kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: ОРК и СЭ (основы светской этики)

Класс: 4

Уровень общего образования: начальная школа

Учитель: Сметанина Елена Николаевна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов. в неделю 1 час

Планирование составлено в основе : ФГОС « Рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики».Москва, «Дрофа», 2013 год.

Учебник: А.А. Шемшурин, Т.Д. Шапошникова и др. Москва, «Дрофа», 2013 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА№22

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

имени Василия Тезетева»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

историко-филологического цикла

Протокол №1

от « » августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР


___________ Л. А. Дядькина

« » августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы


__________ Н.П. Мельникова

Приказ № от « » сентября 2015г.



Рабочая программа


Наименование учебного предмета: ОРК и СЭ (основы светской этики)

Класс: 4

Уровень общего образования: начальная школа

Учитель: Сметанина Елена Николаевна

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 часов. в неделю 1 час

Планирование составлено в основе : ФГОС « Рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики».Москва, «Дрофа», 2013 год.


Учебник: А.А. Шемшурин, Т.Д. Шапошникова и др. Москва, «Дрофа», 2013 год.


Рабочую программу составила ________________ Сметанина Елена Николаевна

(Подпись) (расшифровка подписи)

Пояснительная записка

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюстре России 22.12.2009г., регистрационный номер №7785);

  • Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

  • Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюстре РФ 03.03.2011 №19993 (далее СанПин 2.4.2.2821-10);

  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний» Москва, АСТ. Астрель, 2012г.;

  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики 4 класс(4-5 классы). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.Т.Д.Шапошникова,И.Б.Катышева,К.В.Савченко.Москва,Дрофа,2012 г.



Цели:

  • Целью введения предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» является знакомство младших школьников с основами светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

  • Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других оспектах.

Задачи:

  • - знакомство учащихся с содержание курса;

  • - формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике;

  • - развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

  • - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Используемые технологии:

  • Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков и проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение цели:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;

  • Единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестирование, творческие работы, проектная деятельность.



Место предмета в учебном плане школы

По учебному плану школы на курс « Основы религиозных культур и светской этики» выделен 1 час в неделю, общее количество часов – 35 .

Ценностные ориентиры

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- осознание ценностей человеческой жизни.

Методы обучения:

  • Словесные, которые наиболее успешно решают задачу формирования теологических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • Наглядные, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • Практические, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закреплении теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • Репродуктивные, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • Индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс


Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Россия — наша Родина Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Раздел 2. Знакомство с основами этики

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике

Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.

Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.

Мыслители и философы, великие учителя человечества.

Вариативное содержание: философские рассказы для детей.

Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества.

Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.

Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

Что такое добродетель. Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Вариативное содержание: добродетельная жизнь.

Основные понятия: добродетель, порок.

Словарная работа: порок.

Учение Аристотеля о добродетелях

Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера.

Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.

Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.

Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.

Словарная работа: совершенство, идеал.

Нравственные качества

Основное содержание: нравственные качества и добродетели.

Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх).

Честность и правдивость. Честность и верность.Честность и справедливость.

Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.

Вариативное содержание: Софокл - древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.

Словарная работа: Параолимпийские игры.

Терпение и терпимость

Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.

Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.

Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.

Убеждения

Основное содержание: убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений.

Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».

Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.

Основное понятие: цель жизни.

Межмодульные связи: притчи.

Словарная работа: сверхличный.

Совесть. Долг. Ответственность.

Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор.

В. А. Сухомлинский о совести.

Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть.Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».

Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.

Основные понятия: совесть, стыд, долг.

Словарная работа: долг.

Ответственность

Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.

Басня об Эзопе и камне.

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.

Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Основное понятие: ответственность. Словарная работа: ответственность, басня.

Этика о воспитании самого себя

Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.

Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.

Основное понятие: самосовершенствование.

Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.

Словарная работа: самосовершенствование.


Раздел 4. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

Справедливость

Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития.

Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.

Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.

Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.

Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.

Словарная работа: справедливость.

Государство, основанное на справедливости.

Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством.

Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Кон-фуция о государстве и правителе.

Философская школа Конфуция.

Вариативное содержание: биография Конфуция.

Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.

Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.

Раздел 5. Нравственный закон человеческой жизни

Нравственный закон. Десять заповедей

Основное содержание: нравственный закон.

Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.

Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.

Основные понятия: нравственный закон, заповеди и иудаизм, Тора.

Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.

Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.

Заповеди любви

Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений.

Библия — священная книга христианства. Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.

Основные понятия: христианство, любовь, Библия.Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.Словарная работа: христианство.

Любовь — основа жизни. Основное содержание: любовь в жизни человека.

В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.

Китайская притча «Ладная семья».

Вариативное содержание: народные пословицы о любви.

Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.

Словарная работа: любовь.

Прощение

Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор.

Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

Изречения философов и мыслителей о прощении.

Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».

Основное понятие: прощение.

Словарная работа: грех.

Раздел 6. Этика об отношении людей друг к другу

Древнегреческие мыслители о дружбе

Основное содержание: дружба в системе этических ценностей.

Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе.

Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.

Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.

Основные понятия: дружба, пифагорейцы.

Словарная работа: дружба.

Этика об отношении к другим людям и самому себе

Основное содержание: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике.

Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.

Христианство об основах человеческих взаимоотношений.

Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений.

Буддизм. Этика буддизма.

Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.

Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.

Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.

Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.

Словарная работа: взаимоотношения.

Мысли и поступки. Слова и речь

Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова.

Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».

Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах».

Основные понятия: речь, мысли, поступки.Словарная работа: красноречие.

Милосердие

Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий».

Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.

Благотворительные организации в современном мире.

Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.

Основные понятия: милосердие, благотворительность.

Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Словарная работа: милосердие, благотворительность.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.

«Золотое правило нравственности»

Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.

Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях.

В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский.

Основное понятие: «золотое правило нравственности».

Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.

Словарная работа: золотое правило нравственности.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.

Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.

Словарная работа: самовоспитание.

Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.

Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба.

Как научиться «взращивать свою душу».

Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».

Основные понятия: добро и зло.

Список литературы

Гуревич П. С. Этика: учебник для вузов. — М., 2009.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М., 2004.

Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009





















Примерное планирование учебного материала

Раздел

Тема

Количество часов

l. Знакомство с новым предметом.

1. Россия - наша Родина

2

ll. Знакомство с основами этики.

1. Диалог о философии и этике.

2

lll. Этические учения о добродетелях.

1. Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях.

2

2. Нравственные качества.

2

3. терпение и терпимость

2

lV. Этика о нравственном выборе.

1. Убеждение

2

2. Совесть. Долг. Ответственность.

2

3. Этика о воспитании самого себя.

2

V.Этика добродетели, справедливости и справедливом государстве.

1. Справедливость. Государство основанное на справедливости.

2

Vl.Нравственный закон человеческой жизни.

1. Нравственный закон. Десять заповедей.

2

2. Заповеди любви. Любовь-основа жизни.

2

3. Прощение.

2

Vll. Этика об отношении людей друг к другу.

1. Древнегреческие мыслители о дружбе.

2

2. Мысли и поступки. Слова и речи.

2

3. Милосердие.

2

4. «Золотое правило нравственности»

2

Vlll. Как сегодня жить по нравственным законам.

1. «Идти дорогою добра».

2





Календарно-тематическое планирование предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые результаты

По плану

По факту

Предметные

Универсальные

Личностные

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1 час

1

2

Россия – наша Родина.

Духовные ценности человечества.

УОНМ

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему граж данин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рису нок-схему понятий: «Мате риальный мир, духовный мир, культурные тради- ции».

Высказывает предположе- ния о том, почему мы страну называем Отечест- вом, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции»

Строит предположения, анализирует,обобщает, сра внивает. Читает, наблю да ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представлен ную в виде рисунка-схе мы. Осуществляет самоко нтроль выполнения учеб­ной задачи.

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совмест- ном решении проблемы, искать информацию.

Основы религиозных культур и светской этики

3

4


Диалог о философии и этике.

