kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

 

\Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса (далее - Рабочая программа) разработана на основе Программы  по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса автора А.Я. Данилюк.

 

 

Место учебного модуля  в учебном плане.

.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебный модуль «Основы православной культуры» изучается в объеме 0,5 часа  в неделю  в 4 классе.

17 часов в год.

    В  конце  изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.  В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить работу учащегося в целом. Изучение модуля не предусматривает балльного оценивания и проведения государственной итоговой аттестации.

 

Цель и задачи комплексного учебного модуля «Основы православной культуры».

 

Цель учебного модуля «Основы православной культуры»  – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонацонального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного модуля «Основы православной культуры»: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культурой;

  1. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.

  Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности  поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля «Основы православной культуры».

   Обучение детей,  по учебному модулю «Основы православной культуры»,  должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Требовании я к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к матапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения , обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие личностью ценносте

Просмотр содержимого документа
«лист изменений»

лист изменений


Дата/

приказа

стр. изменений

кто внёс изменения
























































































































Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).


\Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса (далее - Рабочая программа) разработана на основе Программы по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса автора А.Я. Данилюк.



Место учебного модуля в учебном плане.

.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебный модуль «Основы православной культуры» изучается в объеме 0,5 часа в неделю в 4 классе.

17 часов в год.

В конце изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить работу учащегося в целом. Изучение модуля не предусматривает балльного оценивания и проведения государственной итоговой аттестации.


Цель и задачи комплексного учебного модуля «Основы православной культуры».


Цель учебного модуля «Основы православной культуры» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонацонального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи учебного модуля «Основы православной культуры»: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культурой;

  1. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля «Основы православной культуры».

Обучение детей, по учебному модулю «Основы православной культуры», должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требовании я к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к матапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения , обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


Используемые методы, технологии, приемы обучения и воспитания.

Технология диалогового взаимодействия:

  • технология рефлексивного чтения;

  • технология обсуждения проблем;

  • технология взаимного обмена заданиями;


Познавательно-исследовательские методы:

  • беседа-распознавание;

  • диалог-сравнение;

  • исследовательский проект;


Методы обратной связи:

  • загадки-притчи;

  • проблемная пресс-конференция;


Игровые и деятельностные методы:

  • игра-испытание;

  • ролевая игра;

  • продуктивный труд;


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.


Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.





урока

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1


2

Россия – наша Родина.


Культура и религия.

1


1

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3


Человек и Бог в православии.


1


Изучают основы духовной традиции православия.

4


5

Православная молитва.


Библия и Евангелие.

1


1

Дают определения основных понятий православной культуры.

6


7


8

Проповедь Христа.


Христос и Его Крест.


Пасха.

1


1


1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

9


10


11


12


13

Православное учение о человеке.


Совесть и раскаяние.


Заповеди.


Милосердие и сострадание.


Золотое правило этики.

1


1


1


1


1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг;

учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры.

14


15

Храм.


Икона.

1


1



Знакомятся с описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

16


17

Творческие работы учащихся.


Подведение итогов.

1


1



Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.


Итого: 17


Программа составлена на основе:

1.Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Москва «Просвещение» 2009

2. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Автор А.Я.Данилюк. Москва «Просвещение» 2010

3. Учебное пособие «Основы православной культуры» Москва «Просвещение « 2010

4. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. «Основы религиозных культур и светской этики. Москва «Просвещение» 2010.

5. Книга для родителей. «Основы религиозных культур и светской этики» . Москва «Просвещение» 2010.

6. Электронное пособие. «Основы православной культуры» . Москва «Просвещение» 2010.



Просмотр содержимого документа
«рабочая тетрадь ильиной н.а.»

Урок 1 Россия – наша Родина

Ответь на вопросы

  1. Как называется страна, в которой мы живём?

_________________________________________

2.Кто является главой нашего государства?

_________________________________________

3.Назови столицу России

_________________________________________

4.Продолжи

На территории России находятся

реки:__________________________________________________________________________________________________________

моря:__________________________________________________________________________________________________________

озёра:_________________________________________________________________________________________________________

горы___________________________________________________________________________________________________________

города________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Составь и запиши в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Считаешь ли ты себя патриотом? Почему?

  2. Пользуясь текстом учебника, закончи предложение:

Религиозные культуры и морально-этические нормы, занимающие особое место среди культурных традиций, основаны на таких вечных ценностях, как __________________________________________________________________________________________________________

  1. Подпиши фотографии. Чем эти люди прославили свою Родину?


__________________ ____________ _______________


5.Кого из патриотов России ты знаешь ещё?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделай рисунок на тему «Моя родина»

















Урок 2 Культура и религия


1.Запиши, пользуясь учебником текста

Культура – это _________________________________________________________
_________________________________________________________

Религия – это ____________________________________________

_________________________________________________________

Православие- это ______________________________________

_________________________________________________________


2.Составь и запиши предложения со словами православие, культура, религия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 6 -7 и задай их соседу по парте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Продолжи предложение

Культура даёт человеку знания о ________________________

а) духовных ценностях

в) о правилах хорошего тона

в) материальном состоянии народа



5. Что бы ты рассказал о культуре своего народа в письме сверстнику из зарубежья?



