_____________ Н.Н. Соловьева
«__» _____________ 2015 г.
Зам. директора по УР
_____________ Гладкова Л.Н.
«__» _____________ 2015 г.
Рабочая программа модуля «Основы мировых религиозных культур», являющегося одним из шести учебных модулей, наряду с такими, как «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 12.4) (М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010), ориентирована на работу по Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа (п. 5.2.6) (М.: Просвещение, 2010) и следующим учебникам:
-Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др. М.: Просвещение, 2013 г.
Достижения обучающимися результатов освоения учебного содержания модуля курса ОРКСЭ должны обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный модуль является культурологическим, направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ,
Преподавание основ религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:
Учебный модуль создает начальные условия для освоения учащимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания блока, входящего в учебный курс, должно обеспечить:
Модуль призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Модуль должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности учащихся - в урочную деятельность - интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
В учебном плане на изучение модуля отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Учебный модуль имеет логическую завершенность и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Методы, виды работ | Формирование УУД | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1. | России – наша Родина | Уроки изучения нового | Беседа, работа с учебным текстом и иллюстрациями, самостоятельная работа с источниками информации, беседа с членами семьи. | Пр - знают, понимают и принимают ценности: Отечество, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России. Л - имеют мотивацию к труду, работе на результат; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют чувство гордости за свою Родину. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Задание на выбор учащегося | 05.09 | |
2-3 | Культура и религия | Комбинированные уроки | Беседа, устный рассказ на тему, заполнение таблицы. | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Подготовить сообщение на выбор | 12.09, 19.09 | |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями | Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Прочитать статью учебника, составить план | 26.09 | |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебным текстом, иллюстрациями | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 03.10 | |
6 - 7 | Священные книги религий мира | Комбинированные уроки | Работа с учебной статьёй, иллюстрациями, комментированное чтение | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 10.10, 17.10 | |
8 | Хранители предания в религиях мира | Урок изучения нового | Беседа, работа с учебным текстом, с источниками информации, иллюстрациями | Пр - имеют первоначальные представления о роли религий в истории. JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 24.10 | |
9 - 10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния | Уроки изучения нового | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения. | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | 31.10, 14.11 | |
11 | Человек в религиозных традициях мира | Комбинированный урок | Беседа, работа с иллюстративным материалом, групповая работа с источниками информации | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Рассмотреть иллюстрации и составить небольшой рассказ | 21.11 | |
12 - 13 | Священные сооружения | Комбинированные уроки | Беседа, комментированное чтение, мини-сочинение | Пр - имеют представление об основных нормах религиозной морали, понимают ее значение в выстраивании конструктивных отношений в семье, обществе. JI - имеют гуманистические ценностные ориентации; проявляют самостоятельность и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 28.11, 05.12 | |
14 - 15 | Искусство в религиозной культуре | Комбинированные уроки | Беседа, работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» | 12.12, 19.12 | |
16 | Творческие работы учащихся | Комбинированный урок | Беседа, работа в парах, художественное чтение и обсуждение стихов, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. | Подготовка творческих проектов | 26.12 | |
17 | Презентация творческих работ | Защита творческих работ | Презентации творческих работ | К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения. JI - имеют гуманистические ценностные ориентации; проявляют самостоятельность и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание. | Задания нет | 16.01 | |
18 - 19 | История религий России | Комбинированные уроки | Беседа, работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение | Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны. JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Устный рассказ о религиях в России | 23.01, 30.01 | |
20 - 21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Комбинированные уроки | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны. JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 06.02, 13.02 | |
22 | Паломничества и святыни | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение учебной статьи, работа с иллюстративным материалом | Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны. JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Ответить на вопросы, с.61 | 20.02 | |
23 - 24 | Праздники и календари | Комбинированные уроки | Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Сообщение о праздниках на выбор | 27.02, 05.03 | |
25 - 26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Комбинированные уроки | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, групповая работа с источником информации | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. | Подготовить сообщение «Ценности человеческой жизни» | 12.03, 19.03 | |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Комбинированный урок | Беседа | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Вспомнить случаи из жизни | 26.03 | |
28 | Семья | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Рассказ «Моя семья» | 09.04 | |
29 | Долг, свобода, ответственность, труд | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение | Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Написать мини-сочинение | 16.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбинированный урок | Беседа | Пр** - знают, понимают и принимают ценности: Отечество, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России. Л - имеют мотивацию к труду, работе на результат; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют чувство гордости за свою Родину. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Подготовить сообщение по одной из тем | 23.04 | |
31 - 32 | Подготовка творческих проектов | Комбинированные уроки | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Подготовка и презентации творческих работ | 30.04, 07.05 | |
33 - 34 | Презентации творческих работ | | Защита творческих работ | Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Задания нет | 14.05, 21.05 | |