Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс
Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс
Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18.12.12. № 1060;
- во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632 Минобрнауки России организует введение с 2012 во всех школах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, обеспечивающего ориентацию обучающихся в области культуры религий и светской этики, в 4-ом классе с учетом интересов учащихся и их семей;
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.
основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160 и на основании авторской программы Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской этики. 4класс(4 -5кл). / М.: - Дрофа, 2012. - 187с.
В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Вводимый в учебный процесс новый предмет в полной мере обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниями» призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно – нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации. Призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в реально окружающем ребёнка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы; к которым они должны быть готовы после её окончания. Именно школа, по мнению специалистов, сегодня может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий учащимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого. Знакомя учащихся с основами светской этики, новый предмет должен и может способствовать задачам объединения, а не разъединения школьников. Задачи социализации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции их в общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Новый предмет является также средством формирования у школьников поликультурной компетентности. В результате изучения данного курса школьники должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст, свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой.
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.
II. Общая характеристика учебного предмета
В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям.
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания учебного предмета, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
При работе наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Учащимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 4-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-х классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, дискуссии и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом ОУ от 01.09.2012г. № 186 (раздел 3, п.3.1. Учебный план начального общего образования) учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в 4 классе рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные недели в год). Общий объём учебного времени составляет 34 часа в учебный год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе являются следующие умения:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи- с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе является формирование следующих умений.
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по ОРКСЭ
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
4 класс
- основные понятия религиозных культур
-историю возникновения религиозных культур
-историю развития различных религиозных культур в истории России
- особенности и традиции религий
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
- описывать различные явления религиозных традиций и культур
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
- излагать своё мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей и общества
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозных культур
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций в обществе.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения
- готовить сообщения по выбранным темам - уметь определять своё отношение к миру:
Система оценки достижений планируемых результатов освоения учебной программы
Контроль уровня достижений учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Задания и содержание материала для самостоятельной работы учащихся: чтение текста, учебника, дополнительной литературы, составление плана текста, решение вариативных упражнений, работа со словарями и справочниками, энциклопедиями.
VI Содержание учебного предмета
Знакомство с новым предметом (2 ч)
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Знакомство с основами этики (2 ч)
Диалог и философии и этике. Мораль и нравственность.
Этические учения о добродетелях (4 ч)
Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость.
Этика о нравственном выборе (6 ч)
Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч)
Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Светская этика.
Нравственный закон человеческой жизни (4 ч)
Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.
Этика об отношении людей друг к другу (5 ч)
Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности».
Как сегодня жить по нравственным законам (4 ч)
Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н. Толстого. «Иди дорогою добра».
Итоговые презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (4 ч)
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п./п.
Наименование разделов
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии и др.
Контрольные
1.
Знакомство с новым предметом
2
2
Должны: - осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ;(п)
- иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;
- знать государственную символику;
- иметь представление о содержании учебника «Основы светской этики»;(н)
- знание государственной символики;
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Аристотель. Происхождение слова «этика». (н)Добродетели – лучшие качества человека.торическому наследию других народов; Дружба в системе этических ценностей. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.(п) Милосердие в жизни человеческого общества. Взаимоотношения людей в современном мире.(н)
2.
Знакомство с основами этики
2
2
3.
Этические учения о добродетелях
4
4
4.
Этика о нравственном выборе
6
6
5.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
3
3
6.
Нравственный закон человеческой жизни
4
4
7.
Этика об отношении людей друг к другу
5
5
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Трудности в отношениях между людьми. Совесть и ее роль в Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире(н). Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Жизнь по нравственным законам. Л. Н. Толстой – выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.(н) Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. жизни человека. Ответственность.
8.
Как сегодня жить по нравственным законам
4
4
9.
Итоговые презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
4
4
Уметь объединяться и работать в группах, разделять ответственность в процессе коллективного труда.(П)
Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.
Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную(п).
Всего:
34
30
4
На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе (см. Приложение).
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Для реализации цели и задач обучения по данной учебной программе используется:
Мультимедийное оборудование:
• проектор
• экран
• ПК
Учебно-методический комплект (УМК)
1. Шемшурин А.А. Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. «Основы светской этики» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Шемшурин, Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко М.: - Дрофа, 2012.- 175с.
2.Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской
этики. 4класс(4 -5кл). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, М.: - Дрофа, 2012. - 187с.
Список литературы
Для учителя:
1. Вакуленко Ю.А. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/ Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попов, Р.Ш. Энсани Издательство «Учитель»