Урок 3 Человек и Бог в православии


1.Выпиши из текста учебника 2-3 предложения, в которых говорится о Боге и о мире.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Выпиши из текста 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Закончи предложения:


а) Бог дал человеку дары:____________________________________

__________________________________________________________

б) Бога ещё называют Творцом, потому что ____________________

__________________________________________________________


4. Расскажи соседу по парте, в каких поступках у тебя проявились совесть, любовь, доброта. Какие чувства ты испытывал?


5. Как бы ты изобразил символ свободы.














Урок 4 Православная молитва

1. Закончи предложение

Слово «православие» означает ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________ 2.Заполни схему «Какие бывают молитвы?»

3. Закончи предложения, пользуясь текстом учебника на с.12-13.


Священное Предание – это _________________________________________________________

_________________________________________________________

5. Слово «православие» означает __________________________________________________________

__________________________________________________________

6. Кого из святых ты знаешь? __________________________________________________________

__________________________________________________________

7. Составь вопросы к прочитанному тексту на с. 14 -15 и задай их соседу по парте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Ты можешь вспомнить случаи, когда ты молился? Какие чувства ты испытывал до и после молитвы?

1.Пользуясь текстом учебника, закончи предложения

Урок 5 Библия и Евангелие

Христианин – это _____________________________________________________

_____________________________________________________

Библия – это _________________________________________

_____________________________________________________

Библия состоит из _____ книг.


2.Выпиши из текста на с. 16 учебника 2-3 предложения, в которых идёт речь о Священном Писании Ветхого Завета.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Выпиши из текста на с. 18 учебника 2-3 предложения, в которых идёт речь о Священном Писании Нового Завета.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Дополни текст.

  1. В Ветхом Завете описано ожидание людьми ___________

а)Спасителя б)Пророка в)Судии


  1. Ветхий Завет заканчивается ____________ , и начинается Новый Завет.

а)Рождеством Христовым б) Дарованием заповедей в) Концом света

  1. Евангелие описывает события ___________ Завета
    а)Старого б)Нового в) Ветхого


5. Приходилось ли тебе читать или слушать библейские рассказы. Понравились ли они тебе, если да, то чем?

Урок 6 Проповедь Христа

1.Выпиши слова Христа о мести

________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпиши слова Христа о богатстве

________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дополни текст, пользуясь текстом пособия.

Проповедь называется Нагорной, потому что ___________ произнёс её с небольшой __________. Ученики Христа записали её в _____________.

4. Подпиши картину

___________________


5.Выбери правильный ответ.

А) В Нагорной проповеди людям даны (десять заповедей, заповеди блаженства, государственные законы)

Б) Жить по заповедям, данными Христом в Нагорной проповеди, означает (быть настоящим христианином, быть сомневающимся человеком, быть далёким от Бога)

В) Кого учил любить Иисус Христос? (Всех людей, даже своих врагов; тех, кого нам хочется любить; тех, кто нас любит)


6.Иисус Христос – это ________________________________________

___________________________________________________________


7. Обсуди, почему «сокровища на небе» ценнее «сокровищ на земле».

Как ты думаешь, насколько ты богат духовными сокровищами.


Урок 7 Христос и его крест


  1. Выпиши их текста учебника на с. 24 2- 3 предложения о Боге.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Вставь пропущенное слово.

Рождество Христово произошло более _____ лет назад. Бог стал _________________. Он стал именоваться ________

______________.

Как бог Христос __________________________. А как человек Он _________________________________________.


  1. Пользуясь текстом учебника, закончи предложения

Голгофа – это _________________________________________________________

_____________________________________________________

Распятие – это _____________________________________________________

_____________________________________________________



  1. Нарисуйте крест. Объясни соседу по парте каждую из составляющих его частей.

























Урок 8 Пасха


1.Пользуясь текстом учебника на с.28-29, дополни текст.

Имя Иисус значит ___________. Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________. Воскресение - ___________________. В честь этого особенно торжественно отмечается _____________________.


Слова для справок: Спаситель, спасения людей, воскрес, возобновление жизни, Пасха Христова.


2.Выпиши из текста учебника главный пасхальный гимн.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Из текста на с. 30-31 выпиши 2-3 предложения о том, как празднуют Пасху православные христиане.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Нарисуй и раскрась пасхальные яйца





5. Дела Великого поста подчеркни синим карандашом, а праздничные пасхальные традиции подчеркни красным карандашом.

Ликование, воздержание в пище, приготовление куличей, поздравления, скромность в поведении, крашение яиц, украшение дома, тишина, радостные песнопения, игры и веселия, катание яиц с горки.


6. Нравится ли тебе Пасха? Если да, то почему? Расскажи соседу по парте, как в твоей семье празднуют Пасху.


7. Раскрась или сделай свой рисунок.
















Урок 9 Православное учение о человеке.


1.Выполни тест.

А)Как человек может сделать свою душу богаче ?

а) Когда человек приобретает материальные блага, его душа тоже становится богаче

б) Когда человека хвалят, его душа становится богаче

в) Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души

Б) В чём главное отличие человека от животного?

а) Внешний вид

б) Человек не отличается от животного ничем

в) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся.


В) В чём проявляется образ божий в человеке?

а) В недостойном поведении

б) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков

в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию


Г) Зачем Бог даровал человеку свободу?

а) Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра, и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом.

б) Чтобы человек делал только то, что хотел

г) Чтобы сделать жизнь человека проще


2. Распредели слова на две группы

Бегает, любит, страдает, ходит, верит, мечтает, кушает, боится, прыгает, радуется.

