РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» для 9А, Б классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе документов:
-Примерная программа и Стандарт основного общего образования по обществознанию;
-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации;
-Программа Л.Н.Боголюбова и др./Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. - М.: Просвещение,2010;
-Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Поурочные разработки. 9класс/под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева.-М.: Просвещение,2010.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются
*сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
*владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
*выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:*на использование элементов причинно-следственного анализа; *на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
*на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
*на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
*на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
*на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
*на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
*на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Особенности программы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного образования, из расчета 1 учебный час в неделю. Авторская программа рассчитана на 35 учебных часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени-11 часов для внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Рабочая программа рассчитана на 35часов, при этом резерв -11часов, используется без изменений.
Цели, задачи курса:
—создание условий для социализации личности;
—формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
—формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
—содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Срок реализации программы – 1год.
Технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же современных образовательных технологий (игровые, проблемные, здоровьесберегающие, ЛОО, ИКТ, проектные, исследовательские).
Методы и формы обучения
методы этапа восприятия-усвоения
методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :
рассказ, объяснение, беседа, лекция;
визуального изучения явлений: демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной литературы, компьютера, упражнение, взаимообучение, опорный конспект,
методы этапа усвоения-воспроизведения
проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод,
методы этапа учебно-творческого выражения
самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ
результатов учебной деятельности.
Учебно-методический комплект.
1.Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. - М.: Просвещение,2010.
2. Обществознание: 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева.— М.: Просвещение, 2011.
3.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учр./под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева.- М.: Просвещение, 2010. Серия «Академический школьный учебник».
4. О.А.Котова, Т.Е.Лискова.Обществознание. Рабочая тетрадь:9кл./ -М.: Просвещение,2012.
5. Промежуточная аттестация по обществознанию.6-9кл.:пособие для учителей. Л.Н.Боголюбов и др.-М.:Просвещение,2010