В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ »
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
протокол №___от_____
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ средняя школа №___
___________________________
приказ № ____от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Тихачевой Анастасии Анатольевны
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светская этика»
для учащихся 4-«Б» класса
Москва
2014
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089» в 4 классах общеобразовательных школ вводится изучение предмета
«Основы религиозных культур и светской этики».
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмет
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к
людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, сто курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе.
Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой
информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.
Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.
Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.
Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.
Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей
играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Содержание курса
Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
«Основы светской этики» Пособие для учащихся. – М., 2011
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М., 2009
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М., 2009
Йоффе А.Н., Мишина И.А. «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. – М. АПКиППРО, 2012.
Тематическое планирование
№ урока
Тема
Ко личеств о часов
Дата
Учеб
ни к
Формы организа
ции учебныхзанятий (урок и еготипы)
Характеристикаосновных видов учебнойдеятельностиобучающихся
Предметныерезультаты
УниверсальныеУчебныеДействия(УУД)
1
Россия - наша Родина.
1
Знать понятия: Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научится работать с дополнительной литературой
Л.:-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. П.:-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами
Р.:-умеет организовывать своѐ рабочее место и работу;
-сопоставляет свою работу с образцом; оценивает еѐ по критериям, выработанным в классе.
К.:- оформляет свою мысль в устной речи;
-умеет задавать уточняющие вопросы;
- осознанно читает вслух и про себя.
2
Что такое светская
1
Познакомиться с
Л.:- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
этика?
новым предметом
П.:-осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Р.:-организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.:- оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
3
Мораль и культура.
1
Знать понятия культура, мораль
Л.:- Учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- развитие эстетических чувств.
П.:-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К.:-аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
4
Особенности морали.
1
Познакомиться с понятиями: материальная
Л.: Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе
культура, духовная культура
имеющихся знаний
П.: Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Р.: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и
Л.: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
П.: Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
пороком
Выполнение заданий с использованием материальных объектов
Р.: Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.
К.: Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
9
Свобода и моральный выбор человека.
1
Уметь грамотно
Л.:- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
П.:-осуществляет поиск необходимой информации;
-использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Р.:-организовывает своѐ рабочее место и работу;
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации.
К.:- оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
формулировать свои
мысли, мотивировать
свою точку зрения.
10
Свобода и ответственность.
1
Знать какую ответственность несут люди, даже будучи
свободными;
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и
способствовать развитию коллективного творчества.
11
Моральный долг.
1
Исполнять установленные в обществе моральные нормы
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
12
Справедливость.
1
Учиться справедливо оценивать окружающих
Л.:: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление
целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;
К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания,
коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;
13
Альтруизм и эгоизм.
1
Сформировать представление об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности.
Осознать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими
ценностями.
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введение заданий занимательного характера
П.: Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.
Р.: Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
К.: Умение слушать и вступать в диалог. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение строить монологическое высказывание.
15
Что значит быть моральным?
1
Обобщить знания учащихся о морали и нравственности
Л.: Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
П.: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Р.: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
К.: Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
16
Творческие работы учащихся.
1
Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу
Л.: Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
П.: Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение. Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
К.: Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
17
Подведение итогов.
1
Уметь делать выводы, подводить итог
Л.: Формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
П.: Обработка информации –поиск условных обозначений и их соотнесение. Установление причинно-следственных связей.
Р.: Умение обосновывать и доказывать своѐ мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
К.: Умение применять установленные правила в планировании способа решения.
18
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
1
Познакомиться с семьей как частицей рода
Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, семью.
П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.
Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
19
Нравственный поступок.
1
обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа
Л.:: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путѐм приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
П.: : формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;
К.: : инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
Р.: : целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и
энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;
20
Золотое правило нравственности.
1
Оценить поступки главных героев с т. з. золотого правила нравственности.
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Р.:-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- ставить новые учебные задачи сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К.:- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнѐра высказывания.
22
Честь и достоинство.
1
Познакомиться с понятиями «честь» и «достоинство»
Л.:-положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
П.:-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы.
Р.:-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К.:-аргументирует свою позицию и координирует еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
24
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
1
обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа
Л.:- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
П.:-осуществляет поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
определяет тему и главную мысль текста;
находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.
Р.:- умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К.:-оформляет свою мысль в устной речи;
-обосновывает высказанное суждение;
- старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
25
Джентльмен и леди.
1
Знать как появились в нашей жизни эти понятия, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди, познакомиться с понятием
Л.: Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Л.: Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.
П.: Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста
Работа с маркированными в тексте строчками Работа с дидактическими иллюстрациями Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности К.: Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
27
Этикет.
1
Осмыслить через частично-поисковый метод места этикета в духовно- нравственном развитии человека
П.: умение выделять существенную информацию из различных источников;
Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
28
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
1
Сформировать понятия жизни как высшей нравственной ценности.
Л.: Формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников.
П.: Умение следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: Умение договариваться, находить общее решение. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
К.: Учиться работать по предложенному учителем плану. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
29
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональ ного народа России.
1
Знать название государства, его столицы, названия крупных государств- соседей. Уметь описывать достопримечательно сти России.
Л.: Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
П.: Извлечение необходимой информации при работе с картой.
Р.: Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника.
К.: Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
30
Подготовка творческих проектов.
1
Уметь создавать проекты
Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей.
Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
31
Выступление
1
Уметь выступать
Л.: Мотивация учебной деятельности при
обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам»,
«Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм»,
«Что такое этика?»,
«Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
перед аудиторией, правильно презентовать работу
выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей.
Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
32
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»,
«Герои России»,
1
Уметь выступать перед аудиторией, правильно презентовать работу
Л.: Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Р.: Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей.
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд,
ратный подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник Родины»,
«Мой друг», и т.д.
Самоконтроль.
К.: Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
33,
Презентация
2
Уметь выступать
Л.: Мотивация учебной деятельности при
34
творческих проектов
перед аудиторией,
выполнении заданий на основе имеющихся знаний.
на тему «Диалог
правильно
Самооценка на основе критериев успешности
культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня
презентовать работу
учебной деятельности
П.: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.