тело

душа




3.Нарисуй человека, у которого на душе радостно.



4.Закончи предложение.

Если человек не думает о своей душе, кормит её ненавистью, раздражительностью, ________________, _________________, __________________ , то душа _________________.


5. Как ты думаешь, какая у тебя душа. Какие чувства приходилось испытывать твоей душе?











Урок 10 Совесть и раскаяние


1.Пользуясь текстом учебника на с.36-39, дополни предложения.

Добро – это ________________________________________________

_____________________________________________________________

Зло - это___________________________________________________

_____________________________________________________________

Грех – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________

Раскаяние – это ____________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Найди соответствия.


Помочь незнакомой бабушке

Бросить в кошку камнем

Посадить дерево Добро

Сделать кормушку Зло

Врать

Воровать



  1. Приходилось ли тебе раскаиваться? Какие чувства ты испытывал до и после раскаивания?



  1. Выбери правильный ответ


а) Кто указывает человеку на его грех?

(товарищи, совесть, милиционер)


б) Кто является свидетелем любого недоброго поступка человека? (душа, природа, соседи)


в) Что помогает человеку различать добро и зло?

( чтение книг, совесть, экстрасенсорные способности)


Урок 11 Заповеди


1.Выпиши из учебника заповеди, о которых ты узнал из текста на с. 40-41

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 40-41

Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное основание по которому можно различать ______ и ________. Заповеди записаны в ____________, которая говорит о том, что они даны людям от ________ .


3.Сделай рисунок к одной из заповедей.


























Урок 12 Милосердие и сострадание


  1. Продолжи предложение

Ближний – это тот, кто ______________________________________________________

______________________________________________________


2.Проиллюстрируй притчу о добром самарянине






































3. Проявлял ли к тебе кто – либо милосердие и сострадание? А ты к кому-либо?



Урок 13 Золотое правило этики



  1. Осуждали ли тебя когда - либо? Вспомни, что ты испытывал, когда тебя осуждали? Приходилось ли тебе кого-либо осуждать? Как ты думаешь, что он испытывал? Пришёл ли ты к какому - либо выводу?


  1. Выпиши из текста учебника на с. 49 Золотое правило этики.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Выбери правильный ответ

    • Осуждение других людей (просвещает человека, обогащает человека, разрушает человека)


    • Чтобы нас любили люди мы должны ( льстить им, любить их, требовать любви)


3.Продолжи предложение.

«Любить грешника» означает __________________________________________________________

Неосуждение это - __________________________________________________________

__________________________________________________________

У каждого из нас есть ____________ и ____________ стороны.

Каждый видит в другом частичку __________ ______________ .


4. Напиши, как уберечься от осуждения других.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок 14 Храм


  1. Пользуясь текстом учебника на с.49-51 закончи предложения.

Икона – это ___________________________________________

_____________________________________________________

Благословление – это ___________________________________

_____________________________________________________

Иконостас – это _______________________________________
_____________________________________________________

Врата в алтаре называются «царскими», потому что они ____

_____________________________________________________

Алтарь находится за ___________________________________


  1. Какие правила поведения в храме ты знаешь? Напиши

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Подпиши иллюстрации.




_____________________ _________________________ __________________________


4. Был ли ты в храме? Тебе нравится в храме? Какие чувства ты испытываешь в храме?


4. Рассмотри схему храма и попробуй нарисовать её самостоятельно. Расскажи о составных частях храма родителям.



  1. Нарисуй храм




















Урок 15 Икона

  1. Дополни предложения, пользуясь текстом учебника на с. 52


Слово «икона» в переводе с греческого языка означает _________ . Библия говорит, что каждый человек – это _____________________. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как ___________. Поэтому люди _____________ друг другу.


  1. Дополни схему «Чем икона отличается от картины».


  1. Кто изображён на иконе?

_______________________ _____________________ ______________________




Уроки 16 – 17 Творческие работы учащихся


Как создать проект?

Diagram 4



















План работы над проектом

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза.

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).)



Подумай, кто может тебе помочь ?

Подумай, что может тебе помочь ?



Урок 18 Как христианство пришло на Русь ?


  1. Выпиши из текста на с. 58 предложения о церкви.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Дополни текст

В греческую столицу __________________ князь ___________

отправил своих послов. Русские послы посетили ___________

________ в этом храме. Они были поражены красотой ______

________ . После этого князь Владимир решил принять _____

___________. В ______ г. от Рождества Христова он призвал жителей Киева _____________ в реке __________. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир _____________

___________________ .


  1. Выбери правильные ответы.

1)В храм люди шли

а) с горем

б) радостью

в) требованиями


2) Люди выбирали из своей среды священника и доверяли ему свои: а) секреты

б) деньги

в)исповеди


  1. Сделать что-то для храма считалось делом

а) бесполезным

б) убыточным

в) добрым, почётным и радостным


  1. Допиши предложение

Крещение – это ________________________________________
_____________________________________________________


5.Расскажи о своём крещении.







Урок 19 Подвиг


  1. Пользуясь текстом учебника, закончи предложения

Подвиг – это __________________________________________________________

__________________________________________________________

Жертва – это __________________________________________________________
__________________________________________________________

Жертва Богу – это __________________________________________________________

__________________________________________________________

2.Создай кластер «Какие бывают жертвы?»

  1. Напиши, при каких условиях расставание становится жертвой

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расскажи соседу по парте или нарисуй, чем тебе приходилось жертвовать.