Мораль и нравственность

УОПУЗП

Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика»

Объяснять понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиоз ная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был осно вателем науки «Этика»? Что помогает понять светс кая этика?

Объясняет понятия: «Мо раль»,«Этика»,«Философия»,«Светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем нау ки «Этика»? «Что помога ет понять светская этика? Составляет словарь поло жительных и отрицатель ных черт характера чело- века.

Осуществляет информа- ционный поиск для выполнения учебных зада- ний. Владеет навыками смыслового чтения текс- тов учебника, осознанно- го построения речевых высказываний в соответст вии с задачами коммуни кации.


Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

5

6


Что такое добродетель.

Учение Аристотеля о добродетелях.

УОНМ

Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?»

Работать с иллюстратив- ным материалом: соста- вить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить

Усваивает понятия «добро детель», «порок»,«доброде тельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подража- ния.

.Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выпол няет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимо действия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информа цию, отраженную на фото графиях.

Самостоятельно мотиви- рует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивиду ально и в малых группах. Слушает и слышит собе- седника, ведет и поддер живает диалог, аргументи- ровано отстаивает собст- венное мнение.

7-8


Нравственные качества.

КУ

Участвовать в учебном диалоге:«Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе спе циальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водить примеры неравно душного поведения лю- дей в сложных или опас- ных ситуациях.

Участвует в учебном диалоге: «Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работая в парах, обсуж- дает и высказывает свое мнение «Нужны ли в об- ществе специальные «смот рители за моралью? Поче му плохо быть равнодуш ным?» Приводит примеры неравнодушного поведе- ния людей в сложных или опасных ситуациях.

Выдвигает гипотезы. анна лизирует, обобщает, офор мляет вывод на основе наблюдений.. принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефле ксивные действия: само- оценка взаимодействия в совместной деятельности.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. стремиться имеьть высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

9

10


Терпение и терпимость.

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

УОНМ

Поддерживать учебный диа лог (на основе высказанных предложений): «Что такое терпение, терпимость и тактичность». Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Древняя индийская притча «Прости людей».

Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Харак теризует главные мораль- ные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом.

Готовность слушать собе- седника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;


Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.

11

12


Убеждения.

Нравственный выбор.

КУ

Пересказ текста учебника «Д.С.Лихачев о цели жизни достойной человека». Приводить примеры из Интернета, литературы об убеждениях и цели жизни в разные исторические эпохи.

Различает понятия «убеждения» и «цель жизни». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления об убеждениях в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о цели в жизни в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока.

Осуществляет информа- ционный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказыва- ний в соответствии с задачами коммуникации.


Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

13

14


Совесть, долг.

Ответственность.

КУ

Задания на анализ текста «Моральный долг»: фор- мулирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морально го долга? Какие мораль- ные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать афориз- мы в рубрике «Мудрые мысли». Приводить приме ры выполнения морально го долга из жизни, филь- мов, литературы.

Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполне- ния моральных норм. Приводит примеры выпол нения морального долга из жизни, фильмов, литерату ры. Делает вывод, что глав ное в моральном долге – сознательное и доброволь ное следование существу ющим в обществе нормам и требованиям.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргу- ментация суждений, офор мление вывода. создает обобщенный план ответа по теме. Читает информа- цию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддер живает диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение.

15


Этика о воспитании самого себя.


Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?».Обсужде ние добродетельных и порочных качеств литера турных героев сказок «Снежная королева», «Мо- розко», «Золушка», «Две- надцать месяцев».

Участвует в обсуждении художественных произве- дений о добродетельных и порочных качествах геро- ев. Усваивает, что в тече ние всей жизни человек старается поступать добро детельно и избегать пороч- ного поведения.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргу- ментация суждений, офор мление вывода. Читает информацию, представлен ную в фотографиях, выра женную в художественном тексте. Осознает необходи мость самостоятельного нравственного выбора.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддер живает диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение.

16

17


Справедливость.

Государство, основанное на справедливости.

КУ

Пересказ текста учебника «Как менялись представле- ния о справедливости в ходе истории». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учеб- ный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о ры баке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оцени- вать жизненные ситуации (кого из героев можно на- звать справедливым). Офор- млять вывод «Кого называ- ют справедливым». Выпол нять задания на самооценку участия в совместной дея тельности (справедливо ли я вел себя в процессе совмест- ной деятельности).

Работает в группе. Учас твует в обсуждении худо жественных произведений о несправедливости, корыс ти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Сос тавляет план ответа по те ме «Что такое справедли вость».

Осваивает начальные фор мы познавательной и лич ностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком муникации. Слушает собе седника и ведет диалог; признает возможность су ществования различных точек зрения и права каж дого иметь свою; излагает свое мнение и аргумен- тирует свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

18


Нравственный закон. Десять заповедей.

КУ

Работать в группах: прочи- тать статью «Нравственный поступок», подготовить вывод «Что такое посту- пок в этике. Что такое нравс твенный поступок.». Подгото вить памятку «Признаки нравст венных поступков». Составить рассказ-рассужде ние по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зре ния добра и зла совершают изображенные на нём персо нажи?» Участвуют в обсужде нии высказывания «Цель оп- равдывает средства». «Не вся кое действие – поступок».

Читает статью, делает вывод: «Что такое посту пок в этике. Что такое нравственный закон». Составляет памятку с перечнем признаков нравс твенного поступка. Анали зирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод.

Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смыс- ловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рас- сказ-рассуждение по иллю страциям.


. Взаимодействует с участ никами диалога. Умеет искать нужную информа цию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей дея тельности.

19

20


Заповеди любви.

Любовь – основа жизни.

КУ

Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь в жизни человека. Чтение и обсуждение статьи В.С.Шишкова «Шерстяное тепло»; китайская притча «Ладная семья».

Пересказывает текст учеб ника «Нравственные идеа лы». Знает заповеди. Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете народные пословицы о любви.

Осуществляет информа- ционный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказыва- ний в соответствии с задачами коммуникации

Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе.

21


Прощение

КУ

Вести учебный диалог: Что такоепрощение? Что такое чувство вины? Обсуждать в группах житейские ситуа ции: когда и как принято извиняться и почему прощение считают как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применя ет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям.

Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

22



23


Древнегреческие мыслители о дружбе.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

КУ

Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людь ми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения от личаются от других отно шений. Работать с руб рикой «Мудрые мысли». Знать отличительные чер- ты дружбы и правила, на которых возможна проч- ная дружба.

Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осо- знает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет прави ла, от которых зависит прочная дружба. Участ вует в обсуждении афориз мов в рубрике «Мудрые мысли».Составляет рас- сказ по рисункам с. 32

Строит рассуждения, отне сения к известным поня тиям. Слушает собеседни ка и ведет диалог. Призна- ет возможность существо вания различных точек зре ния и права каждого иметь свою.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравст венной отзывчивости, по нимания и сопереживания чувствам других людей.

24


Мысли и поступки. Слова и речь.


Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Поступок как результат мысли. Чтение и обсуждение рассказов Л.Н.Толстого о мыслях и поступках. В.А.Сухомлинский «Мальчик и Колокольчик Ландышей».

Работает с текстовым и иллюстративным материа- лом. Пересказывает, дает ответ на поставленный воп рос на основе прочитан- ной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. При меняет правила общения. Моделирует ситуации, рас крывающих моральный выбор людей.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям.

Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

25


Милосердие

КУ

Милосердие в жизни человеческого общества. Прочтение и обсуждение рассказа И.С.Тургенева «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах.

Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применя ет правила общения. Рабо тает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Модели- рует ситуации, раскрыва- ющие поведение человека среди людей. Из художест венной литературы, кино- фильмов, из жизни, а также анализируя СМИ приводит примеры проявления милосердия и благотворительности в повседневной жизни.

Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям.

Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора.

26

27



28

29


Золотое правило нравственности.

Нравственный законы в современном мире.

