Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Обществознание» 5-9 классы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа села Павловка Унечского района Брянской области
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол № _________
«____»_____________2021 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______________Г.Н. Кармазина
«____»____________2021 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
с. Павловка
_______________В.А.Ливанцов
«____»____________2021 г.
Рабочая программа учебного курса
«Обществознание»
5-9 классы
Составитель: учитель истории и обществознания
Постоялко Раиса Васильевна
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» 5-9 классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г №1644 от 31 декабря 2015 года №1577)
ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ с.Павловка.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.
Учебный план МОУ СОШ с. Павловка на 2021-2022 г.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз- личных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета с 5-го по 9-й класс в общем объеме 175 учебных часа.
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном) плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами. Контроль достижения результатов в 5-9 классах включает по 4 тестовых работы на каждый год обучения (1 контрольное тестирование в четверть).
Планируемые результаты освоения учебного курса «Обществознание».
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно- образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям со- временной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой зада- чей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии обще- ства;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой эти- ки в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к чело- веку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
В результате изучения обществознания ученик 5 класса должен
знать:
• человек существо биосоциальное, включённое в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом;
• человек – это субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми;
• человек – индивидуальность, самостоятельно выбирающая свой путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять смысл основных понятий;
• характеризовать основные философские суждения;
• высказывать собственное мнение по проблемам межличностных взаимоотношений.
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен
знать:
что такое общество и человек;
механизмы и регуляторы деятельности людей;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;
специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Уметь :
описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы; приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
оценивать поведение людей;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Владеть
приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму игражданственности; пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной; отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
Знать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь: •
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 8 класса должен
Знать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
В результате изучения обществознания ученик 9 класса должен
знать:
- биосоциальную сущность человека,
основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; -
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; -
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки закономерности развития;
-анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов :общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
:систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для успешного выполнения типичных социальных ролей;
сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
ІІІ. Содержание учебного курса «Обществознание»
5 класс. (35 ч.)
Введение 1 час
РазделI. Человек – 5 ч.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
РазделII. Семья – 5 ч.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
РазделIII. Школа – 6 ч.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
РазделIV. Труд – 6 ч.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
РазделV. Родина – 10 ч.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль – 2 ч.
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».
К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Форма организации учебно-образовательного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса при изучении обществознания является урок: урок изучения нового материала, комбинированный, закрепления и систематизации знаний.
Формы контроля:
Текущий контроль: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания;
Промежуточный контроль: контрольная работа;
Итоговый контроль: контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде выполнения тестовых заданий различных типов.
6 КЛАСС (35 ч.)
Введение 1 час
Раздел 1. Человек в социальном измерении (12 часов)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Раздел 2. Человек среди людей (10 часов)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Раздел 3. Нравственные основы жизни (9 часов)
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.
Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение (3 часа)
7 класс.(35 ч.)
Введение – 1 час
Тема 1.Регулирование поведения людей в обществе. (11 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (6 часов).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение (3 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
8 класс 35 часов (1 час в неделю)
Введение (1 час)
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема I. Личность и общество. (6 часов)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXIвеке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема II. Сфера духовной культуры. (8 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло – главные понятия этики.. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема III. Социальная сфера. (5 часов)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь "Я" и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Тема IV. Экономика. (13 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство и его основные организационно- правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами. Потребление. Семейное потребление. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Итоговые уроки (2 часа)
9 класс 35 часов (1 час в неделю)
Введение (1 час)
Политика (11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право(21 час)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско- правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговые уроки (2 часа)
IV.Тематическое планирование.
5 класс.
№ п\п
Название раздела, темы.
Количество часов
Обществознание.
1.
Введение
1
2.
Человек
5
3.
Семья
5
4.
Школа
6
5.
Труд
6
6.
Родина
10
7.
Итоговое повторение
2
Итого:
35
IV.Тематическое планирование.
6 класс.
№
Название раздела, темы.
Кол-во часов
1
Вводный урок.
1 ч.
2
Человек в социальном окружении.
