kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика».

Пояснительная записка

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цели: Формирование нравственных качеств личности

Задачи:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом  таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий  на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 класса, а именно:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты и т.д.);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет  педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех  до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный модуль «Основы светской этики»

  • Россия – наша Родина.
  • Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
    Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
    Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование 1 час в неделю, всего 34 часа

1. Россия  - наша Родина.

2. Что такое светская этика?

3. Мораль и культура.

4. Особенности морали.

5- 6. Добро и зло.

7-8  Добродетели и пороки.

9. Свобода и моральный выбор человека.

10. Свобода и ответственность.

11. Моральный долг.

12. Справедливость.

13. Альтруизм и эгоизм.

14. Дружба.

15. Что значит быть моральным?

16. Творческие работы учащихся.

17. Подведение итогов.

18. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

19. Нравственный поступок.

20. Золотое правило нравственности.

21. Стыд, вина и извинение.

22. Честь и достоинство.

23. Совесть.

24. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

25. Джентльмен и леди.

25. Образцы нравственности в культуре Отечества.

26. Этикет.

27. Праздники.

28. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

29. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

30-34. Подготовка творческих проектов.

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Всего 34 часа

 

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Светская этика».

Пояснительная записка

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Цели: Формирование нравственных качеств личности

Задачи:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе


Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты и т.д.);

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный модуль «Основы светской этики»

  • Россия – наша Родина.

  • Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
    Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
    Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Тематическое планирование 1 час в неделю, всего 34 часа


темы

Тема

Количество часов

Россия - наша Родина.

1

Что такое светская этика?

1

Мораль и культура.

1

Особенности морали.

1

Добро и зло.

1

Добро и зло.

1

Добродетели и пороки.

1

Добродетели и пороки.

1

Свобода и моральный выбор человека.

1

Свобода и ответственность.

4

Моральный долг.

1

Справедливость.

1

Альтруизм и эгоизм.

1

Дружба.

1

Что значит быть моральным?

1

Творческие работы учащихся.

1

Подведение итогов.

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

1

Нравственный поступок.

1

Золотое правило нравственности.

1

Стыд, вина и извинение.

1

Честь и достоинство.

1

Совесть.

1

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

1

Джентльмен и леди.

1

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1

Этикет.

1

Праздники.

1

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Подготовка творческих проектов.

1

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1


Всего

34


Просмотр содержимого документа
«рабочая программа»







Рабочая программа по ОРКСЭ.

Модуль светская этика.









Составила Фокина Татьяна Юрьевна

учитель высшей категории

МОУ СОШ № 1 с УИОП г. Фрязино Московской области



1 четверть

п/п

Дата

Тема урока, страницы

учебника

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

07.09

Россия – наша родина

Проблема: Что такое духовный мир человека, культурные традиции?

Цели: Формировать чувство гордости за свою Родину: расширить и углубить знания учащихся о России (государственная символика, герои и великие люди России


Россия

Родина

Отечество

Культурные традиции

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме, культурных традициях

Регулятивные: постановка цели собственной познавательной деятельности; самостоятельно подвести итог, поставленной цели; выбор различных

Познавательные: раскрыть многообразие культур населения России

Закрепить понимание Родины как многонационального государства; работа с физической

настенной картой «Россия в XXI веке», текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками

Коммуникативные: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

Формирование ценностных отношений к своей родине, своему народу, своему краю, культурному наследию, государственной символике.

2

14.09

Что такое светская этика

Проблема: Что значит светская этика и что она предполагает?

Цели: Познакомить детей с понятием светская этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения: воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков


светская этика правила хорошего тона

Познакомить

учащихся с основными этическими

требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона

Регулятивные: развивать умения аргументировать свой ответ, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе знания норм морального поведения, Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем.

Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе

Формирование общего представления об этике, культуре, морали, нравственных нормах поведения.

3

21.09

Мораль и культура

Проблема: Почему культуру называют второй природой?

Цели: Формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали.

Мораль

культура

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»; показать значение морали в жизни людей


Регулятивные: адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе тради­ционных нравственных ценностей и мо­ральных норм;

Познавательные: познакомить с историей возникновения понятия культура и мораль, различными видами культуры; проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.

Коммуникативные: формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию

Формирование начальных представлений о моральных нормах, культуре и правилах нравственного поведения

4

28.09

Особенности морали.

Проблема: Есть ли единый список моральных правил?

Цели: Воспитание нравственности, чувства долга и ответственности.


моральные нормы моральный выбор

Создать условия для осознания учащимися особенностей морали; уточнить смысл понятий «моральные нормы» и «моральный выбор».


Регулятивные: развивать умение выделять главное в соответствии с учебным заданием; умение осмысленно выбирать моральные нормы и правила, оценивать результаты собственной деятельности

Познавательные: создать условия для осознания учащимися особенностей морали; уточнить смысл понятий «моральные нормы» и «моральный выбор».

Коммуникативные: развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.

5

6

05.10

12.10

Добро и зло.

Проблема: Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Цели: Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.

Добро и зло

Милосердие

Доброжелатель-ность

Формирование

представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание

доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление

совершать добрые дела

Регулятивные: регулировать своё поведение в соответствии с моральными нормами; оценивать результаты собственной деятельности Познавательные: ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека, смогут сформулировать правила мудрости, индивидуально найти и назвать особенности добродетельных поступков.

Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи

Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки.

7

8

19.10

26.10

Добродетель и порок

Проблема: Какого человека можно назвать добродетельным?

Цели: Расширить представление учащихся о добродетели и пороке.



добродетели, пороки, чувство собственного достоинства»;

Научиться различать добродетель и порок, анализировать поступки людей с точки зрения добродетели и порока;

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: прогнозировать последствия своих поступков

Воспитание уважительного отношения к окружающим развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах


2 четверть

п/п

Дата

Тема урока, страницы

учебника

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

09.11

Свобода и моральный выбор человека

Проблема: Как связана свобода с моральным выбором?

Цели: Создание условий для формирования у учеников представления о свободе как основе нравственного выбора человека; развитие нравственных ценностей учеников.

свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Формирование понимания значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества.

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: осознание связи свободы и нравственного выбора человека;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе; формирование уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе

2

16.11

Свобода и ответственность


Проблема: При каких условиях возможно ответственное поведение?

Цели: Определить различия между свободой и вседозволенностью, подвести учащихся к осознанию того, что даже будучи свободными, нужно нести ответственность

свобода, ответственность, выбор, ответственное поведение

Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования Коммуникативные: учитывать мнение партнёра, готовность слушать собеседника, вести диалог

Развитие осознанного понимания значимости данных понятий в реальной человеческой жизни

воспитание желания быть духовно красивым человеком


3

23.11

Моральный долг


Проблема: Какие моральные обязанности есть у человека?

Цели: Формирование представления у учащихся о моральном долге

моральный долг, моральная обязанность

Воспитание чувства ответственности, обязательности усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, моральных норм

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: формирование моральной культуры Коммуникативные развитие навыков находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.

Умение находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.

4

30.11

Справедливость

Проблема: Какие моральные качества нужно соблюдать, чтобы быть справедливым?

Цели: Способствовать формированию нравственных качеств младшего школьника через раскрытие понятия справедливости

справедливость, моральные правила справедливого человека.

Развитие умения анализировать поступки свои и других людей исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость»


Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: умение анализировать поступки свои и других людей исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость» Коммуникативные: навыки сотрудничества в процессе работы в группах

Развитие самостоятельнос-ти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральном долге

5

07.12

Альтруизм и эгоизм


Проблема: Что такое альтруизм и эгоизм?

Цели: Воспитание нравственности, морально ответственного поведения личности в жизни семьи, общества.

Альтруизм

эгоизм

Знакомство учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм», понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Воспитание уважительного, позитивного отношения к людям, развитие доброжелательности и личной ответственности учащихся, основанной на умении понимать и сопереживать чувствам других людей.

6

14.12

Дружба

Проблема: Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

Цели: Формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Друг

Дружба

Симпатия

Бескорыстность

Формирование умения отличать дружбу от других отношений между людьми.

Регулятивные: - развивать умение выделять главное в соответствии с учебным заданием

Познавательные: понимание значения нравственности, отношений между людьми в обществе Коммуникативные: согласование принятых решений друг с другом

Знание основных правил поведения в обществе и ориентация на их выполнение; умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе

7

21.12

Что значит быть моральным

Проблема: Что значит быть моральным?

Цели: Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и умении делать моральный выбор

Добро и зло

Добродетель Свобода Моральный выбор Моральные нормы

Формирование умения морального выбора при решении конкретных жизненных ситуаций, развивать речь, мышление, умение критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, анализировать

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: формирование умение работать с текстовой информацией; умения построения речевых высказываний и построения рассуждений;

Коммуникативные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Развитие самостоятельнос- ти и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме

8

28.12

Творческие работы учащихся

Проблема: Выбор тем для проекта

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Основы светской этики» за первое полугодие обучения.

Добро и зло

Добродетель Свобода Моральный выбор Моральные нормы

Научиться стимулировать размышления о семейных ценностях и обсуждение их значимости в семейном кругу

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей



3 четверть

п/п

Дата

Тема урока, страницы

учебника

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1


Творческие работы учащихся.

Проблема: Готовность слушать собеседника

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Основы светской этики» за первое полугодие обучения.

Добро и зло

Добродетель Свобода Моральный выбор Моральные нормы

Научиться стимулировать размышления о семейных ценностях и обсуждение их значимости в семейном кругу

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей

2


Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Проблема: Как вы понимаете значение слова «семья»?

Цели: Формирование чувства гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.


Род, родословие,

семья, фамилия любовь, счастье, забота,

терпение

Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации,

усваивать образцы

поведения членов семьи.

Уважительно

относиться к родителям, членам семьи, к близким людям

Регулятивные: способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов Познавательные: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; Коммуникативные: учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам. Воспитание благодарности к родителям. Развитие уважения к старшим в роду.


3


Нравственный поступок.

Проблема: Как вы думаете, какой поступок человека можно назвать нравственным?

Цели: Дать понятие нравственного поступка, развивать потребность в совершении нравственных поступков.


Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: понимание сути нравственного поступка Коммуникативные: способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки

Понимание учащимися отличий между нравственными и безнравственными поступками

4


Золотое правило нравственности

Проблема: Почему появилось золотое правило нравственности?

Цели: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении


Золотое правило нравственности

Научить находить различные способы действий и делать нравственный выбор,

формирование способности морального суждения и оценки; формирование умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.



Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: расширение культурного кругозора

Коммуникативные: формирование умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.

Расширение культурного кругозора;

развитие культуры этического мышления;

формирование способности морального суждения и оценки


5


Стыд, вина и извинение.

Проблема: Что такое стыд, вина, когда принято извиняться?

Цели: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Стыд.

«Ложный стыд». Вина. Раскаяние Извинение

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим. Ознакомить с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение. Развивать ответственность за свои поступки.


Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: Понять значение нравственных норм и моральных идеалов в жизни человека, уметь прощать.

Коммуникативные: анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

6


Честь и достоинство.

Проблема: Что такое стыд. Что такое чувство вины? Когда принято извиняться.

Цели: Знать понятия честь и достоинство;

Воспитывать чувство собственного достоинства

Честь. Достоинство. Кодекс чести

Раскрыть понятия «честь» и «достоинство» как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;


Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Коммуникативные: побудить детей к анализу собственных поступков

Понимание того, что честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей

7


Совесть.

Проблема: Что такое совесть? Чем отличаются понятия «стыд» и «совесть»?

