Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка ОРКСЭ, модуль "Светская этика"»
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Модуль: Основы светской этики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной общеобразовательной программой МБОУ «СОШ № 36» и ориентирована на использование:
Васильева Т.Д., Савченко. К.В., Тюляева. Т.И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4 кл.: учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2013.
Основная цель учебного курса - сформировать у младших школьников мотивацию к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Планируемые результаты освоения учебной программы
Раздел 1. Введение в предмет.
Обучающиеся узнают: Что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия.
Какие «вечные вопросы» волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой.
Какое значение имеют мораль и нравственность в жизни человека. Какие традиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражения в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.
Раздел 2. Человек и мир.
Обучающиеся узнают: Какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается суть его учения о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».
Обучающиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.
Раздел 3. Человек в мире людей.
Обучающиеся узнают: Что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикета и почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственной основе иудаизма, христианства и ислама.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.
Раздел 4. Твой нравственный выбор.
Обучающиеся узнают: Что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.
Обучающиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; - развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и 16 средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
- формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Методический аппарат учебника предполагает выполнение учащимся интеллектуальных действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения, развития и социализации. Высокий уровень дифференциации и
вариативности вопросов и заданий позволяют младшему школьнику работать в зоне своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения, достижения образовательного результата.
При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который в рамках системы «Перспективная начальная школа» предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП) содержание учебника направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная задача обеспечивается содержанием материала учебника, его методическим обеспечением, реализацией аксиологического, коммуникативного, деятельностного подходов.
В выборе подходов к отбору содержания учебника и его методическому обеспечению авторы руководствовались также тем, что задачи социализации и аккультурации рассматриваются в современных теориях воспитания как задачи практической подготовки учащихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции в это общество, совершающиеся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае составляющими одного процесса.
Развитие коммуникативной деятельности школьников рассматривается в учебнике в трех аспектах:
- как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- как сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности);
- как условие интериоризации - процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).
Учебный предмет имеет большой потенциал для развития коммуникативных и речевых действий учащихся, т.к. в силу его универсального, максимально обобщенного характера предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т. д.
Достигается это за счет включения вопросов и заданий непосредственно в контекст урока:
- заданий на осмысление материала, выражение собственного мнения, повторение, работа с иллюстративным материалом)
- заданий, нацеленных на совершенствование умений учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении), на обогащение лексического запаса учащихся, на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;
- цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения писателей, философов, и заданий на их осмысление и интерпретацию;
- заданий, предусматривающих обращение к разным типам учебных и художественных текстов, фрагменты которых включены в содержание проводимых уроков;
- заданий, требующих более глубокого осмысления материала, а также перспективных заданий – мини-проектов, задания творческого и рефлексивного характера.
Таким образом, коммуникативная компетентность и коммуникативные УУД ученика в процессе изучения курса формируются посредством: поиска и нахождения обоснований, доказательств и выводов; оценки изучаемого материала; развития коммуникативных умений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать результаты деятельности); развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором речевой деятельности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать).
Реализация курса «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.
В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.
Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.
Учебник рассматривается авторами не только как основной источник информации, но и как средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, заданных ФГОС, на всех этапах урока.
Применение разных методов в их оптимальном сочетании для освоения представленного в учебнике содержания позволяет при изучении курса обеспечить практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования УУД, создает условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений, учитывает возрастные особенности школьников, их личный жизненный опыт, создает условия для решения задач духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся в соответствие с требованиями ФГОС и новой предметной области в них – духовно-нравственной культуры.
1.Учебно-исследовательская и проектная деятельность в курсе «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:
Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.
2. Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта - это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.
3. Во всех направлениях внешкольной деятельности, внеурочной, внеклассной работы по курсу «Основы светской этики» широко используется исторический, краеведческий, художественный материал, развиваются умения школьника самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Общими условиями организации любой формы внеклассной работы являются: учет интересов и потребностей конкретного класса, четкое планирование внеклассной деятельности, определение ее конкретных результатов, тесная связь с материалом других предметов (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка и другие).
Содержание курса «Основы светской этики» (35 часа)
Раздел 1. Введение в предмет
Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».
Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.
Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.
Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.
Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.
Раздел 2. Человек и мир
Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.
Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.
Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».
Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.
Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.
Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.
Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».
Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.
Раздел 3. Человек в мире людей
Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.
Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.
Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.
Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.
Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.
Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.
Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.
Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.
Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.
Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.
Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.
Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.
Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.
Раздел 4. Твой нравственный выбор
Духовные ценности и их значение в жизни людей.
Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.
Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.
Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.
Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.
Педагогическое обеспечение учебного процесса
К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя).
Методическое обеспечение
Основы светской этики. 4 класс. Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева, Москва, «Академкнига», 2014 год
Календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ 4 класс (35 ч)