12 ч.
3
Человек среди людей.
10 ч.
4
Нравственные основы жизни.
9 ч.
5
Итоговое повторение..
3 ч.
Итого
35 ч.
IV.Тематическое планирование.
7 класс.
№
Название раздела, темы.
Кол-во часов
1
Вводный урок.
1
2
Регулирование поведения людей в обществе
11 ч.
3
Человек в экономических отношениях
14 ч.
4
Человек и природа
6 ч.
5
Итоговое повторение
3 ч.
Итого:
35 ч.
IV.Тематическое планирование.
8 класс.
№
Название раздела, темы.
Кол-во часов
1
Вводный урок.
1
2
Личность и общество.
6 ч.
3
Сфера духовной культуры.
8 ч.
4
Социальная сфера.
5 ч.
5
Экономика.
13 ч.
6
Итоговое повторение
2 ч.
Итого:
35 ч.
IV.Тематическое планирование.
9 класс.
№
Название раздела, темы.
Кол-во часов
1
Вводный урок.
1
2
Раздел I. Политика.
11 ч.
3
Раздел II. Право.
21 ч.
4
Итоговое повторение
2 ч.
Итого:
35 ч.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
в 5 классе на 2020-2021 учебный год
№ п\п
Название раздела, темы.
Дата проведения
план
факт
Обществознание.
1.
Введение
Раздел 1. Человек.
2.
Тема I. Загадка человека.
3.
Загадка человека.
4.
Отрочество - особая пора жизни.
5.
Отрочество - особая пора жизни.
6.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек»
Раздел 2. Семья.
7.
Семья и семейные отношения.
8.
Семья и семейные отношения.
9.
Семейное хозяйство.
10.
Свободное время.
11.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»
Раздел 3. Школа.
12.
Образование в жизни человека.
13.
Образование в жизни человека.
14.
Образование и самообразование.
15.
Образование и самообразование.
16.
Одноклассники, сверстники, друзья.
17.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа»
Раздел 4. Труд.
18.
Труд – основа жизни.
19.
Труд – основа жизни.
20.
Труд и творчество.
21.
Труд и творчество.
22.
Практикум по теме «Труд».
23.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
Раздел 5.Родина
24.
Наша Родина-Россия.
25.
Наша Родина-Россия.
26.
Государственные символы России.
27.
Государственные символы России.
28.
Гражданин России.
29.
Гражданин России.
30.
Мы – многонациональный народ.
31.
Мы – многонациональный народ.
32.
Практикум по теме «Родина».
33.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина»
34.
Итоговое тестирование.
35.
Итоговое повторение.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
в 6 классе на 2020-2021 учебный год
№
Название раздела, темы.
Дата проведения
план.
факт.
1
Вводный урок.
Раздел 1.Человек в социальном окружении.
2
Человек – личность.
3
Человек – личность.
4
Человек познает мир.
5
Человек познает мир.
6
Человек и его деятельность.
7
Человек и его деятельность.
8
Потребности человека.
9
Потребности человека.
10
На пути к жизненному успеху.
11
На пути к жизненному успеху.
12
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
13
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек в социальном окружении».
Раздел 2. Человек среди людей.
14
Межличностные отношения.
15
Межличностные отношения.
16
Человек в группе.
17
Человек в группе.
18
Общение.
19
Общение.
20
Конфликты в межличностных отношениях.
21
Конфликты в межличностных отношениях.
22
Практикум по теме «Человек среди людей».
23
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей».
Раздел 3. Нравственные основы жизни.
24
Человек славен добрыми делами.
25
Человек славен добрыми делами.
26
Будь смелым.
27
Будь смелым.
28
Человек и человечность.
29
Человек и человечность.
30
Творческий проект «Гуманизм — уважение и любовь к людям»
31
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
32
Обобщение и систематизация знаний по теме «Нравственные основы жизни».
33
Итоговое тестирование.
34
Итоговое повторение.
35
Итоговый урок.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
в 7 классе на 2020-2021 учебный год
№
Название раздела, темы.
Дата проведения
план.
факт.
1
Введение
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)
2
Что значит жить по правилам.
3
Права и обязанности граждан.
4
Права и обязанности граждан.
5
Почему важно соблюдать законы.
6
Почему важно соблюдать законы.
7
Защита Отечества.
8
Защита Отечества.
9
Для чего нужна дисциплина.
10
Виновен – отвечай.
11
Кто стоит на страже закона.
12
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Раздел 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)
13
Экономика и её основные участники.
14
Экономика и её основные участники.
15
Мастерство работника.
16
Производство, затраты, выручка, прибыль
17
Производство, затраты, выручка, прибыль
18
Виды и формы бизнеса.
19
Виды и формы бизнеса.
20
Обмен, торговля, реклама.
21
Обмен, торговля, реклама.
22
Деньги, их функции.
23
Деньги, их функции.
24
Экономика семьи.
25
Экономика семьи.
26
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Раздел 3. Человек и природа (6 часов)
27
Воздействие человека на природу
28
Воздействие человека на природу
29
Охранять природу – значит охранять жизнь.
30
Закон на страже природы
31
Творческий проект «Экологическая ситуация в современном мире: как спасти природу».
32
Практикум по теме «Человек и природа».
33
Итоговое тестирование.
34
Итоговое повторение.
35
Итоговый урок.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
в 8 классе на 2020-2021 учебный год
№ п\п
Название раздела, темы.
Дата проведения
план.
факт.
1.
Введение.
Тема I. Личность и общество. (6 часов)
2.
Что делает человека
человеком?
3.
Человек, общество,
природа.
4.
Общество как форма
жизнедеятельности людей.
5.
Развитие общества.
6.
Как стать личностью.
7.
Практикум по теме «Личность и общество»
Тема II. Сфера духовной культуры. (8 часов)
8.
Сфера духовной жизни.
9.
Мораль.
10.
Долг и совесть.
11.
Моральный выбор – это ответственность.
12.
Образование.
13
Наука в современном обществе.
14
Религия как одна из форм культуры.
15
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Тема III. Социальная сфера. (5 часов)
16
Социальная структура общества.
17
Социальные статусы и роли.
18
Нации и межнациональные отношения.
19
Отклоняющееся поведение.
20
Практикум по теме «Социальная сфера»
Тема IV. Экономика. (13 часов)
21
Экономика и её роль в жизни общества.
22
Главные вопросы экономики.
23
Собственность.
24
Рыночная экономика.
25
Производство – основа экономики.
26
Предпринимательская деятельность.
27
Роль государства в экономики.
28
Распределение доходов.
29
Потребление.
30
Инфляция и семейная экономика.
31
Безработица, её причины и последствия.
32
Мировое хозяйство и международная торговля.
33
Практикум по теме «Экономика».
34
Итоговое тестирование.
35
Итоговое повторение.
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
в 9 классе на 2020-2021 учебный год
№ п\п
Название раздела, темы.
Дата проведения
план.
факт.
1.
Введение.
Раздел I. Политика.
2.
Политика и власть.
3.
Государство.
4.
Государство.
5.
Политические режимы.
6.
Правовое государство.
7.
Правовое государство.
8.
Гражданское общество и государство.
9.
Гражданское общество и государство.
10.
Участие граждан в политической жизни.
11.
Политические партии и движения.
12.
Практикум по теме: «Политика».
Раздел II. Право (21час).
13
Роль права в жизни общества и государства.
14
Роль права в жизни общества и государства.
15
Правоотношения и субъекты права.
16
Правонарушения и юридическая ответственность.
17
Правонарушения и юридическая ответственность.
18
Правоохранительные органы.
19
Конституция Российской Федерации.
20
Основы конституционного строя Российской Федерации.
21
Права и свободы человека и гражданина.
22
Права и свободы человека и гражданина.
23
Гражданские правоотношения.
24
Право на труд. Трудовые правоотношения.
25
Право на труд. Трудовые правоотношения.
26
Семейные правоотношения.
27
Административные правоотношения.
28
Уголовно-правовые отношения.
29
Социальные права.
30
Социальные права.
31
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
32
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}