Урок 20 Заповеди блаженства


1.Выпиши из текста на с. 64 – 67 заповеди блаженства

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Вставь пропущенные слова.


Слово «Блаженный» на старославянском языке _________.


Дух, - это то стремление души, которое влечёт человека к ________ .

Царство Небесное – это синоним ________ .


Грязь в сердце - это _______________________________.


Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему,

должен сам _______________________________________________.


Если человек решил поступить по заповедям Христа, значит, он признал Христа своим _______________________.











Урок 21 Зачем творить добро?



1.Составь и запиши 2-3 предложения со словами «добро» и «зло».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Пользуясь текстом на 68-69, выпиши причины, по которым христиане не становятся эгоистами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Допиши предложение.

Чтобы найти радость для своего сердца, христианин _____________

____________________________________________________________________________________________________________________


4.Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский.






Урок 22 Чудо в жизни христианина



1.Подпиши картину


___________________________

2.Вставь пропущенные слова:

Святая Троица: ________ , ________, ___________________.

3.Вставь пропущенные слова, пользуясь текстом на с. 70-71.

Для верующих людей чудо – это не обязательно видение _______

______ . Для христианина чудом может быть и встреча с тем человеком, который только и мог __________ в трудной ситуации .

_________________ - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели – ___________, _____________, ________________ . Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань _________________________ .


4.Напиши, какие добродетели ты видишь у себя?

____________________________________________________________________________________________________________________


5.Раскрась.
















Урок 23 Православие о Божием суде


1.Вставь пропущенное слово.

Каждое доброе ил злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счёт. Помощь, оказанная случайному ____________ или родной __________, это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из ___________, Бог принимает как ______________, нанесённое Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник _________ на ____

________.


2.Выпиши из текста 2 -3 предложения о том, как надо вести себя в трудной жизненной ситуации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А как в трудной ситуации ведёшь себя ты?


  1. Продолжи предложения:


1) Божий суд называют Страшным потому, что:

а )Принятое Богом решение никогда не изменится, то, что ты заслужил своей земной жизнью, то и получишь в жизни вечной

б) Людям страшно думать о том, что будет после смерти

в) Будет много страшных чудовищ


2)Человек предстанет перед богом для того, чтобы:

А) Обвинить других в своих ошибка

Б) Держать ответ за свои поступки в жизни.

В) Оправдаться в своих грехах.



Урок 24 Таинство причащения




  1. Какие таинства изображены на фото?




_____________________________ _____________________


  1. Вставь пропущенные слова.


Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на ___________ __________ дал людям __________

__________. Но чтобы люди не пугались, Своё тело и кровь Христос дал людям в виде __________ и __________.


  1. Выпиши из текста на с. 78 2 -3 предложения о таинстве.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончи предложение.

Литургия – это _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

5. На каких таинствах удалось тебе побывать? Расскажи, какие чувства ты тогда испытывал?

Урок 25 Монастырь


1.С помощью учебника продолжи предложения.


Монах – это ___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послушание означает __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Монашеские обеты ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

2.Нарисуй людей, которых увидел царевич Иоасаф из Индии.


















3. Напиши главное правило монашеской жизни.

_____________________________________________________


4. Как ты думаешь, всякий ли человек может стать монахом?

Урок 26 Отношение христианина к природе


  1. Вставь пропущенные слова.

Бог выше человека, а человек выше ________ . Человек выше природы, потому что у него есть _________________________

_______________________________. У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за _______. Для христианина вся природа – это ________________

________________ .


2.Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе зелёным карандашом, а неправильное - красным.


Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.


Подумай, а ты всегда по-христиански относишься к природе? А твои товарищи?


3.Нарисуй своего домашнего питомца и напиши, как ты о нём заботишься.












______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 27 Христианская семья


1.С помощью учебника вставь пропущенные слова.

________ -это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.


Вступление в брак в православии называется ___________ .


Умение заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку называется ____________ .


2. Напиши, какие общие семейные праздники важны для сохранения дружной семьи.


3. Какой семейный праздник изображён на рисунке? Раскрась.

4. Выбери правильный ответ

По – настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам готовы:

всё претерпеть ради своего счастья

всё претерпеть ради сохранения семьи

всё претерпеть ради материального благополучия


5. Нарисуй свою семью.

Урок 28 Защита Отечества


1.Вставь пропущенное слово.


С христианской точки зрения справедливой может быть только _________________________________________________________.

Война может быть справедливой, если ведётся за ______________

_________________________________________________________.

Вон – христианин не боится смерти, потому что верит, что его душа ____________________ .



2. Выпиши из текста на с. 91, какие поступки недопустимы даже на войне.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



3. Знаешь ли ты святых православной церкви – защитников Отечества? Если затрудняешься, обратись к тексту учебника.



______________ _________________ ____________________






Урок 29 Христианин в труде


1.Выпиши из текста, какой труд радует Бога.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Приведи примеры, чей труд низок.

Труд тех, кто _______________________________________

Труд тех, кто _______________________________________

Труд тех, кто _______________________________________


  1. С помощью учебника продолжи предложение.


Труд даёт человеку ________, ___________, закаляет его характер.


  1. Выполни рисунок на тему «Мой труд на благо других».





















Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству.



1.Составь и запиши в тетрадь 2 -3 предложения со словами Отечество.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Напиши, как ты думаешь:

а) С чего начинается настоящая любовь?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


б) В чём проявляется служение?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в) С чего начинается Россия?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Напиши, что ты можешь сделать для других?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«тетради»

Материалы для составления рабочих тетрадей по комплексному учебному курсу для

общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)


Задания были использованы на уроках по данному модулю. Задания проводились на

распечатанных к уроку листах.

Обязательный раздел « Из толкового словаря» помогает детям в расширении словарного запаса, в понимании лексического значения cлов, а также в раскрытии этимологии слов со стороны отдельных учащихся.

Этому способствуют и небольшие сочинения - миниатюры, позволяющие детям совместно с родителями обсудить те или иные вопросы, проходящие в их семье.

Упражнения по материалу учебника помогают детям в усвоении и закреплении пройденного.

Рисунки позволяют увидеть отношение обучающихся к изучаемому предмету и глубже понять детские души.

Составление презентаций помогает детям в умении самостоятельно, а также с

родителями, находить ту или иную необходимую информацию.

Рефераты учат детей умению выступать перед аудиторией, умению дать конкретный ответна поставленный вопрос после выступления и готовят к выступлениям на научно- практических конференциях.



Урок 1. Россия – наша Родина

Патриарх поблагодарил Владимира Путина

и Дмитрия Медведева их за служение Отечеству

и пожелал счастья и радости.

«Дай Господь вам силы нести ваши великие

Подвиги для блага России, которые вы несете».






Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.


Допиши


Наша страна - …

Столица - ….

Наш президент - …

Назови несколько традиций, принятых в вашей семье

Запиши, как проходит одна из традиций, принятых в вашей семье


Из толкового словаря

Культурные традиции- …


Урок 2.Культура и религия


Как ты понимаешь слово «религия?

Назови мировые религии


Из толкового словаря

Ритуал- …


Урок 3.Культура и религия


Приведи примеры материальной и духовной культуры

Запиши примеры влияния религии на культуру


Из толкового словаря

Культура- …


Урок 4. Возникновение религий


Запиши 2-3 примера почитания животных в разных странах


Из толкового словаря

Скрижали - ……

Завет - ….

Земля Обетованная - ….



Урок 5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели.


Из толкового словаря

Халифы - ..

Нирвана - …

Запиши названия религий, их последователей и основателей


Урок 6-7 Священные книги религий мира


Соедини название религии с названием священной книги

Христианство Трипитака

Ислам Библия

Буддизм Коран

Иудаизм Танах


Из толкового словаря

Суры - …

Апостолы- …


Урок 8 Хранители предания в религиях мира


Из толкового словаря

Имам- ..

Умма- ..

Сангха- ..

Раввин- ..

Хафизы-..

Епископ- ..


Урок 9-10.Добро и зло.


Сделай рисунок по теме «Добро и Зло».

Подумай и запиши, что значит добрый человек и злой человек.

Совпадает ли твоё мнение с мнением твоих родителей и близких тебе людей?

Презентация «Добро и Зло» (по желанию)


Из толкового словаря

Грех-…

Грехопадение-…


Урок 11.Человек в религиозных традициях мира.


Из толкового словаря

Таинства -…

Намаз- ..

Мантра- ..


Урок 12-13. Священные сооружения


Из толкового словаря

Синагога- ..

Церковь- …

Алтарь-.. .

Икона- .. .

Мечеть -…

Минарет-…









Мечеть Омара в Иерусалиме

Храм Христа Спасителя В Москве

Синагога в Санкт-Петербурге

Буддийский храм КОФУКУ-ДЗИ








Соедини название священного сооружения с рисунком

Опиши строение священного сооружения, находящегося в вашей местности

Опиши свои чувства после посещения священного сооружения


Урок 14-15. Искусство в религиозной культуре









мандала семисвечник











Икона Казанской Божьей Матери Первая сура Корана, написанная в стиле насх

Определи, к каким религиям относятся эти предметы


Из толкового словаря

Каллиграфия- ..

Арабеска- …..

Какие формы искусства характерны для традиционных религий России?


Урок 16-17 Творческие работы учащихся


Подготовь сообщение на одну из понравившихся пройденных тем и расскажи об этом в классе и своим близким.


Урок 18-19 История религий в России


Принятие христианства на Руси- …

Запиши, какую роль сыграл каждый из названных людей

Кирилл и Мефодий- …

Сергий Радонежский- ..

Дмитрий Донской- ..

Иван Фёдоров- ..

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский- ..

Презентация ( по желанию)


Из толкового словаря

Синод- …


Урок 20-21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды


Из толкового словаря

Ритуал- ..

Таинство- ..

Крещение- ..

Евхаристия- ..

Брак- ..


Урок 22. Паломничества и святыни


Из толкового словаря

Паломничество- ..

Хадж- ..

Накхор- ..

Допиши:

Святыни

в христианстве в исламе в буддизме в иудаизме

_____________ _____________ _________ __________


Урок 23-24 Праздники и календари


Праздники

Христианства ислама иудаизма буддизма

____________ ___________ ____________ ___________


Запиши, как отмечают один из религиозных праздников в вашей семье.

Нарисуй этот праздник.



Из толкового словаря

Праздничные обряды- …

Составь презентацию любимого праздника в вашей семье


Урок 25-26 Религия и мораль, нравственные заповеди в религиях мира


Как ты понимаешь слова «Рай находится под ногами наших матерей»?

Напиши мини- сочинение.


Из толкового словаря

Заповедь- ..


Урок 27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь


Как ты понимаешь, что такое милосердие?


Из толкового словаря

Закят- ..


Урок 28 Семья


Запиши 5 пословиц о семье.

Запиши, что значит для тебя семья.

Нарисуй свою семью

Презентация «Моя семья» (по желанию)


Из толкового словаря

Семья- …


Как понять слова: «Без крепкой семьи не может быть крепкого государства».

Запиши 3-5предложений.


Урок 29 Долг, свобода, ответственность, труд.


Запиши, каково отношение к труду в религиозных культурах.

Прочитай стих. Л.Татьяничевой.

Как по – твоему, в чём смысл этого стих – я?

«Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют.

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем.

Но каждый знает, эту жизнь любя.

Что чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем радостней живёшь и для себя.»[0]


Из толкового словаря

Долг -…

Свобода-…

Ответственность -…

Труд-…


Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству


Мини - сочинение «Родина моя…»

Презентация «Моя малая Родина» ( по желанию)


Из толкового словаря

Любовь - …

Уважение - …

Проверочная работа


Допиши:

а)Иудаизм – раввин, христианство –

б) Христианство – икона, ислам –

в) христианство – Пасха,..

г)Иудаизм – Песах, …

д)Ислам – Курбан-Байрам,…

е)Буддизм – Дончод,…


Дополни ряды слов:

а)Типитака, Танах,..

б) cинагога, мечеть,..

в)раввин, имам,…

г) Иисус, Мухаммад,.

д)Христианство, ислам,…

е)Евхаристия, крещение,…


Перечисли Десять заповедей, изложенных в Ветхом Завете.

Им следуют все люди независимо от их национальности или веры.

Паломничества

в христианстве в исламе в иудаизме в буддизме

____________ __________ __________ ____________


Распредели слова по группам: скрижали, семисвечник, икона, минарет, пагода, намаз, мечеть, церковь, синагога, имам, алтарь, таинство, шаббат, хадж, мантра, накхор, маца, арабеска, фреска, мандала, каллиграфия, раввин, хафизы, умма,ламы, епископ,ступа,сангха.


христианство

ислам

буддизм

иудаизм






Запиши :

Памятники материальной культуры Памятники духовной культуры

____________________ ____________________


Запиши своё мнение об изучении предмета «Основы Мировых религиозных культур».






0 «Учебник добра» Серия «Педагогика», Томск, «Знамя Мира», 1996, с.121.


Просмотр содержимого документа
«Календарно»

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры». 4 класс

п/п

Тема

Кол- во часов

Вид, тип урока

Дата

Д/з

 

1

Россия – наша родина.

1

Урок изучения нового материала 

 


С.4

2

Культура и религия

1

Комбинированный урок. 

 


С.6

3

Человек и Бог в православии

1

Комбинированный урок. 

 


С.8

4

Православная молитва

1

 

Комбинированный урок. 


С.12

5

Библия и Евангелие

1

 

Комбинированный урок. 


С.16

6

Проповедь Христа

1

 

Комбинированный урок. 


С.20

7

Христос и его крест

1

 

Комбинированный урок. 


С.24

8

Пасха

1

 

Урок изучения нового материала 

  


С.28

9

Православное учение о человеке

1

Урок изучения нового материала 

  

 


С.32

10

Совесть и раскаяние

1

Комбинированный урок.  

 


С.36

11

Заповеди

1

Комбинированный урок.  

 


С.40

12

Милосердие и сострадание

1

Комбинированный урок.  

 


С.42

13

Золотое правило этики

1

 

Комбинированный урок.  


С.46

14

Храм

1

 

Урок-экскурсия 


С.48

15

Икона

1

 

Видеоурок. 


С.52

16

Творческие работы учащихся

1

 

Урок-отчет 



17

Подведение итогов

1

 

Урок-отчет 




Просмотр содержимого документа
«Муниципальное казенное образовательное учреждение»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зелёнополянская средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

руководитель МО заместитель директора директор МКОУ СОШ

____Дотолева М.Е. школы по УРМКОУСОШ _____Юшкова Л.Ф.

протокол№__от____2014г. _________Ермолова Е.А. приказ № ___от_____

«___»____________2014г. «__»____________2014г. «___»_________2014г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы православной культуры)

в 4 классе









составила учитель начальных классов

Лобцева Ольга Васильевна













2014г. – 2015г.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки»

 Система оценки.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.


^ Критерии и нормы оценки УУД обучающихся.


урока


Тема урока


Форма результата


Критерии



Показатели


Инструментарий измерения


1


Россия-наша Родина


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Знает термины, определения, понятия.


Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя


Беседа


2


Культура и религия


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа


3


Человек и Бог в православии.


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа


4


Православная молитва


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа


5


Библия и Евангелие


Знание, понимание


Осведомленность в основах православной, культуры.


Знает термины, определения, понятия, основные постулаты священных книг


Составление словаря. беседа


6


Проповедь Христа


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Нравственно-ориентированное поведение


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями

Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умение сотрудничать, работать в группе

Умеет сопереживать, помогать другим.


Беседа, работа в группах


7


Христос и его Крест


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Осведомленность в основах православной, культуры.

Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


8


Пасха


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа, презентации.


9


Православное учение о человеке


Знание, понимание


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями.
Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему.