Цели: Развитие совести как нравственного самосознания личнос­ти, способности формули-ровать собственные нравственные обязательства, осущест-влять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Сформировать представление об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: иметь представление о понятиях совесть, стыд, воля, чувства, размышления

Коммуникативные: развивать умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения;

Осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, осознавать значимости понятий: совесть, стыд

8


Нравственные идеалы. Богатырь и рыцарь

Проблема: Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать? Чему служили русские богатыри? Что общего между рыцарями и богатырями?

Цели: Развитие духовной, культурной и социальной преемственности по­колений, воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.


Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка

Пробудить в ребёнке любовь к Родине и желание быть её Защитником, воспитывать мужество, справедливость, доброту

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: иметь представление о нравственном образе богатыря

Коммуникативные: учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Развитие духовной, культурной и социальной преемственности по­колений, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России


9


Нравственные идеалы. Джентльмен и леди.

Проблема: какими качествами должны обладать истинный джентльмен и настоящая леди?

Цели: Развитие способности общаться

друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.



джентльмен, леди

Формирование отношений противоположного рода Воспитание дружеских взаимоотношений между мальчиком и девочкой

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: иметь представления о правилах поведения ««леди и джентльмен»

Коммуникативные: Развитие способностей к общению в социальной среде

Формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, повышение морально-психологического климата в коллективе.

10


Образцы нравственности в культуре Отечества.

Проблема: В чём должен выражаться патриотизм?

Цели: Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос­ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.


Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения.

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг

Коммуникативные: учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны; чувства любви к Родине



4 четверть

п/п

Дата

Тема урока, страницы

учебника

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1


Этикет.

Проблема: Какие правила этикета должен знать каждый?

Цели: Развитие этических чувств и норм.


Этикет. Образец. Правила этикета

Обеспечить освоение основных понятий, содействовать эстетическому воспитанию школьников, развивать самостоятельность, познавательный интерес.

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: вырабатывать у себя хорошие привычки, пользоваться правилами этикета Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре

Понимание того, что все правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга

2


Семейные праздники.

Проблема: Какие семейные праздники вы могли бы назвать?

Цели: Дать понятие и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека.


Праздник. Подарок. Праздничный ритуал

Показать роль праздников в жизни семьи, познакомить с историей возникновения семейных праздников, научить правильно выбирать подарок


Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: познакомится с историей возникновения семейных праздников

Коммуникативные: развитие творческих способностей учащихся

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам

3


Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Проблема: Какие нравственные ценности вы могли бы назвать?

Как вы думаете, для всех людей эти ценности обязательны?

Цели: Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов­ной безопасности личности, умение им противодействовать.

Ценности.

Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Формирование уважительного отношения детей друг к другу; формирование нравственных ценностей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: понимание того, что жизнь каждого человека ценна для общества

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре

Осознание того, что человеческая жизнь является высшей ценностью

4


Любовь и уважение к Отечеству.

Проблема: Что для вас значит быть гражданином своей страны? Как вы думаете, в чем заключается мораль гражданина?

Цели: Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;


государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.

Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству, к людям всех национальных и религиозных культур. Углубить и расширить понятие слова «Отечество». Повысить интерес к истории и культуре своей страны.


Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности

Познавательные: развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

Коммуникативные: развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции

Формирование ценностных отношений к своей родине, своему народу, своему краю, культурному наследию

5

6

7


Подготовка творческих проектов. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Проблема: Как выбрать тему для проекта?

Цели: Выбор тем для индивидуальных творческих работ:

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др.



Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ

Коммуникативные: Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда

Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни.

8


Презентация творческих проектов «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Проблема: Как защитить свой проект?

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «Основы светской этики» за год..


Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные: разработка плана работы над проектом

Коммуникативные: Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика.

Автор: Фокина Татьяна Юрьевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259200"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448687326"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Рабочая программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(29) "rabochaia-proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "110469"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406059413"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по курсу " Светская этика""
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-kursu-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "264018"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449647215"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Рабочая программа по ОПК "
    ["seo_title"] => string(27) "rabochaia-proghramma-po-opk"
    ["file_id"] => string(6) "144753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418787209"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства