Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу " Светская этика"»
КА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИС
Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №252 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2013 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 №424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год».
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижении следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи
знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение в средней школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Рабочая программа составлена по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» рассчитана на 35 учебные недели (по 1 часу в неделю).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модуль согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета.
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Драматизация (театрализация)
Интервью
Составление словаря-глоссария
Сочинения, эссе
Создание галереи образов
Ресурсный круг
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
1. Патриотизм
2. Социальная солидарность
3. Гражданственность
4. Семья
5. Труд и творчество
6. Наука
7. Традиционные российские религии
8. Искусство и литература
9. Природа
10. Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные
умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание модуля «Светская этика»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
· Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.
Для учителя:
· Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
· Учебные видеоматериалы к урокам.
· Ресурсы школьной библиотеки.
· Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
· Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебнику.
- компьютер
-интерактивная доска
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты
план
факт
Предметные
Личностные
Метапредметные
1
7
Россия – наша Родина.
Комбинированный урок.
Познакомиться с понятием Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. Научиться работать с дополнительной литературой.
Уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Положительно относиться к школе, проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором.
Уметь организовывать своё рабочее место и работу. Сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям
2
14
Что такое светская этика.
Комбинированный урок.
Познакомится с понятием этика. Что означает светская этика и что она предполагает.
Осуществлять поиск необходимой информации; анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Оформлять свою мысль в устной речи; уметь задавать уточняющие вопросы. Развивать интерес к новому учебному предмету
Оформлять свою мысль в речевом высказывании; учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию
3
21
Культура и мораль.
Комбинированный урок
Познакомиться как возникла мораль. Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой.
Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использование учебной литературы. Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.
Развивать учебно – познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Развитие эстетических чувств.
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
4
28
Особенности морали.
Комбинированный урок
Узнать в чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Уметь анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Развитие готовности к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Уметь слушать собеседника.
5 – 6
12
19
Добро и зло.
Комбинированный урок.
Познакомится с понятиями что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.
Стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения.
Уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Обосновывать высказанное суждение.
7 – 8
26
2
Добродетель и порок.
Комбинированный урок.
Познакомиться с понятием добродетель, порок. Что такое добродетель человечества. Научиться находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Формирование умения читать дидактические иллюстрации.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.
9
9
Свобода и моральный выбор человека.
Комбинированный урок.
Уметь грамотно формировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному предмету.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
10
16
Свобода и ответственность.
Комбинированный урок.
Знать какую ответственность несут люди, даже будучи свободными. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Умение выделять существенную информацию из различных источников.
Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе всего урока. Понимать цель выполняемых действий.
11
23
Моральный долг.
Комбинированный урок.
Познакомиться с понятием моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель.
Исполнять установленные в обществе моральные нормы. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
Умение строить монологическое высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
12
30
Справедливость.
Комбинированный урок.
Познакомиться с методами нравственного самосовершенствования.
Формирование познавательной цели. Поиск и выделение нужной информации.
Учиться справедливо оценивать окружающих. Показать важность развития в себе благородных черт характера.
Воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам.
13
Альтруизм и эгоизм.
Комбинированный урок.
Сформировать представление об альтруизме и милосердии, кА важнейшей нравственной ценности.
Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Стараться сдерживать себя. Высказывать просьбы, предложения несогласие в социально приемлемой форме.
Уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
14
Дружба.
Комбинированный урок.
Добродетельные отношения. Понятие дружба. Методы нравственного самосовершенствования.
Понимание и преобразование информации. Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.
Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта и через введение заданий занимательного характера.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
15
Что значит быть моральным.
Комбинированный урок.
Нормы морали. Добро и зло. Обобщить знания о морали и нравственности.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
16 – 17
Подведение итогов.
Урок изучения и закрепления знаний.
Уметь делать выводы подводить итог.
Осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в устной форме.
Ориентация обучающихся на моральные нормы и их выполнение.
Умение обосновывать и доказывать своё мнение. Умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
18
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Комбинированный урок.
Образцы нравственности в семейных отношениях. Род. Семья. Фамилия. Родословная.
Извлечение необходимой информации. Сравнение и классификация по заданным критериям.
Формировании гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
19
Нравственный поступок.
Комбинированный урок.
Обобщить и углубить знания о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа.
Формирование познавательной цели, выделение нужной информации, выбор для оснований для сравнения, классификации.