Концепция воспитательной системы класса
Класс хорош, если в нем хорошо
каждому ребенку.
I Психолого-педагогическая характеристика класса
В 5 класс пришли дети из начальной школы, где существует определенная специфика работы с детьми: их учит один учитель. С переходом в среднее звено возникает ситуация новой системы образования. Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, главного личностного новообразования, которое, в первую очередь, свидетельствует о развитии личности подростка. Путь осознания себя сложен. Стремление обрести себя как личность порождает отчуждение от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и внешне это выражается зачастую в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое большое количество конфликтов со взрослыми. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.
В классе обучаются 4 девочки и 3 мальчика. Анализ проведенных тестов и анкет, показал, что у учащихся класса большие потенциальные возможности. В классе два хорошиста: Ивахненко Анастасия и Ряднова Виктория. Хорошие способности имеют Грудинин В. и Степанова Е., но они не хотят учиться. Причина этого – недостаточное внимание родителей к проблеме.
Учащиеся класса, по результатам медицинского осмотра, имеют удовлетворительное состояние здоровья. У Рядновой В. слабое зрение, у Степановой Е. и Мягкого В. – проблемы с желудком. У детей ослабленный иммунитет, часто болеют ОРЗ.
Учащиеся класса увлекаются музыкой, рисование, спортом.
По результатам наблюдений, анкетных данных, 5 человек имеют адекватную самооценку, 2 человека – завышенную. В классе имеются неформальные лидеры: Ивахненко Настя и Ряднова Вика. Отверженных детей в классе нет. Ярко выраженных группировок в классе нет. Все дети тесно общаются между собой.
Два ученика в классе, Грудинин В. и Мягкий В., требуют к себе повышенного внимания: низкий уровень ответственности, не учат уроки, нарушают дисциплину. Степанова К. много пропускает без уважительных причин.
В классе есть ряд проблем, над которыми необходимо работать:
1. Сформировать в классе коллектив.
2. Добиться сознательного отношения к учебе каждого члена коллектива.
3. Создать условия для самореализации, развития личности каждого ребенка.
Воспитательное пространство класса (индивидуально-групповой компонент)
Учащиеся класса
Родители
Учащиеся других классов
Общественность
Большое влияние на воспитательный процесс в классе имеют родители. Социальный паспорт класса, его анализ, свидетельствуют о том, что в классе 3 неполные семьи: Грудинин В. –мать разведена, Двулучинский А. – мать разведена, Мягкий В. –мать-одиночка.
Образовательный уровень родителей:
Высшее образование – 2 человека
Средне-специальное – 3 человека
Среднее – 6 человек
В семьях преобладает демократический тип воспитания. Недостаточно внимания уделяет сыну Мягкая Л. П., ребенком большую часть времени занимается бабушка. Часто предоставлена самой себе Степанова К. (отец в Москве).
Большое значение в воспитательном пространстве имеют педагоги. Детям пока сложно привыкнуть к большому количеству учителей, поэтому педагоги стараются помочь ученикам в процессе адаптации. Необходимо максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. По-мнению А. С. Макаренко: «м Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Самой значительной частью индивидуально-группового компонента являются учащиеся класса, их отношения между собой. В основном, у детей ровные отношения, но бывают конфликты между Степановой К., Грудининым В. и Мягким В.
Учащиеся класса занимаются в кружках и спортивных секциях, посещают сельскую и школьную библиотеки, участвуют в художественной самодеятельности.
Все эти компоненты влияют на воспитательный процесс в классе.
II Цели и задачи воспитательной системы
Цель: создать условия для развития личности каждого ученика класса, будущего гражданина России, его творческого потенциала
Задачи: 1. способствовать развитию познавательного интереса учащихся; стремления к прочным знаниям;
2. создать условия для формирования коллектива класса;
3. организовать деятельность учащихся по воспитанию гражданственности и приобщению к духовным ценностям своего Отечества;
4. содействовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.
III Перспективы и принципы жизнедеятельности классного коллектива
Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы класса составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов, таких как, системный, средовой и личностно-ориентированный.
В своей работе опираемся на научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В. П. Беспалого, В. А. Караковского, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова). Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих основополагающих идеях-принципах:
1. Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах.
2. Идея сотрудничества. Она основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной деятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
3. Идея выбора и ответственности. Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов.
4. Идея открытости. Класс – открытая, саморазвивающаяся система. Не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.
Воспитательная система класса отвечает базовым требованиям:
-
Гуманистический стиль отношений.
-
Разумная дисциплина и порядок.
-
Возможность проявления детской инициативы.
-
Демократические принципы управления.
Системообразующий вид деятельности: познавательная деятельность.
Воспитательная система класса основана на традициях школы, их продолжении и приумножении.
Основные направления воспитательной работы:
- Я и природа
- Я и Отечество
- Я и Здоровье
-Я и Знания
- Я и Культура
- Я и Человек
Виды деятельности:
- познавательная
- трудовая
- физкультурно-оздоровительная
- творческая
Законы жизни в коллективе
-
Делай добро!
-
Люби и прощай людей!
-
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
-
Бойся обидеть человека.
-
Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.
-
Познай себя и мир.
-
Не теряй веры в себя.
-
Найди свою цель в жизни.
Правила успешного взаимодействия педагога и ученика
-
Неформальное взаимодействие.
-
Справедливое и объективное отношение взрослого к ребенку.
-
Личная заинтересованность учителя пробуждает заинтересованность ученика.
-
Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.
Организация самоуправления в классе
Класс входит в состав пионерской организации школы «Дружба».
Отряд «Радуга»IV Этапы построения воспитательной системы
Этапы построения ВС
Основные направления деятельности
1 этап
Проективный (август – декабрь 2006)
Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива
2 этап
Становление (январь – май 2007)
Укрепление межличностных отношений. Разработка и апробация годового цикла дел. Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности детей.
3 этап
Стабильное функционирование системы (июнь 2007 – май 2011)
Активное развитие ученического самоуправления.
Традиции класса; доминирующий вид совместной деятельности. Организация мониторинга для изучения потребностей и интересов учащихся; исследование эффективности образовательного процесса.
4 этап
Завершение функционирования (июнь 2011)
Осуществление коллективной рефлексии.
Внешняя экспертиза результатов деятельности.
Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы
Критерии эффективности ВС
Показатели
Методика изучения
1 Сформированность индивидуальности учащихся класса
1 Самоактуализированность личности учащегося
2 Нравственная направленность
3 Ценностные отношения
Метод анализа личностных достижений детей
Педагогическое наблюдение
Методика Б. П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»
2 Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в классе
1 Комфортность, защищенность учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе
2 Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе
Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Анкета: Я и мой класс».
Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
3 Репутация класса
Опрос мнений
Литература
1. Степанов Е. Н. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности// Воспитание школьников. -2005. -№1.
2. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Тв. Центр Сфера - 2004 г.
3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989.-208 с.