kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

       Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. В современном  обществе востребован  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,  осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,  укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы  светской этики».

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс »

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ «Сусловская СОШ»

«___» _______ 2014 протокол № _______ № ____

___________ « ___» ___________ 2014 «_____» ___________ 2014







Рабочая программа

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»)

4 КЛАСС










Составитель

Ореховская Е.А., учитель

начальных классов








Суслово

2014






I. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18.12.12. № 1060;

- во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. №Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № ВП-П44-4632 Минобрнауки России организует введение с 2012 во всех школах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, обеспечивающего ориентацию обучающихся в области культуры религий и светской этики, в 4-ом классе с учетом интересов учащихся и их семей;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного 17.08.2012г.

  • основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130;

  • Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013г. № 160 и на основании авторской программы Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской этики. 4класс(4 -5кл). / М.: - Дрофа, 2012. - 187с.

В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Вводимый в учебный процесс новый предмет в полной мере обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниями» призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно – нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации. Призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в реально окружающем ребёнка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы; к которым они должны быть готовы после её окончания. Именно школа, по мнению специалистов, сегодня может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий учащимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого. Знакомя учащихся с основами светской этики, новый предмет должен и может способствовать задачам объединения, а не разъединения школьников. Задачи социализации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции их в общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Новый предмет является также средством формирования у школьников поликультурной компетентности. В результате изучения данного курса школьники должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст, свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой.

Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.

II. Общая характеристика учебного предмета

В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям.

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

  • об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания учебного предмета, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

При работе наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Учащимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

В 4-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-х классов, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, дискуссии и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом ОУ от 01.09.2012г. № 186 (раздел 3, п.3.1. Учебный план начального общего образования) учебный предмет Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в 4 классе рассчитана на 1 час в неделю (34 учебные недели в год). Общий объём учебного времени составляет 34 часа в учебный год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе являются следующие умения:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД:

- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;.

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи- с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») в четвёртом классе является формирование следующих умений.

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;



ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по ОРКСЭ

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

4 класс

- основные понятия религиозных культур

-историю возникновения религиозных культур

-историю развития различных религиозных культур в истории России

- особенности и традиции религий

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь


- описывать различные явления религиозных традиций и культур

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

- излагать своё мнение по поводу значения религиозных культур в жизни людей и общества

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозных культур

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций в обществе.

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения

- готовить сообщения по выбранным темам - уметь определять своё отношение к миру:


Система оценки достижений планируемых результатов освоения учебной программы

Контроль уровня достижений учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Способы контроля: устный опрос, комбинированный опрос, проверка самостоятельной работы, тестовый опрос, проверка домашнего задания.

Задания и содержание материала для самостоятельной работы учащихся: чтение текста, учебника, дополнительной литературы, составление плана текста, решение вариативных упражнений, работа со словарями и справочниками, энциклопедиями.


VI Содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом (2 ч)

Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Знакомство с основами этики (2 ч)

Диалог и философии и этике. Мораль и нравственность.

Этические учения о добродетелях (4 ч)

Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость.

Этика о нравственном выборе (6 ч)

Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч)

Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Светская этика.

Нравственный закон человеческой жизни (4 ч)

Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.

Этика об отношении людей друг к другу (5 ч)

Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности».

Как сегодня жить по нравственным законам (4 ч)

Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н. Толстого. «Иди дорогою добра».

Итоговые презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (4 ч)


VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п./п.

Наименование разделов


Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Всего

Теоретические

Практические, экскурсии и др.

Контрольные

1.

Знакомство с новым предметом

2

2



Должны: - осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ;(п)

- иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

- знать государственную символику;

- иметь представление о содержании учебника «Основы светской этики»;(н)

- знание государственной символики;

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Аристотель. Происхождение слова «этика». (н)Добродетели – лучшие качества человека.торическому наследию других народов; Дружба в системе этических ценностей. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.(п) Милосердие в жизни человеческого общества. Взаимоотношения людей в современном мире.(н)

2.

Знакомство с основами этики

2

2



3.

Этические учения о добродетелях

4

4



4.

Этика о нравственном выборе

6

6



5.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

3

3



6.

Нравственный закон человеческой жизни

4

4



7.

Этика об отношении людей друг к другу

5

5



Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Трудности в отношениях между людьми. Совесть и ее роль в Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире(н). Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Жизнь по нравственным законам. Л. Н. Толстой – выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог.(н) Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. жизни человека. Ответственность.

8.

Как сегодня жить по нравственным законам

4

4



9.

Итоговые презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

4


4


Уметь объединяться и работать в группах, разделять ответственность в процессе коллективного труда.(П)

Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную(п).


Всего:

34

30

4




На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе (см. Приложение).


VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, осуществляемой по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)

Для реализации цели и задач обучения по данной учебной программе используется:

Мультимедийное оборудование:

• проектор

• экран

• ПК

Учебно-методический комплект (УМК)

1. Шемшурин А.А. Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. «Основы светской этики» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений /А.А. Шемшурин, Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко М.: - Дрофа, 2012.- 175с.

2.Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской

этики. 4класс(4 -5кл). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, М.: - Дрофа, 2012. - 187с.

Список литературы

Для учителя:

1. Вакуленко Ю.А. Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/ Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попов, Р.Ш. Энсани Издательство «Учитель»

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник./ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян М:, - 2004.

3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном /сост. И общ. Ред. Г.А.Дубровской. М:, - 1989.

4. Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской

этики. 4класс(4 -5кл). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, М.: - Дрофа, 2012. - 187с.

5. Назаров В.Н. Этика: словарь афоризмов и изречений. / В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко М:, - 1995.

6. Шапошникова Т.Д. Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской

этики. 4класс(4 -5кл). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко, М.: - Дрофа, 2012. - 187с.

Для учащихся:

1. Шемшурин А.А. «Основы светской этики» учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы/ Шемшурин А.А., Шапошникова Т.Д., Савченко К.В., -М., Дрофа, 2012 год

Электронно-образовательные ресурсы ресурсов: - Режим доступа свободный

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: - Режим доступа свободный


• http://school-collection.edu.ru ;

• http://2.bp.blogspot.com ;

• http://3.bp.blogspot.com

• http://ais.badisch-zeitung.de

• http://cakecentral.com

• http://case.ntu.edu.tw

• http://everywheremag.com

• http://ph.cdn.photos.upi.com

• http://photo-day.com

• http://radikal.ru















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ореховская Елена Анатольевна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" модуль « Основы светской этики» "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-proghramma-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "240394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445008126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259200"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448687326"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль  «Основы светской этики») "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-uchiebnaia-programma-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-dlia-4-klassa-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "138350"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417530225"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства