классе есть ряд проблем, над которыми необходимо работать:

1. Сформировать в классе коллектив.

2. Добиться сознательного отношения к учебе каждого члена коллектива.

3. Создать условия для самореализации, развития личности каждого ребенка.

Воспитательное пространство класса (индивидуально-групповой компонент)

Учащиеся класса

Родители

Учащиеся других классов

Общественность

Большое влияние на воспитательный процесс в классе имеют родители. Социальный паспорт класса, его анализ, свидетельствуют о том, что в классе 3 неполные семьи: Грудинин В. –мать разведена, Двулучинский А. – мать разведена, Мягкий В. –мать-одиночка.

Образовательный уровень родителей:

Высшее образование – 2 человека

Средне-специальное – 3 человека

Среднее – 6 человек

В семьях преобладает демократический тип воспитания. Недостаточно внимания уделяет сыну Мягкая Л. П., ребенком большую часть времени занимается бабушка. Часто предоставлена самой себе Степанова К. (отец в Москве).

Большое значение в воспитательном пространстве имеют педагоги. Детям пока сложно привыкнуть к большому количеству учителей, поэтому педагоги стараются помочь ученикам в процессе адаптации. Необходимо максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. По-мнению А. С. Макаренко: «м Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Самой значительной частью индивидуально-группового компонента являются учащиеся класса, их отношения между собой. В основном, у детей ровные отношения, но бывают конфликты между Степановой К., Грудининым В. и Мягким В.

Учащиеся класса занимаются в кружках и спортивных секциях, посещают сельскую и школьную библиотеки, участвуют в художественной самодеятельности.

Все эти компоненты влияют на воспитательный процесс в классе.

II Цели и задачи воспитательной системы

Цель: создать условия для развития личности каждого ученика класса, будущего гражданина России, его творческого потенциала

Задачи: 1. способствовать развитию познавательного интереса учащихся; стремления к прочным знаниям;

2. создать условия для формирования коллектива класса;

3. организовать деятельность учащихся по воспитанию гражданственности и приобщению к духовным ценностям своего Отечества;

4. содействовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.

III Перспективы и принципы жизнедеятельности классного коллектива

Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы класса составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов, таких как, системный, средовой и личностно-ориентированный.

В своей работе опираемся на научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В. П. Беспалого, В. А. Караковского, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова). Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих основополагающих идеях-принципах:

1. Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах.

2. Идея сотрудничества. Она основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной деятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

3. Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов.

4. Идея открытости. Класс – открытая, саморазвивающаяся система. Не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.

Воспитательная система класса отвечает базовым требованиям:

  1. Гуманистический стиль отношений.

  2. Разумная дисциплина и порядок.

  3. Возможность проявления детской инициативы.

  4. Демократические принципы управления.

Системообразующий вид деятельности: познавательная деятельность.

Воспитательная система класса основана на традициях школы, их продолжении и приумножении.

Основные направления воспитательной работы:

- Я и природа

- Я и Отечество

- Я и Здоровье

-Я и Знания

- Я и Культура

- Я и Человек

Виды деятельности:

- познавательная

- трудовая

- физкультурно-оздоровительная

- творческая

Законы жизни в коллективе

  1. Делай добро!

  2. Люби и прощай людей!

  3. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

  4. Бойся обидеть человека.

  5. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

  6. Познай себя и мир.

  7. Не теряй веры в себя.

  8. Найди свою цель в жизни.

Правила успешного взаимодействия педагога и ученика

  1. Неформальное взаимодействие.

  2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.

  3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.

  4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.

Организация самоуправления в классе

Класс входит в состав пионерской организации школы «Дружба».

Отряд «Радуга»IV Этапы построения воспитательной системы

Этапы построения ВС

Основные направления деятельности

1 этап

Проективный (август – декабрь 2006)

Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива

2 этап

Становление (январь – май 2007)

Укрепление межличностных отношений. Разработка и апробация годового цикла дел. Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности детей.

3 этап

Стабильное функционирование системы (июнь 2007 – май 2011)

Активное развитие ученического самоуправления.

Традиции класса; доминирующий вид совместной деятельности. Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов учащихся; исследование эффективности образовательного процесса.

4 этап

Завершение функционирования (июнь 2011)

Осуществление коллективной рефлексии.

Внешняя экспертиза результатов деятельности.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии эффективности ВС

Показатели

Методика изучения

1 Сформированность индивидуальности учащихся класса

1 Самоактуализированность личности учащегося

2 Нравственная направленность

3 Ценностные отношения

Метод анализа личностных достижений детей

Педагогическое наблюдение

Методика Б. П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»

2 Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в классе

1 Комфортность, защищенность учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе

2 Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе

Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Анкета: Я и мой класс».

Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».

3 Репутация класса

Опрос мнений

Литература

1. Степанов Е. Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности// Воспитание школьников. -2005. -№1.

2. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Тв. Центр Сфера - 2004 г.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.-208 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной системы класса »

МБОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»










Концепция воспитательной системы класса:

«Я - будущий гражданин Росси»

Классный руководитель: Журавлева Ольга Васильевна















Ржевка

2006

Концепция воспитательной системы класса

Класс хорош, если в нем хорошо

каждому ребенку.

I Психолого-педагогическая характеристика класса

В 5 класс пришли дети из начальной школы, где существует определенная специфика работы с детьми: их учит один учитель. С переходом в среднее звено возникает ситуация новой системы образования. Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое, в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка. Путь осознания себя сложен. Стремление обрести себя как личность порождает отчуждение от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и внешне это выражается зачастую в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое большое количество конфликтов со взрослыми. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.

В классе обучаются 4 девочки и 3 мальчика. Анализ проведенных тестов и анкет, показал, что у учащихся класса большие потенциальные возможности. В классе два хорошиста: Ивахненко Анастасия и Ряднова Виктория. Хорошие способности имеют Грудинин В. и Степанова Е., но они не хотят учиться. Причина этого – недостаточное внимание родителей к проблеме.

Учащиеся класса, по результатам медицинского осмотра, имеют удовлетворительное состояние здоровья. У Рядновой В. слабое зрение, у Степановой Е. и Мягкого В. – проблемы с желудком. У детей ослабленный иммунитет, часто болеют ОРЗ.

Учащиеся класса увлекаются музыкой, рисование, спортом.

По результатам наблюдений, анкетных данных, 5 человек имеют адекватную самооценку, 2 человека – завышенную. В классе имеются неформальные лидеры: Ивахненко Настя и Ряднова Вика. Отверженных детей в классе нет. Ярко выраженных группировок в классе нет. Все дети тесно общаются между собой.

Два ученика в классе, Грудинин В. и Мягкий В. , требуют к себе повышенного внимания: низкий уровень ответственности, не учат уроки, нарушают дисциплину. Степанова К. много пропускает без уважительных причин.

В классе есть ряд проблем, над которыми необходимо работать:

1. Сформировать в классе коллектив.

2. Добиться сознательного отношения к учебе каждого члена коллектива.

3. Создать условия для самореализации, развития личности каждого ребенка.

Воспитательное пространство класса (индивидуально-групповой компонент)



Учащиеся класса


Родители

Учащиеся других классов

Общественность

Большое влияние на воспитательный процесс в классе имеют родители. Социальный паспорт класса, его анализ, свидетельствуют о том, что в классе 3 неполные семьи: Грудинин В. –мать разведена, Двулучинский А. – мать разведена, Мягкий В. –мать-одиночка.

Образовательный уровень родителей:

Высшее образование – 2 человека

Средне-специальное – 3 человека

Среднее – 6 человек

В семьях преобладает демократический тип воспитания. Недостаточно внимания уделяет сыну Мягкая Л. П., ребенком большую часть времени занимается бабушка. Часто предоставлена самой себе Степанова К. (отец в Москве).

Большое значение в воспитательном пространстве имеют педагоги. Детям пока сложно привыкнуть к большому количеству учителей, поэтому педагоги стараются помочь ученикам в процессе адаптации. Необходимо максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. По-мнению А. С. Макаренко: «м Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Самой значительной частью индивидуально-группового компонента являются учащиеся класса, их отношения между собой. В основном, у детей ровные отношения, но бывают конфликты между Степановой К., Грудининым В. и Мягким В.

Учащиеся класса занимаются в кружках и спортивных секциях, посещают сельскую и школьную библиотеки, участвуют в художественной самодеятельности.

Все эти компоненты влияют на воспитательный процесс в классе.

II Цели и задачи воспитательной системы

Цель: создать условия для развития личности каждого ученика класса, будущего гражданина России, его творческого потенциала

Задачи: 1. способствовать развитию познавательного интереса учащихся; стремления к прочным знаниям;

2. создать условия для формирования коллектива класса;

3. организовать деятельность учащихся по воспитанию гражданственности и приобщению к духовным ценностям своего Отечества;

4. содействовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.





























III Перспективы и принципы жизнедеятельности классного коллектива

Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы класса составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов, таких как, системный, средовой и личностно-ориентированный.

В своей работе опираемся на научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В. П. Беспалого, В. А. Караковского, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова). Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих основополагающих идеях-принципах:

1. Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах.

2. Идея сотрудничества. Она основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной деятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

3. Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов.

4. Идея открытости. Класс – открытая, саморазвивающаяся система. Не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.

Воспитательная система класса отвечает базовым требованиям:

  1. Гуманистический стиль отношений.

  2. Разумная дисциплина и порядок.

  3. Возможность проявления детской инициативы.

  4. Демократические принципы управления.

Системообразующий вид деятельности: познавательная деятельность.

Воспитательная система класса основана на традициях школы, их продолжении и приумножении.

Основные направления воспитательной работы:

- Я и природа

- Я и Отечество

- Я и Здоровье

-Я и Знания

- Я и Культура

- Я и Человек

Виды деятельности:

- познавательная

- трудовая

- физкультурно-оздоровительная

- творческая

Законы жизни в коллективе

  1. Делай добро!

  2. Люби и прощай людей!

  3. Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

  4. Бойся обидеть человека.

  5. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

  6. Познай себя и мир.

  7. Не теряй веры в себя.

  8. Найди свою цель в жизни.

Правила успешного взаимодействия педагога и ученика

  1. Неформальное взаимодействие.

  2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.

  3. Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.

  4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.




Организация самоуправления в классе

Класс входит в состав пионерской организации школы «Дружба».

Отряд «Радуга»IV Этапы построения воспитательной системы

Этапы построения ВС

Основные направления деятельности

1 этап

Проективный (август – декабрь 2006)

Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива

2 этап

Становление (январь – май 2007)

Укрепление межличностных отношений. Разработка и апробация годового цикла дел. Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности детей.

3 этап

Стабильное функционирование системы (июнь 2007 – май 2011)

Активное развитие ученического самоуправления.

Традиции класса; доминирующий вид совместной деятельности. Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов учащихся; исследование эффективности образовательного процесса.

4 этап

Завершение функционирования (июнь 2011)

Осуществление коллективной рефлексии.

Внешняя экспертиза результатов деятельности.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии эффективности ВС

Показатели

Методика изучения


1 Сформированность индивидуальности учащихся класса

1 Самоактуализированность личности учащегося


2 Нравственная направленность

3 Ценностные отношения

Метод анализа личностных достижений детей

Педагогическое наблюдение

Методика Б. П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»

2 Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в классе

1 Комфортность, защищенность учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе



2 Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе

Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Анкета: Я и мой класс».

Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».

3 Репутация класса


Опрос мнений


Литература

1. Степанов Е. Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности// Воспитание школьников. -2005. -№1.

2. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Тв. Центр Сфера - 2004 г.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.-208 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Концепция воспитательной системы класса

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Концепция воспитательной  системы класса " Растим человека" "
    ["seo_title"] => string(64) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa-rastim-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "188227"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426627161"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Концепция  воспитательной системы класса "Путь к успеху" "
    ["seo_title"] => string(60) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa-put-k-uspiekhu"
    ["file_id"] => string(6) "203627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429526122"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Воспитательная система "Мир, в котором я живу". "
    ["seo_title"] => string(48) "vospitatiel-naia-sistiema-mir-v-kotorom-ia-zhivu"
    ["file_id"] => string(6) "232884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442937929"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Концепция воспитательной работы класса "
    ["seo_title"] => string(43) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-raboty-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "210179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431372557"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ учителя нач. классов"
    ["seo_title"] => string(50) "vospitatelnaia_kontseptsiia_uchitelia_nach_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "611782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660661332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства