kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

 Задачи курса:

- ознакомление учащихся с основами правовых знаний, основным законом РФ,

-развитие мыслительных и речевых процессов; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, выделению лишнего;

-воспитание чувств, адекватных изучаемому материалу: уважения, сопереживания, сострадания, гордости, восхищения, благодарности, а также презрения, неприятия и т. д.;

-воспитание положительной направленности личности на примере деятельности исторических личностей, помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

-обучение умению написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку; обучение умению оформлять стандартные бланки; обучение умению обращаться при необходимости в соответствующие органы, правовые учреждения, правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание"»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию разработана на основе:

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9кл. в 2 сб.», / Под редакцией В.В. Воронковой. -8 – е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

  • Учебного плана образовательного учреждения.



Настоящий курс «Обществознание» предназначен для обучающихся, изучающих обществознание . На изучение предмета в учебном плане КГБ ОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат №1» в 2019-2020 учебном году выделено 1час в неделю, т.е. 34часа в год. Настоящая программа рассчитана на учащихся 8, 9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.

Целью данной программы является формирование личностных качеств гражданина, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Задачи курса:

- ознакомление учащихся с основами правовых знаний, основным законом РФ,

-развитие мыслительных и речевых процессов; развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, выделению лишнего;

-воспитание чувств, адекватных изучаемому материалу: уважения, сопереживания, сострадания, гордости, восхищения, благодарности, а также презрения, неприятия и т. д.;

-воспитание положительной направленности личности на примере деятельности исторических личностей, помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

-обучение умению написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку; обучение умению оформлять стандартные бланки; обучение умению обращаться при необходимости в соответствующие органы, правовые учреждения, правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В силу неоднородности состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями и имеющимися нарушениями здоровья, учащиеся условно делятся на группы согласно клинической классификации М.С. Певзнер (в основу которой положена структура дефекта и уровням обучаемости по В.В. Воронковой).

Для контроля ЗУН воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошел 1 (один) урок проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Настоящий курс «Обществознания» предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

При изучении курса осуществляется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, она направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

Для контроля ЗУН воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.

Тематический план курса: Всего: 68 часов за 2 года (34 часа в год; 1 час в неделю)

Рабочая программа по обществоведению разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В. Воронковой.

Содержание материала по разделам, темам

8 класс

(1 ч в неделю) - 34 ч

Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

Раздел I. Государство, право, мораль (15 ч)

Что такое государство? Основные принципы правового госу­дарства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личнос­ти; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и го­сударства. Право и закон. Правовая ответственность (администра­тивная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрас­ли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравс­твенные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 ч)

Конституция Российской Федерации — Основной Закон госу­дарства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Фе­дерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

Повторение —2ч

9 класс

(1 ч в неделю) — 34 ч

Повторение (2 ч)

Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 ч)

Ответственность государства перед гражданами. Конституцион­ные обязанности граждан.

Основные конституционные права человека в Российской Фе­дерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Основы трудового права.

Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная катего­рия. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по рабо­те. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.

Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовер­шеннолетних.

Основы семейного права.

Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений Домаш­нее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершен­нолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение Политические права и свободы.

Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеж­дений. Религиозные верования и их место в современном мире Свобода совести.

Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.

Раздел VI. Основы уголовного права (8 ч)

Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опас­ные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних

Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

Повторение — 4ч.

Требования к уровню подготовки учащихся 8,9 классов, обучающихся по данной программе:

Учащиеся должны знать:

-что такое государство;

-что такое право;

-виды правовой ответственности;

-что такое правонарушение;

-что собой представляет законодательная, исполнительная, судебная власть Российской Федерации;

Какие существуют конституционные права и обязанности граждан Р.Ф

Учащиеся должны уметь:

-написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку;

-оформлять стандартные бланки;

-обращаться при необходимости в соответствующие органы, правовые учреждения;

-правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.