Беседа


10


Совесть и раскаяние


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Нравственно-ориентированное поведение


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями.
Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему.


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умение сотрудничать, работать в группе

Умеет сопереживать, помогать другим.


Беседа, работа в группе.


11


Заповеди


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями.
Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему.


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


12


Милосердие и сострадание


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями.
Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему.


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения

Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


13


Золотое правило нравственности


Знание, понимание


Отношение, переживание чувства


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Умеет рассказать, назвать, что относится к духовной культуре, рассуждать на эту тему

Знает и применяет «золотое правило нравственности»


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


14


Храм 


Знание, понимание


Знает символы, традиции, обряды православной культуры


Знает термины, определения, понятия.


Беседа, тестирование, отзывы о посещении святых мест.


15


Икона


Знание, понимание


Знает символы, традиции, обряды православной культуры


Знает термины, определения, понятия.


Беседа, тестирование


16


Как христианство пришло на Русь?


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Может объяснить, что для него значить семья, Родина.

Знает термины, определения, понятия.


Беседа,

презентации 


17


Подвиг


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


18


Заповеди блаженства


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Может объяснить, что для него значить нравственное поведение

.Адекватность знаний и поведения


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


19


Зачем творить добро


Знание, понимание


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Умение вести диалог


Умеет оценивать поступки как «хорошие» или «плохие» и применять в поведении нравственные нормы взаимоотношений в семье, школе, с друзьями.


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа, обсуждение конкретных ситуаций


20


Чудо в жизни христианина


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа


21


Православие о Божьем суде


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.


Беседа


22


Таинство Причастия


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает символы, традиции, обряды, таинства православной церкви.


Тестирование


23


Монастырь


Знание, понимание


Знание культурных и религиозных традиций многонационального народа России


Знает термины, определения, понятия.

Может осмыслить значение православной веры для жизни человека


Познавательные упражнения


24


Отношение христиан к природе


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Нравственно ориентированное поведение


Понимание, что окружающий мир- это творение Божие, необходимости бережного отношения к природе.

Адекватность знаний и поведения


Умение сотрудничать, работать в группе

Умеет сопереживать, помогать другим.

Умение вести себя дома в общественных местах, соблюдая правила


Работа в группах


25


Христианска семья


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Нравственно ориентированное поведение


Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя

Адекватность знаний и поведения

Умение вести себя дома в общественных местах, соблюдая правила


Беседа, познавательные упражнения


26


Защита Отечества


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя

Адекватность знаний и поведения


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа,

Обсуждение конкретных ситуаций


27


Христианин в труде


Знание, понимание


Поведение


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Умение вести диалог


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа,

Обсуждение конкретных ситуаций


28


Любовь и уважение к Отечеству


Отношение, переживание чувства


Поведение


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя

Адекватность знаний и поведения


Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Беседа,

Обсуждение конкретных ситуаций


29


Творческие работы учащихся.

Подведение итогов.


Знание, понимание


Отношение, переживания, чувства


оведение


Обобщенные знания понятий духовной культуры и морали


Понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества


Ценностно-смысловые мировоззренческие основы


Умение вести диалог


Умеет рассказать, назвать, что относится к духовной культуре, рассуждать на эту тему

Знает, понимает основные светские и религиозные моральные нормы


Знает и применяет «золотое правило нравственности»

Может ответить на вопросы: стыдно, совестно ли ему и почему.


Может объяснить, что для него значить семья, Родина, друзья, взрослые, учителя

Адекватность знаний и поведения


Доброжелательность, терпимость в отношении к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. 

Умеет задавать вопросы и слушать, не перебивая

Умеет аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека


Творческие работы учащихся. Защита проектов.
















^ Учебно-методическое, информационное и материально-техническое, обеспечение программы.

Методическая литература:

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:


  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010. 


  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.


  • Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева


Литература для учащихся:


1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996. 

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. 

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. 

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.- 

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. 

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005. 

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006


Литература для педагога:


1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005. 

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002. 

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996. 

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005. 

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004. 

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003. 

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007. 

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003. 

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. 


^ Примерные темы творческих работ:


Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»


Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)




Просмотр содержимого документа
«литература»

Учебно-методические средства обучения

Литература (основная и дополнительная)

1 А. В. Кураев Учебник для 4-5 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение,2010.

2.А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

3.Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

4.Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

5.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.





Просмотр содержимого документа
«работа с домашними заданиями»

Работа с домашними заданиями учащихся в курсе ОРКСЭ.


Одна из приоритетных задач современного образования – развитие коммуникативного потенциала личности (комплексной характеристики личности, определяющей готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней). Наиболее важными проявлениями коммуникативного потенциала считаются:

  • Интенсивность и широта круга общения;

  • Умение говорить и слушать;

  • Убеждать, аргументировать и уважительно относиться к мнению другого человека;

  • Особенности эмоционального отклика на полученную информацию;

  • Самочувствие в процессе коммуникации;

  • Умение контролировать и адекватно оценивать себя как объект и субъект коммуникативной деятельности.

Огромный образовательный потенциал в решении данной задачи заложен в новом междисциплинарном курсе «Основы религиозных культур и светской этики», т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагается активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение различных точек мнения и т.п.

Коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся в процессе обучения формируются посредством:

  • обучения содержанию предмета (знания, понимание причинно-следственных связей, поиск и обоснование выводов и аргументов, оценка изучаемого материала);

  • развития социально-коммуникативных умений (участие в беседе, дисскуссии, интеграция и кооперация в учебной деятельности);

  • развития прикладных коммуникативных умений (структурирование учебного материала, планирование, работа с различными источниками информации, оформление и презентация результатов собственной деятельности);

  • личностно-ориентированного аспекта учебной коммуникации (навыки общения, преодоление трудностей в нем, формирование учебной мотивации, развитие критического мышления, целеполагание).

Все эти составляющие ярко выражены в содержании и методике курса ОРКСЭ. А возможность безотметочного обучения делает его более привлекательным в глазах обучающихся и их родителей, повышает его творческую направленность и расширяет диапазон возможностей домашнего задания.

Домашнее задание по курсу ОРКСЭ в значительной мере отличается от других предметов. Оно должно быть:

  1. Четко структурированном (учитель должен хорошо продумывать, какой материал следует предложить для заучивания, что для пересказа, что для ознакомления, о чем рассуждать, на какие вопросы отвечать).

  2. Дифференцированным по уровню трудности (с учетом уровня общего развития, самостоятельности, общеучебных навыков, семейных возможностей и т.п.).

  3. Разумно по объему и реальным для запоминания (может иметь обязательную и необязательную часть, посильным для слабых и привлекательными для всех).

  4. Увлекательным (иметь творческий, поисковый или проблемный характер, содержать элементы новизны, творчества, неожиданности, разнообразным по форме и способам оформления и предъявления). Желательно, чтобы каждый учащийся в процессе обучения выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть равномерно распределены на протяжении изучения курса.

  5. Обязательно проверяемым (в беседе, дискуссии, игре, группе и т.п., нести качественную оценку учителя и одноклассников).

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, галерее образов, подготовка к заочным экскурсиям и итоговым мероприятиям.

Родители могут оказать помощь в подборке иллюстративного материала. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, и могут помочь ребенку не только рассказать, но и показать фото и видеоматериалы.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, ученики или члены их семей могут выступать с рассказом о семейных традициях (семейные хроники, праздники, кухня, одежда и т.д.). Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в коллективе. Традиции, праздники, знания основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин.

Среди возможных видов домашнего задания по ОРКСЭ могут быть:

- лексическая работа (ведение Словариков, иллюстрация новых слов и понятий);

- работа с лентой времени;

- различные виды чтения: ознакомительное (общее представление о тексте и его содержании); изучающее или поисковое (извлечение необходимой и (или) конкретной информации); выразительное; рефлексивное (наиболее сложный вид чтения, предполагающий формирование комплекса умений: понимание основной мысли, прогнозирование последовательности, сопоставление различной информации, перенесение полученной информации на другое поле, различение темы и подтемы текста, анализ и синтез, осмысление и рефлексия по результатам прочитанного текста и собственной деятельности);

- пересказы (подробные, сжатые, выборочные);

- подготовка и формулирование различных по типу вопросов к прочитанному тексту: простые вопросы (назвать факты, даты, примеры, данные в тексте); уточняющие («Правильно ли мы поняли, что…?», «То есть ты считаешь, что…?» предоставление собеседнику обратной связи относительно только что сказанного им); объясняющие («Почему?» установить причинно-следственные связи); творческие (когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза); оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов, явлений, отношение учащихся к ним); практические (направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя?», «Что значит «поступить по совести»?); проблемные вопросы (часто становятся основой детских учебно-исследовательских проектов);

- ведение записей по тексту; составление опорных конспектов; плана текста (по основной мысли части; вопросный план; цитатный план);

- мини-доклады или публичные выступления, сочинения, эссе;

- составление ребусов, кроссвордов, презентаций;

- подбор материалов к итоговому занятию (галерея образов, заочная экскурсия в…, моя родина, мы разные, но мы вместе и т.д.);

- инсценирование и театрализация;

- съемка видеофильмов по мотивам и сюжетам притч. Притчи – особый жанр литературы, имеющий значительный нравственный и воспитывающий потенциал и обладающие высоким эмоциональным и ярко выраженным наглядно-образным характером. В 4ом классе мы все заболели этим видом деятельности и снимаем фильмы по разным предметам и на различные темы.

В качестве заключения: на мой взгляд, данные виды домашних заданий позволяют реализовывать основные методические принципы, лежащие в основе оптимизации и повышение качества обучения, а именно:

  • Диалогическое взаимодействие;

  • Приоритет личностного развития учащихся;

  • Опоры на самостоятельность мышлений учащихся;

  • Вариативность;

  • Деятельностное обучение;

  • Соблюдение баланса между теоретическим материалом м материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • Органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по ОПК

Автор: Лобцева Ольга Васильевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 144753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа ОПК (курс ОРКСЭ)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-opk-kurs-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "248957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446807782"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по ОПК для 7 класса по программе Л.Л.Шевченко "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-opk-dlia-7-klassa-po-proghrammie-l-l-shievchienko"
    ["file_id"] => string(6) "204378"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429640261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaiaproghrammaosnovyrielighioznykhkulturisvietskoietiki"
    ["file_id"] => string(6) "340410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471941998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рабочая программа по ОРКСЭ (ОПК)"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_proghramma_po_orkse_opk"
    ["file_id"] => string(6) "382913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485186732"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рабочая программа по ОПК 6 класс"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_programma_po_opk_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "499454"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1549962537"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства