РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль «Основы светской этики»)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль «Основы светской этики»)
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей. При осуществлении учебного проекта в рамках модуля «Основы светской этики» обучающиеся могут часть работы выполнять на других уроках (музыка, технология, изобразительное искусство, литературное чтение).
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса ( Модуль «Основы светской этики») »
Перекопская общеобразовательная школа
I-III ступеней № 7
Армянского городского совета
Республики Крым
РЕКОМЕНДОВАНО
Руководитель МО начальных классов
_________Э.А. Юсуф
«___» _______ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______О.А.Мартыненко
«___» _______ 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ПОШ № 7
________З.Ш.Асанова
«___» _______ 2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса
( Модуль «Основы светской этики»)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год (2014-2015 учебный год)
Разработчик программы:
Яковлева Е.В.– учитель второй категории
Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения (протокол № ___
от «___» _____________ 2014 г.)
Республика Крым, с. Перекоп – 2014 г.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей. При осуществлении учебного проекта в рамках модуля «Основы светской этики» обучающиеся могут часть работы выполнять на других уроках (музыка, технология, изобразительное искусство, литературное чтение).
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные.
2.1. Цели и задачи изучения учебного предмета:
дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
2.2. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.3. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
Фундаментальное ядро общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373;
Распоряжение правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для ОУ «Основы религиозных культур и светской этики»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»
Приказ Управления образования Армянского городского совета от 27.08.2014 г. № 339 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных организаций г. Армянска»;
Инструктивно-методические рекомендации «Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2014/2015 учебном году», разработанные методистами КРИППО;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
2.4. Сведения о программе.
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г., требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.», утверждённой МО РФ.
2.5. Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы.
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный. Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Курс направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
2.6.Определение места и роли учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются группы учащихся.
По результатам анкетирования с согласия и по выбору родителей (законных представителей) четвероклассников был выбран модуль «Основы светской этики».
Особенности модуля «Основы светской этики» – выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков.
2.7. Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС
Обучение обучающихся по учебному курсу ОРКСЭ модуля «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса ОРКСЭ является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимать и сопереживать чувствам других людей;
проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные УУД:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
Предметные результаты:
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
2.8.Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Изменения в количестве часов произведены с учётом выходных (праздничных дней), утверждённых Правительством РФ на 2014/2015 год.
2.9.Информация об используемом учебнике.
Используемый учебник: Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.
2.10. Информация о количестве учебных часов.
Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
Рабочая программа реализуется в соответствии с учебным планом на 2014 – 2015 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение «Основ светской этики» отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, в частности, модуля «Основы светской этики» ученик должен:
Знать/понимать:
Основные понятия религиозных культур;
Историю возникновения религиозных культур;
Историю развития различных религиозных культур в истории России;
Особенности и традиции религий;
Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозных традиций и культур;
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
IV. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(перечень учебно-методического обеспечения)
Для учащихся:
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.
Для родителей:
1. Гончарова В.Н., Демидов В.Г., Клемперт А.И., Кудрина А.В., Метлик И.В., Мубаракшина И.В., Теплова Е.Ф., Хабибуллина Г.Ю., Шевцова А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Центр «Школьная книга», 2013г. – 24 стр.
Для учителя:
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.
2. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010)
Список дополнительной литературы
Агапова И.А, Давыдова М.А.Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985.
Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
Аникин В.П.Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.
Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.
Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996.
Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.
Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.
Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.
Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.М., 1990.
Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.
Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
3. Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;
4. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - http://www.patriarchia.ru;
5. Отдел религиозного образования икатехизации РПЦ - http://www.otdelro.ru;
6. Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
7. Сайт Уполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации - http://www.ombudsman.gov.ru.
V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся (разработанными и утвержденными на базе ОУ).
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Обучающиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.
Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.
Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:
подведение итогов работы;
сравнение (с самим собой и с другими).
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов.
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создает благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Одним из вариантов проверки уровня знаний и сформированности умений является тестирование.
На уроках ОРКСЭ целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. При этом речь не идет о том, что работа с тестом должна занимать значительную часть урока. Можно предлагать школьникам 2 – 4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в электронном пособии к урокам.
Одним из способов оценивания деятельности учащихся является портфолио. В курсе ОРКСЭ составление портфолио ученика может явиться основой оценки его образовательных достижений. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Однако самооценка как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку ребенком своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений.
