Данное воспитательное мероприятие направлено на сплочение класного коллектива. Рассматриваются этапы формирования коллектива и предложены разнообразные тренинговые упражнения на сплочение коллектива и установление добрых межличностных отношений. Данный классный час рекомендован для проведения в старших классах
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учимся взаимодействовать »
Учимся жить и работать вместе
(классный час на сплочение коллектива)
Цели: повышение сплоченности классного коллектива путем привлечения учащихся к коллективному творческому делу методом демонстрации позитивных качеств личности; создании ситуации успеха, где успех каждого – это достижение всего коллектива.
Повышение сплоченности коллектива через индивидуальну личностную персонификацию, где успех каждого - это достижение всего коллектива.
Выведение из зоны изоляции в классном коллективе учащихся путем вовлечения их в совместную коллективную деятельность методом реализации специальных социально-коммуникативных программ.
Сформировать ценностные ориентиры к учебно-познавательной деятельности через развитие социально-коммуникативных способностей учащихся с помощью обучающих игр, интерактивных технологий.
Воспитывать культуру общения.
Оборудование:
Мяч, разрезные буквы двух цветов, образующие слово коллектив, 2 ватмана, 2 набора цветных фломастеров, листы для заметок, ручки, конверты с индивидуальными заданиями для игроков, конверт для письма девушке.
I. Духовно-эстетический этап.
1. Приветствие:(встать синхронно)
Привет, умным и любознательным!
Привет, сильным и смелым !
Привет, творческим и креативным!
Привет, добрым и щедрым!
Привет честным и открытым!
Привет, дружному коллективу 10-А!
Сегодня у нас необычный классный час, сегодня у нас много гостей, желающих показать себя и на нас посмотреть, поздоровайтесь, пожалуйста.
2. Представление:
Представим себя по ФИО и назовем свои личностные качества по инициалам.
4. Итак, повторив правила работы в группе, настроим себя на рабочий лад. Я буду читать стих. Ваша задача повторить дважды последний слог последнего слова в строчке и выполнить действие стиха: Собирайтся детвора – ра, ра,
Начинается игра – ра, ра.
Ну-ка, топните ногой – ой, ой.
И кивните головой – ой, ой.
Да ладошек не жалей – лей, лей,
Бей в ладоши веселей – лей, лей.
Вы хорошие всегда? – да, да
Или только иногда? – да, да.
Хватит дружно всем нам спать,
Начинаем мы играть.
Мы ж актив, а не пасив.
Действуй, дружный КОЛЛЕКТИВ!
II. Установочно-мотивационный этап.
Как Вы думаете о чем мыбудем говорить на классном часе сегодня?
О КОЛЛЕКТИВЕ. И это не спроста.
Готовясь к сегодняшнему классному часу я нашла в интернете письмо ученицы 9 класса из Новороссийска Светланы Виноградовой. Вот, что она пишет: «Коллектив - это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединённые какими- то целями, задачами, желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.
Мы учимся в нашей замечательной школе уже шестой год, но коллектив у нас в классе очень слабый, практически незаметный. Поэтому я обратилась к теме формирования классного коллектива. Развитый коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности, где успех каждого - это достижение всего коллектива.
Наш класс находится на переходе от «Песчаной россыпи» к «Мягкой глине». Где каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. И нет того, что «сцепляло» бы, соединяло нас. Отношения разные – доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
В связи с этим считаю, что тема формирования классного коллектива достаточно актуальна на сегодняшний день. Так как нам довольно скоро покидать стены школы и учиться, предельно конструктивно взаимодействовать в коллективе мы должны сейчас, но для этого нам необходимо понятие взаимодействия коллектива.
Я люблю свой класс и хочу, чтобы школьные годы вспоминались всеми моими одноклассниками с теплом. Поэтому стремлюсь показать ребятам, что мы можем быть настоящим коллективом и как это здорово! Может быть кто-то откликнется и даст рецепт сплоченного классного коллектива?».
Итак, целью нашей работы будет изготовление рецепта сплоченного коллектива.
III. Проблемно-поисковий этап.
- Люди, лежащие на пляже – это коллектив?
- Люди, едущие на работу в маршрутке – это коллектив?
- А мы – кооллектив?
Что такое КОЛЛЕКТИВ?
КОЛЛЕКТИВ - группа людей, обьединенных единой целью и задачей.
Что такое СПЛОЧЕННОСТЬ?
СПЛОЧЕННОСТЬ – степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве целей, задач, мнений, деятельности, межличностных отношений.
ПРИЗНАКИ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА
Единство:
- целей, задач;
- времени, места, деятельности;
- интеллектуальное единство;
- психологическое единство;
- организационное единство;
- результат.
Для того, чтобы нам дать рецепт сплоченного коллектива, мы должны быть уверены, что наши ингредиенты верны. И что конечный продукт будет исключительно верным. Поэтому проверим все на практике. Итак:
Упражнение «Броуновское движение»
Хаотично двигаясь по классу
- Дотроньтесь до тех, у кого короткая стрижка;
- Дотроньтесь до тех, у кого белая блузка.
- Найдите пару.
- Образуйте тройку.
- Образуйте 4, 6
Можно ли Ваше хаотичное движение назвать движением коллектива?
Когда образовывались пары, 3, группы – был ли это коллектив?
Ингредиент: единство псих, целей и задач.
Упражнение «Паззлы - БУКВЫ».
Дан набор разноцветных букв.
Разсортируйте по цветам, образуйте 2 слова.
Выполняя это упражнение, дети обьединились в 2 команды, образовав слово коллектив синего цвета и коллектив зеленого цвета.
Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему?
Что нужно для успешного выполнения этого задания, для эффективной работы?
Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисовнная совместно башня имела 10 этажей! Второе задание: « Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. «Над башней развиватся синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут)
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учаться координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Ингредиент: координация своих действий, взаимодействие, результат.
V. Оценочно-смысловой этап.
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время : 20 минут.
Ресурсы: листы бумаги.
Ход упражнения:
Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названых сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффектно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше , чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли,что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Ингредиент: псих, интел, возрастное единство, единство времени, места, действия.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построится в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построится по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Ингредиент: координация, распределение ролей.
Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает интрукцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может предметом мебели, цветком телевизором? Выбор за вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Ингредиент: индивидуальное своеобразие личности – успех коллектива
VI. Cистемно-обобщающий этап.
Упражнение «Скульптура»
Создайте скульптуру своего коллектива. Обьясните почему такая.
Ход упражнения: 2 команды создают скульптуры своим коллективам. Обьясняют их смысл. Потом обьединяются и создают единую скульптуру своего сплоченного коллектива.
Что можно подарить классу девушки, написавшей письмо, чтобы взаимодействие классного коллектива было эфективнее? После обсуждения, каждый участник тренинга пишет свой ингредиент к рецепту сплоченного коллектива, называет его, вкладывает в конверт.
Рецепт сплоченности коллектива:
Единство:
- целей, задач;
- времени, места, деятельности;
- интеллектуальное единство;
- психологическое единство;
- организационное единство;
- результат.
Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что новогоВы сегодня узнали?
Что полезного вынесли для себя, для группы? Все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Все Вы были активны, слажено работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!