Альберт Швейцер.

Этическое учение Л. Н. Толстого

КУ

Прочитать текст «Золотое пра вило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму- лируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Читает текст «Золотое прави- ло нравственности» и нахо дит ответ на вопросы «Поче му появилось золотое пра вило нравственности? Как фо рмулируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Самостоятельно формули- рует цель урока после предварительного обсужде ния. Приобретает новые знания в процессе наблю- дений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражне- ния.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями

30-31


Подведение итогов «Идти дорогою добра».

УОиСЗ

Подведение итогов курса.

Готовит и защищает тему творческой работы.

Умеет с достаточной пол нотой и точностью выра жать свои мысли в соот ветствии с задачами и усло виями коммуникации. Вес ти беседу. Формулировать вопросы по услышанно му.

Адекватно оценивает резу льтаты своей деятельно сти. Предвидит результаты своей деятельности. Нахо дит нужную информацию. Доводит работу до конца.



Резерв:



Материально-техническое обеспечение программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2013







Учебники:

Основы светской этики. Учебник. 4 класса.- М. Просвещение «Дрофа», 2013.









Рабочие тетради

Основы светской этики. Рабочая тетрадь. 4 класса. .- М. Просвещение «Дрофа», 2013.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представ­лены содержание обучения, тематиче­ское планирование с характеристикой основных видов деятель­ности учащихся, описано материально-техническое обеспече­ние образовательного процесса.

В учебнике представлен материал, соответствующий програм­ме и позволяющий сформировать у младших школьников си­стему знаний, на­правленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий.. Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их до­стижения, контролировать и оценивать ход и результаты соб­ственной деятельности.





Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообраз­ных заданий для закрепления подученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебника.

Печатные пособий

Картографические издания

Иллюстративные материалы

.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное пособие к учебнику «Основы светской этики», 4 класс

(диск CD-ROM)

Мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Ученические столы, стулья

Учительский стол

Шкафы для хранения дидактического материала

настенные доски для вывешивания иллюстративного материала




контрольная работа Итоговая по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса. Модуль «Основы светской этики»



  1. Среди понятий отметь «Добродетель»

а) дружилюбие

б) вредность

в) угодничество

2. Это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

а) этика

б) культура

в) моральные нормы

3. Выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, выбор между добром и злом.

а) свобода

б) моральный выбор

4. Преднамеренность – это…..

а) черта характера личности

б) когда какой-либо поступок совершается сознательно

в) когда человек отвечает только за свои поступки

5. Отметь все моральные обязанности человека

а) исполнять установленные в обществе моральные нормы

б) уважать других людей и их права

в) бескорыстная помощь

г) давать списывать на уроке

6. Соотнести признаки справедливости с их объяснением

Поступок должен быть оценён по заслугам

Соразмерность

Равенство труда и оплаты, вреда и его возмещения

Уравнивание

7. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом – это:

а) совесть

б) долг

в) мораль

8. продолжите фразу:

Профессиональный долг – это обязанность______________________________________

9. Собери пословицы

Живи для людей,

так и откликнется.

Как аукнется,

проживут и люди для тебя.

Большая душа, как большой костер,

издалека видна.

10. Впиши слово, которое пропущено

Сын,________, ________, прадед. Мужская линия.

11. Какой памятник Волгограда является символом семьи, любви, верности

а) Ангелу-хранителю;

б) Петру и Февронии;

в) Подкове.

12. Какой год Указом Президента России объявлен Годом Семьи:

а) 2008;

б) 2003;

в) 2010.

13. Этика – это______________________________________________

14. Где важно соблюдать правила этики?

а) дома;

б) в школе;

в) на улице;

г) в транспорте;

д) везде.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Автор: Сметанина Елена Николаевна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Рабочая программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(29) "rabochaia-proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "110469"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406059413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа по ОПК "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-po-opk"
    ["file_id"] => string(6) "144753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418787209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-orkse-modul-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur"
    ["file_id"] => string(6) "287959"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454569906"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства