Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) составлена в соответствии с авторской рабочей программой к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014. – 32 с.
В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
На изучение предмета «Основы религиозных культур народов России» в 5 классе по программе отводится 35 часов в год. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе составлено на 35 часов (из расчета 35 учебных недель - 1 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2015-2016 учебный год, годовому календарному графику школы на 2015-2016 учебный год.
В соответствии со стандартом начального общего образования в результате изучения курса основ мировых религиозных культур учащиеся должны
• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники учебные пособия, методические и учебно-методические пособия.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Планируемые результаты( в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Количество часов |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | план | факт |
1. | | Введение в предмет | Формирование ценностно- смысловой ориентации | Р.Формирование действий контроля и самоконтроля. П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях. К.Планирование учебного сотрудничества | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий | Предполагают на основе названия учебника содержание предмета. Анализируют причины возникновения религиозных верований, объясняют смысл возникновения религий. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран
| | | 1 |
2. | | Древние предания христиан | Знать сюжеты Ветхого завета, связанные с возникновением первых людей, всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею десяти заповедей на горе Синай. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека. Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества. | Систематизируют имеющиеся представления о религии христиан. Знакомятся с сюжетами Ветхого завета, анализируют их. Систематизируют имеющиеся представления о земной жизни Иисуса Христа. Знакомятся с религиозными праздниками и | | | 1 |
3. | | Возникновение христианства | | | | | | | | 1 |
4. | | Христианская церковь. | | | Знакомятся со значениями слова «церковь», церковной организацией. Работают в парах. Осмысливают сказанное, делают выводы. Выделяют различие Католической и Православной церквей.. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов | | | 1 |
5. | | Христианство на Руси и в России. | | | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Предполагают содержание темы урока. Знакомятся с историей Крещения Руси. Определяют роль русской православной церкви в истории России. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов | | | 1 |
6 | | Христианские святые. Православный храм | и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Уметь правильно вести себя в православном храме. | Р.Формирование действий контроля и самоконтроля. П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях. К.Планирование учебного сотрудничества. | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Предполагают содержание темы урока. Знакомятся с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Изучают как устроен православный храм и узнают, что такое икона. | | | | 1 |
7. | | Христианские праздники и таинства. | Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать суть церковного богослужения. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина | | | Систематизируют имеющиеся представления о христианских праздниках, таинствах. Предполагают содержание темы урока Знакомятся с разделением с единой христианской церкви , их названиями и различиями | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов | | | 1 |
8 | | Католики и протестанты. | Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире. Характеризовать суть понятия «чистилище2. Понимать причины начала Реформации. Знать имена крупнейших протестантских деятелей | Р.Формирование действий контроля и самоконтроля. П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях. К.Планирование учебного сотрудничества. | | Сравнивают и сопоставляют. Работают в парах. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов | | | 1 |
9 | | Систематизация знаний по теме «Христианство» | Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Предполагают содержание раздела. Систематизируют имеющиеся представления о возникновении ислама и пророка Мухаммада. Знакомятся с распространением ислама среди арабских племён | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
10 | | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат». | Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Знакомятся со священной книгой мусульман «Кораном». изучают воззрения мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
11 | | Во что верят мусульмане. | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Систематизируют имеющиеся представления о мусульманских обычаях и обрядах. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
12 | | Мусульманские обряды и обычаи. | Знать основные мусульманские праздники. Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Иметь представление об устройстве мечети | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Предполагают содержание раздела. Знакомятся с понятиями: иудаизм, иудей. Анализируют, сопоставляют, обобщают. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
13 | | Систематизация знаний по теме «Ислам» | Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных эстетических переживаний | Знакомятся с понятиями: иудаизм, иудей. Анализируют, сопоставляют, обобщают изученные религии, их мораль. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
14 | | Иудаизм- древняя религия евреев. | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Знакомятся с понятиями: иудаизм, иудей. Анализируют, сопоставляют, обобщают изученные религии, их мораль. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
15 | | Во что верят иудеи Обычаи и обряды иудеев. | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Систематизируют имеющиеся представления о иудейских обычаях и обрядах. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
16 | | Кто такой Будда Во что верят буддисты. | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды и истории буддизма. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Знакомятся с понятиями, встречающимися в буддизме и её проповедниками, хранителями предания | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
17 | | Направления и обряды буддизма. Систематизация знаний по теме «Буддизм» | Знать религиозные культуры своей малой Родины. Уметь слушать собеседника и излагать своё мнение Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме. | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного Сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | Изучают и характеризуют основные направления буддизма. Анализируют и сравнивают их особенности. Анализируют, обобщают знания по предмету, готовят сообщение по предложенным темам. | | | | 1 |
18 | | Православие в Древней Руси. & 1 | Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного идуховного развития нашейстраны. | Усвоение правил работы с учебником. Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательномупроцессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Познавательное чтение. Формирование уважения к другим народам России; освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
19 | | Православие в Московской Руси & 2 | Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость, правдолюбие, честность и др. | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей;объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательноечтение. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
20 | | Православие при царях и императорах России. & 3 | Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в поддержании единства русских земель и их объединения вокруг Москвы. Понимать и принимать идеалы и ценности, проповедовавшиеся митрополитом Алексием: любовь к ближнему, милосердие, справедливость, трезвость и др. Объяснять смысл понятий уния и автокефалия. Понимать важностьдля христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, кближнему). | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственныхчувств и нравственного поведения. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательноечтение. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
21 | | От Советской России до современнос ти & 4 | Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. 22Иметь представление о патриотической позиции церкви во время Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать других, любить ближнего. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создания моделей и схем; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Ролевая игра «Паломничество в Саровскую пустынь» | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
22 | | Православие в традициях русского народа. & 5 | Знать основные события истории православия XX – начала XXI в. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений (на примере епископа Луки) и патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и др. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной» культуры.иозной жизни | Развитие социально- критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр с обсуждением фрагментов фильма В.Хотиненко «Поп». | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
23 | | Дом и семья в православии. & 6 | Понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определявших его жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятие крестины и именины, приводить примеры пословиц и поговорок религиозного характера. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия. | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; формулирование собственного мнения и позиции. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас». Ролевая игра «Крестные». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании) | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
24 | | История ислама в России. & 7 | Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности. | Совершенствование навыков целеполагания; познавательного чтения; освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; установления причинно- следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в группе, поведения на массовых мероприятиях. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности» Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности). Подготовка сценария праздника семьи, любви и верности в классе (школе) и его реализация. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
25 | | Ислам в современно й России. & 8 | Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах и терпимости русского правительства поотношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе». | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулированиеопределений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
26 | | Дом и семья в исламе. & 9 | Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях. Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др. принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующегодуховному многообразию современного мира | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма В.Хотиненко «Мусульманин» | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
27 | | Появление и развитие иудаизма в России. & 10 | Понимать важность для мусульманина ценностей семьи, уважения к старшим, милосердия. Приводить примеры почитания в мусульманской традиции соответствующих ценностей. | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи). | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
28 | | Иудаизм в СССР и современной России. & 11 | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Объяснять понятия кагал, хедер и иешива. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению. | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога» Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
29 | | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. & 12 | Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотическойпозиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российскомобществе. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизниобщества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры». | Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведенияс учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма Л.Горовца «Дамский портной» | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
30 | | Появление и развитие буддизма в России. & 13 | Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейскойсемьи). | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
31 | | Буддизм в СССР и современной России. & 14 | Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий лама, далай-лама, хурул, даган, дацан, хурэ. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, пороповедовавшихс я Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Формирование историко- географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур. Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай- лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
32 | | Буддизм в культуре и традициях народов России. & 15 | Знать основные события, связанные систорией буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе. | Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями, социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватноговосприятия «экраннойкультуры». | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма А.Неретниеце «Гадание на бараньей лопатке» | федеральный портал школьных цифровых образовательных федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
33 | | Повторитель но- обобщающий урок (контрольная работа № 1)/ | Иметь представления о буддийских традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Объяснять смысл понятия лама, цам. | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем;установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Развитие навыков организации и участия в ролевых играх. | Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых системах.Установление причинно- следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение. Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи). | федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов, проектор, мультимедийные презентации, экран | | | 1 |
34 | | | Понимать и принимать морально- нравственные ценности традиционных религий нашей страны | Совершенствование навыков целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. | Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа | Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса. | | | | 1 |
35 | | Итоговое повторение | | | | | | | | 1 |