Способы самооценки:
1. Выставление условных баллов обучающимся и учителем. Перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребенком баллами выставляет свои.
2. Использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определенного цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:
желтый цвет — ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;
зеленый цвет — допущены неточности;
красный цвет — надо постараться, и успех придет.
При работе в парах или группах очень важна также взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить и работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые необычные решения проблемы и т. д.
Для детей возраста четвероклассников большое значение имеет демонстрация своих достижений, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки может выполнять итоговое мероприятие, завершающее изучение курса ОРКСЭ, и другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
6.1. Содержание учебного предмета
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил - добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе(4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины(4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться(4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины(6 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек- чело века.
Слово, обращенное к себе.
Презентация проекта.
6.2. Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
Проектные технологии
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность обучающихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», проекты по краеведению.
Интерактивные технологии
Эти технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).
Игровые технологии
Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной деятельности и особенно востребована младшими школьниками.
6.3. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов представляет собой выставку, оформленную учащимися или в виде презентации.
«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания. Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.
На уроке, завершающем изучение курса, проводится презентация галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию.
VII. КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОРКСЭ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№
Тема урока
Дата
Характеристика деятельности учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты освоения
материала
Универсальные учебные действия
Этика общения (4 часа)
1
Добрым жить на белом свете веселей
Читать и
понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания- ориентироваться в словарях и справочниках;
Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
-определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
2
Правила общения для всех
3
От добрых правил-добрые слова и поступки
4
Каждый интересен
Этикет (4 часа)
5
Премудрости этикета
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.
Составляют план работы над проектом. Подводят
итоги урока; готовятся к работе над проектом.
- знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
6
Красота этикета
7
Простые школьные и домашние правила этикета
8
Чистый ручеек нашей речи
Этика человеческих отношений (4 часа)
9
В развитии добрых чувств – творение души
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют
таблицы; выполняют словарную работу; Пишут
мини-сочинение
ориентироваться в словарях и справочниках;
- определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
10
Природа – волшебные двери к добру и доверию
11
Чувство Родины
12
Жизнь протекает среди людей
Этика отношений в коллективе(4 часа)
13
Чтобы быть коллективом
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их.
Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
14
Коллектив начинается с меня
15
Мой класс – мои друзья
16
Ежели душевны вы и к этике не глухи
Простые нравственные истины(4 часа)
17
Жизнь священна
Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу
формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
18
Человек рожден для добра
19
Милосердие – закон жизни
20
Жить во благо себе и другим
Душа обязана трудиться(4 часа)
21
Следовать нравственной установке
Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы.
Составляют план работы над проектом. Подводят
итоги урока;
готовятся к работе над проектом.
- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека
- осознавать ценность человеческой жизни
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
22
Достойно жить среди людей
23
Уметь понять и простить
24
Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа)
25
Общение и источники преодоления обид
Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют
таблицы; выполняют словарную работу; Пишут
мини-сочинение
формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,
о значении ответственности в жизни людей
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
26
Ростки нравственного опыта поведения
27
Доброте сопутствует терпение
28
Действия с приставкой
«со-»
Судьба и Родина едины(6 часов)
29
С чего начинается Родина
Формулируют проблемные
вопросы. Планируют
алгоритм решения проблемы,
записывают проблемные
вопросы. Читают
текст учебника с комментированием;
работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
30
В тебе рождается патриот и гражданин
31
В тебе рождается патриот и гражданин
32
Человек- чело века
33
Слово, обращенное к себе
34
.
Презентация проекта
Всего: 34 часа
VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.
8.1. Основные понятия модуля «Основы светской этики»
Альтруизм (от лат. altere — другой) — совершение бескорыстных
ради блага других людей или ради достижения общих целей. Альтруизм может выражаться в признании равных прав и достоинств других
людей, в любви к окружающим, в желании бескорыстно помогать друзьям, близким, совершать добрые поступки.
Богатырь — защитник Российской земли, сильный, благородный человек.
Вина — это переживание человека по поводу несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.
Воин —защитник Отечества, человек, наделенный безусловными моральными добродетелями, нравственный идеал. Призыв «Ни пяди земли не отдадим» воспринимается защитниками Отечества как клятва.
Гуманность — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.
Джентльмен — честный, благородный, порядочный человек. Он не изменит данному слову, не позволит себе сомнительного поступка, приветлив, хорошо воспитан, образован, патриот своего Отечества.
Диалог— взаимодействие, направленное на достижение взаимопонимания, особенно в политике (например, диалог между властью и оппозицией).
Добро — идеал, образец поступков и отношений между людьми, способ оценки, выражающий положительное значение поведения людей в его отношении к этому идеалу.
Добродетель — поступки, направленные на добро.
Долг — это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм, которые соответствуют моральному идеалу, существующему в обществе.
Дружба — отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии, общности интересов, доверии.
Духовная культура — сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.
Духовные ценности — добро, вера, красота, истина, солидарность, общин-ность, патриотизм, память предков, нравственность, милосердие и сострадание.
Жизнь человека — высшая ценность. Только при жизни человек может радоваться, грустить, строить планы. Жизнь каждого уникальна и неповторима. На любом этапе жизни человек дорог для окружающих.
Зло — противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль. Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними, препятствует развитию человеческих способностей.
Золотое правило нравственности — способ правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку.
Кодекс чести — набор образцов достойного нравственного поведения.
Кодекс чести богатырей и рыцарей — свод нравственных правил, которым следовал благородный воин.
Коллективист — человек, отождествляющий свои личные интересы с интересами общностей, в которые он включен.
Космополитизм — (греч. сosmopolites — гражданин мира) — теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода.
Ксенофобия(от греч. хenos — чужой, посторонний, и phobos — страх) — негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы — представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т. п., так и вообще все «чужие».
Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К.,К. быта). В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.
Леди — образованная, хорошо воспитанная особа, следующая в своей жизни нравственным правилам. Леди не может быть грубой, неряшливой, не может плохо относиться к окружающим.
Материальная культура — предметы человеческого труда.
Мировоззрение— система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М.группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания.
Мировоззрение — система общественных взглядов на мир и место человека в нем.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм; совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.
Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе.
Моральные нормы фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.
Моральные социальные нормы — нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях:
Моральный выбор — это выбор между различными способами поведения, между теми нормами, которым следует человек, в конечном счете, это выбор между добром и злом.
Моральный долг — выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Понимая свой долг, человек добровольно принимает на себя обязанности по отношению к другим. Поэтому моральный долг иногда называют моральными обязанностями.
Моральный конфликт — это когда стремление к одной нравственной ценности разрушает другую, возможно, не менее дорогую.
Мотив (от лат. movere — приводить в движение) — побуждение к деятельности.
Народ — группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующаяся нравственными нормами в отношениях друг с другом.
Национальная культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране. Создателем национальной культуры выступает образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Ответственность — это характеристика личности и ее действий, которая указывает на необходимость отвечать за собственный свободный выбор.
Отношения родственные — отношения между родственниками.
Отношения служебные — отношения по месту работы или учебы.
Отношения соседские — отношения по месту проживания.
Патриотизм (от греч. патрис — родина) — личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, страны; приверженность традиции отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений, любовь к родной земле.
Порок — действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.
Поступок — это непосредственное выражение морали. В большинстве случаев поступки — это действия, но иногда они могут быть и воздержанием от действий. При этом не всякое действие — поступок.
Правила этикета — надежные образцы поведения, выработанные челове-чеством за многие сотни лет.
Праздники — способ напомнить людям обо всем хорошем, что происходило в прошлом.
Раскаяние — это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о неповторении своих ошибок, изменении своего поведения.
Религия- (лат. «благочестие», «набожность», «святыня») — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Род — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя.
Родословная — перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Рыцарь — воин, представитель Западной Европы.
Светское общество — по Г. Бернзу и Г. Беккеру — общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентированное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий.
Свобода — это способность человека определять свое будущее и будущее мира, учитывая законы природы и общества.
Свобода совести— личное право человека либо исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакую. Свобода совести гарантируется отделением церкви от государства, школы от церкви.
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Совесть — это переживание одобрения или осуждения собственного поступка, даже если он только задуман. Совесть — это, по словам Демокрита, «стыд перед самим собой».
Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний, соразмерность справедливости — каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
Средства достижения цели — то, что может сделать поступок моральным или аморальным.
Стыд — это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, реакция на осуждение. Повод для такого осуждения — нарушение нравственных норм и моральных идеалов.
Толерантность — терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. В соответствии с Декларацией принципов толерантности(ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Традиции— элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают: материальные и духовные ценности, как объекты наследования;
Традиции духовные — ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Уравнивание справедливости — «равное за равное». Это значит, что за одинаковые поступки, совершенные в одинаковых условиях, люди должны получать равные награды и наказания.
Фамилия — семья, род; родовое наименование, приобретаемое при рождении, усыновлении, в браке и переходящее по наследству.
Философия (от греч. Фило— любовь и софия — мудрость) — любовь к мудрости, наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Цель поступка — намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос «Для чего?», является поступком.
Ценность — какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. — все это ценности.
Цивилизация—(лат. civilis — государственный, гражданский) — в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать:
1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;
2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству» (Морган);
3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.
Честь и достоинство — важные нравственные характеристики человека. Они позволяют ответить на вопросы: «Насколько я ценен?», «Каково мое положение среди людей?», «Каким меня воспринимают окружающие?».
Эгоизм (от лат. еgo — я) — стремление удовлетворять только личные интересы. Главный принцип эгоиста: «Все для меня, все во имя меня».
Эгоизм разумный — золотая середина между альтруизмом и эгоизмом. Быть разумным эгоистом — значит, преследуя свои интересы, исполнять нравственные требования и содействовать общему благу.
Экстремизм (от фр. extremisme — крайний) — приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям.
Этика— учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни.
Этикет — это правила вежливого поведения в стандартных, часто повторяющихся ситуациях.
Этническая группа — родственная по языку и близкая по культуре общность людей. Э. г. были, например, древние славяне, древние германцы. Типичные Э. г. — кельтские народы, потерявшие языковое единство, но сохранившие культурное и этнографическое своеобразие, палеоазиатские народы.
8.2. Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ с учетом этнокультурных особенностей Республики Крым:
Памятники духовной культуры в нашей республике.
Добро и зло в сказках народов, проживающих в Республике Крым.
Духовно-нравственные ценности в пословицах народов Крыма.
Дружба начинается с улыбки.
Красота общения: этикет в жизни людей родного города.
Кто такой друг?
Наши бабушки.
Национальные костюмы народов Крыма.
Национальные традиции в нашей семье.
Наша семья в годы Великой Отечественной войны.
Нравственные правила в поведении героев народных сказок.
Образование в религиях народов Крыма.
Памятники духовной культуры в моем городе (селе).
Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге).
Правила гостеприимства народов Крыма.
Религиозные праздники в нашей республике.
Так жили наши деды.
Традиции и ценности моей семьи.
8.3. Примерные варианты тестовых заданий.
8.3.1. Задания альтернативных ответов
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них — «да — нет», «правильно —неправильно» и пр.
8.3.2. Задания множественного выбора
Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от трех до шести).
8.3.3. Задания на восстановление соответствия
В заданиях соответствия (восстановления соответствия) необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) — между элементами двух списков.
Обычно задание соответствия состоит из двух столбцов: в первом —вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором идет список утверждений или свойств, объектов, которые надо поставить в соответствие.
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т. д. Главными преимуществами заданий этого вида являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте. При составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для детей — в какой именно последовательности располагать элементы — от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.
8.4. Примерные темы творческих работ.
Рекомендуется последние три-четыре урока посвятить защитам творческих работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
Примерные темы итоговых творческих работ:
Святые воины русской земли. Дмитрий Донской;
Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц;
Памятники религиозной культуры в моём городе;
Блюда национальной кухни;
С чего начинается Родина…;
Уроки доброты;
Христианское отношение к природе и др.
Формы защиты итоговых работ: игра, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, экскурсия и т.д.
8.5. Методические рекомендации.
8.5.1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Активное включение учащихся во внеурочную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом. Внеурочная деятельность расширяет опыт учащихся в области конструктивного, творческого, нравственно ориентированного поведения в социуме.
Экскурсия в художественные и краеведческие музеи.
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет и закрепляет знания учащихся. Организационная сторона экскурсии требует наличия четкого продуманного планирования, содержательная —соответствия программному содержанию, целесообразный отбор материала, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.
Заочная (виртуальная) экскурсия.
При невозможности по той или иной причине организовать очную экскурсию она может быть заочной(виртуальной). При проведении таких экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Формы проведения заочной экскурсии:
просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий.
При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. Для подготовки выступления учащемуся необходимо собрать большой иллюстративный материал.
Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий.
Материалы, подготовленные для выступления на занятии, могут быть оформлены в виде выставки. Таким образом, в частности, осуществляется связь учебной и внеурочной деятельности, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах и создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
8.5.2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся.
Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения предмета могут быть:
индивидуальными или коллективными (группа 3 – 4 человека);
долгосрочными (1 – 2 месяца) или краткосрочными (1 – 2урока);
творческими, исследовательскими или социально значимыми (дети пишут поздравительные открытки ветеранам).
Для организации проектной работы на уроке учителю необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя:
методический паспорт проекта;
текст задания и примерную разработку (или предложения) по оформлению результатов работы над проектом;
лист планирования и продвижения по заданию;
лист самооценки;
сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;
рекомендации по организации работы групп;
памятку для организации деятельности учащихся;
список (банк) информационных ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.
8.5.3. Методические рекомендации по организации работы групп, подготовке и презентации краткосрочного группового проекта:
8.5.3.1. Примерное время выполнения проекта45 — 90 минут (1 — 2 урока).
Примерное распределение времени
Этапы занятия
Время, мин
Организационный этап
15-20
Выполнение проекта детьми
30-40
Презентация работ группами
10-20
Взаимооценка и подсчёт голосов, самооценка, подведение итогов
10-15
Итого
65-95
8.5.3.2. Организация рабочего пространства класса.
В классе одновременно работает две—четыре группы. В классе должны быть:
Две – четыре рабочие зоны: «круглых стола» (составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены: листы с заданием (по числу участников группы), листы индивидуальных планов (по числу участников группы), листы планирования и продвижения по заданию (один на группу), листы самооценки (по числу участников группы), ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги);
стол с ручными инструментами и материалами;
зона для презентаций.
8.5.3.3. Ресурсы для выполнения проекта.
Подборка материала по теме: короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т. п.; иллюстрации; интересные факты «А знаете ли вы…».
Инструменты и средства: магнитная доска с магитами, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы.
Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры и т. д.
8.5.3.4. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.
Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить принять участие родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит: поддержка организованного проведения урока, необходимых консультаций и оказание помощи детям, в том числе по организации их деятельности (при этом помощь не должна представлять собой прямые подсказки); общее наблюдение за процессом работы групп.
Функции наблюдателей и помощников: наблюдения за работой групп, помощь в организации деятельности.
8.5.3.5. Организация деятельности учащихся.
Учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, что такое деление уже обозначилось, когда дети планировали свое будущее участие в том или ином проекте).
Учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта, что должны решить, что они будут делать презентацию, показывает, где стоят столы с материалами и инструментами. Затем учитель предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:
обсуждение темы, формы представления результата;
составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);
выполнение задания;
контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);
представление результатов;
голосование за лучший проект;
самооценка (дети находят лист самооценки).
Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего дает команду приступить к работе.
Задания должны быть рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 15 — 20 минут.
Однако не следует ограничивать время работы групп — надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.
По окончании работы над проектом группы поочередно представляю тсвои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания«голосования» учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки.
8.5.4. Методические рекомендации к домашним заданиям.
Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно. Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов.
Творческие формы работы(сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
8.6. Примерный список рекомендуемых тем рефератов, сочинений.
Духовный мир человека.
Афоризмы Аристотеля.
Моральные нормы (правила) в моей семье.
Добро и зло в наше время.
От добрых правил-добрые слова и поступки.
Добрым жить на белом свете веселей.
Мой класс – мои друзья.
Милосердие – закон жизни.
Этика поступков.
Патриот своей страны.
8.7. Примерный список рекомендуемой для внеклассного чтения литературы; чтения наизусть.
Александрова З.Н. – Родина.
Баруздин С.А. – О человеке и его делах.
Гамзатов Р.Г. – О Родине, только о Родине.
Ладонщиков Г.А. – Наша Родина.
Матусовский М.Л. – С чего начинается Родина?
Маяковский В.В. – Что такое хорошо и что такое плохо.
Никитин И.С. – Русь.
Осеева В.А. – Плохо.
Осеева В.А. – Три товарища.
Русская народная сказка – Морозко.
Степанов В.А. – Что мы Родиной зовём?
Сухомлинский В.А. – Безродный дятел.
Сухомлинский В.А. – Мальчик и колокольчики ландышей.