Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» составлены на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона РФ от 29.12. 2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа МО РФ от 06.09. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (с внесёнными дополнениями).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Авторской программы Студеникина М.Т. «Основы светской этики». 4 класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011.
Приказа управления образования и науки Липецкой области от 23.04. 2014 №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на учебный год».
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ СОШ №10 г. Липецка, реализующих ФГОС НОО.
Учебного плана МБОУ СОШ №10 г. Липецка на 2014 – 2015 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ СОШ №10 г. Липецка на 2014 – 2015 учебный год.
Приказа МБОУ СОШ №10 г. Липецка от 02.06. 204 №121 «Об утверждении основной общеобразовательной программы начального общего образования» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика).
Приказа МБОУ СОШ №10 от 30.08. 2013 №140 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ СОШ № 10 г. Липецка, реализующих ФГОС НОО».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2204 г. №1089»
Адресат. Программа адресована выпускникам четвёртых классов общеобразовательных школ.
Обоснованность программы.
Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», Студеникина М.Т.., Москва, «Русское слово», 2011 дает знания, помогающие учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. Для повышения уровня мотивации к изучению предмета, формированию ИКТ компетенций учащихся привлечены материалы CD-диска к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс.
Образовательная область. «Основы религиозных культур и светской этики» относятся к образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Сроки реализации программы. Рабочая программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-го класса рассчитана на 1 год изучения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты
Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование семейных ценностей;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
умение осуществлять информационный поиск.
К концу обучения по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики выпускник должен:
приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получить опыт самостоятельного общественного действия.
Система оценки достижений учащихся
В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования МБОУ СОШ №10 г. Липецка выставление отметок по результатам освоения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не предусматривается. Оценивание уровня освоения предмета осуществляется в формах вербального поощрения с использованием технологии портфолио. Оценивание за учебный период по предмету осуществляется по системе «зачёт-незачёт»
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель предмета: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предмет ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В 4АБВ классах будет изучаться новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю) в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02. 2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 в связи с введением в 4 классе комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”». В соответствии с анкетированием и заявлениями родителей учащиеся будут изучать модуль «Основы светской этики».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты
Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование семейных ценностей;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества
Предметные результаты
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
умение осуществлять информационный поиск.
Содержание учебного предмета
4 класс (35 ч)
Введение в предмет (1ч.).
Россия – Родина моя (2 ч.).
Этика и этикет (2 ч.).
Вежливость (2 ч.).
Добро и зло (2 ч.).
Дружба и порядочность(2 ч.).
Честность и искренность (2 ч.).
Гордость и гордыня (2 ч.).
Обычаи и обряды русского народа (2 ч.).
Терпение и труд (2 ч.).
Семья (2 ч.).
Семейные традиции (2 ч.).
Правила твоей жизни (2 ч.).
Праздники народов России (2 ч.).
Защитники Отечества (2 ч.).
Выступление учащихся со своими творческими работами (2 ч.).
Итоговое повторение (2 ч.).
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание |
фактически |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011 Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010 Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010 Мир словарей Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Энциклопедия «Вокруг света» | Имеется в наличии
| |
Печатные пособия |
2. | | | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
3. | Интерактивная доска Компьютер | Имеется в наличии | |
Экранно-звуковые пособия |
4.
| Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/ http://school1884.ru/] соответствующие стандартам обучения (по возможности) |
| Имеется возможность поиска в сети Интернет |