п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

2 часа

2

Государство, право, мораль

15 часов

3

Конституция Российской Федерации

15 часов

4

Права и обязанности гражданина России

22 часов

5

Основы уголовного права

8 часов

6

Повторение

4 часов

7

Урок контроля знаний

2 часа













Тематический план курса: всего: 68 часов за 2 года (34 часа в год; 1 час в неделю)






























Дифференцированная психолого – педагогическая характеристика учащихся

I группа

Успешно овладевают программным материалом. На уроках активны, любознательны. С заданиями справляются самостоятельно, правильно используют имеющийся опыт. Доступен некоторый уровень обобщения. Усвоение материала сознательное, умеют пояснить свои действия словами. Быстро и правильно запоминает последовательность действий, могут мысленно представить последовательность выполняемой работы. Легко планируют свою деятельность с помощью карточек, могут самостоятельно извлечь из плана необходимую информацию для выполнения работы. Изредка нуждаются в незначительной помощи учителя. Приобретенные знания и умения легко переносят на выполнение аналогичной сравнительно новой работы. Хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом в тексте, озаглавить части текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие и трудные, выполняют безошибочно или с единичными ошибками, которые сами могут легко исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают знаниями о государстве, праве, правовой ответственности, правонарушении. Знают виды власти, способны перечислить конституционные права и обязанности. В практической деятельности школьники способны написать просьбу, ходатайство, расписку, оформить стандартные бланки. Полученные знания успешнее остальных применяют на практике:



II группа

Успешно овладевают программным материалом, но нуждаются в определенной помощи, чаще активизирующей и организующей, чтобы найти ту или иную особенность объекта. В общем, их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Не в состоянии самостоятельно сделать некоторые выводы и обобщения. Задания, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняют самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении аналогичных действий, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями выполнения заданий. В карточках и в вопросном плане, сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю. Прочитанное понимают, но при пересказе могут пропускать смысловые звенья. Для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, наглядных пособий. В практической деятельности школьники способны написать просьбу, ходатайство, расписку, оформить стандартные бланки, используя помощь учителя:



III группа

При овладении учебного материала постоянно нуждаются в помощи учителя, невнимательны. Не всегда могут выделить главное, часто нуждается в дополнительном объяснении. Не критичны к выполненной работе, допускают перестановки и пропуски в плане работы и не находит допущенных ошибок. Проявляются сложности в использовании умений при выполнении новой работы. Восприятие содержания прочитанного текста имеет фрагментарный характер, нередко искажено. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного текста. При изложении материала не способны отделить новые сведения от имеющихся у них в прошлом опыте, не способны отделить существенное от второстепенного. Страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способности учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно - следственные зависимости. Требует постоянного контроля. Учащиеся не способны построить фразу, у них не сформирована связанная письменная и устная речь:


IV группа

На уроках обществознания, учащиеся этой группы значительно отстают от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь в неадекватном переносе ранее известного в новые условия, при планировании (выполнении задания). Первоначальное искаженное представление преодолевается после неоднократной помощи учителя. Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты, но и простые с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь у них формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Давая устную характеристику предстоящей практической работы, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных и временных характеристик изучаемого периода. Им трудно планировать, равно как обнаружить какой-либо замысел в составленных уже планах. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Во время выполнения работы на уроке далеко не всегда руководствуются вопросными планами и карточками, в которых они разбираются только с помощью учителя. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках чтения показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал:








Критерии оценки знаний и умений по предмету «Обществознание»


Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.


Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:

I уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие только с прямого подсказывания учителя; ученик почти не освоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя; не ориентируется в историческом времени. (оценка «2»)

II уровень - ученик даёт ответ или выполняет действие, пользуясь вопросным планом или наводящими вопросами учителя; не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя, слабо ориентируется в историческом времени, только с помощью наводящих вопросов педагога пишет просьбу, ходатайство, оформляет стандартные бланки. (оценка «3»)

III уровень - ученик даёт ответ, опираясь на 2-3 наводящих вопроса учителя; в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, ориентируется в историческом времени, используя организующую и активизирующую помощь учителя, способен написать просьбу, ходатайство, расписку, оформить стандартные бланки. (оценка «4»)

IV уровень – ученик даёт ответ или выполняет действие, опираясь на 1-2 наводящих вопроса учителя или обходится без помощи педагога; полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительный вопрос учителя, устанавливает простые причинно – следственные связи, проводит простые аналогии. На доступном его развитию уровне ученик овладевают знаниями о государстве, праве, правовой ответственности, правонарушении. Знает виды власти, способен перечислить конституционные права и обязанности. В практической деятельности школьники способны написать просьбу, ходатайство, расписку, оформить стандартные бланки. Полученные знания успешнее остальных применяет на практике.

(оценка «5)

Учитывая степень сформированности умений и навыков каждого ученика, учитель в ходе проверки одному будет помогать в овладении умением находить факты для подкрепления вывода, другому сравнивать объекты, третьему даст задание на соотнесение иллюстраций с определённым текстом. Только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала способствует успешному усвоению программного материала.

















































Календарно – тематическое планирование

п/п

Сроки

Название раздела, темы

Количество часов

Цель.

ЗУН



8 класс






Введение

2

Формировать представление о гражданской позиции.

Знать: гражданин, государство.

Уметь: показать границы государства.

1.


Страна, в которой мы живем.

1

2


Кто такой гражданин?

1



Государство, право, мораль

15

Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности.

Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.

Уметь: написать заявление.

1


Что такое государство?

1

2


Основные принципы правового государства

1

3


Разделение властей

1

4-5


Что такое право? Отрасли права. Право и закон.

2

6


Правонарушение

1

7


Преступление, как вид правонарушения; его признаки.

1

8-9


Правовая ответственность.

2

10


Мораль. «Золотое правило нравственности».

1

11


Практическая работа № 1 «Заявление»

1

12


Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности.

1

13


Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни

1

14


Повторение по теме «Государство, право, мораль».

1

15


Контрольная работа по теме «Государство, право, мораль».

1



Конституция РФ

15

Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности.

Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ.

Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу.

1


Конституция РФ – Основной Закон государства.



1

2


Законодательная власть.

1

3


Исполнительная власть.

1

4


Судебная власть.

1

5


Практическая работа № 2 «Исковое заявление»

1

6


Органы местного самоуправления.

1

7


Экскурсия № 1 в поселковый совет

1

8


Практическая работа № 3 «Заполнение заявления на прописку»

1

9


Правоохранительные органы.

1

10


Экскурсия № 2 в полицию

1

11


Институт президентства.

1

12


Избирательная система.

1час

13


Гражданство РФ

1

14


Практикум № 2 «Заполнение стандартных бланков»

1

15


Контрольная работа по теме «Конституция РФ»

1



Повторение

2

Повторить знания, полученные в ходе изучения тем




1


Государство, право, мораль

1

2


Основной закон РФ










1



9 класс




п/п

Сроки

Название раздела, темы

Количество часов

Цель.


ЗУН


1


Повторение по теме: «Государство, право, мораль»

1




2


Повторение по теме «Конституция РФ»

1





Права и обязанности гражданина России

22

Формирование представлений о правах и обязанностях граждан РФ, которые являются базисными в процессе социальной адаптации. Учить писать просьбу, прошение, заявление.

Знать: социальные права.

Знать: страховой полис. Уметь пользоваться.

Уметь написать прошение.

Уметь различать социальные и политические права.

Учиться отвечать за свои поступки.

Уметь писать заявления, объяснительную.

Знать: самообразование.

Знать: ВУЗ, ПУ, техникум и т.д.

Уметь написать заявление, знать, какие документы нужны при поступлении.

Знать: право, гражданин, виды прав.













Знать понятие уголовного права, понимать ответственность за соучастие и участие в преступлении, в том числе несовершеннолетних

Знать: уголовная ответственность, правоохранительные органы

Уметь обращаться с заявлением в полицию

Учиться нести ответственность за свои поступки




1


Ответственность государства перед гражданами

1

2


Конституционные обязанности граждан

1

3


Основные конституционные права человека

1

4


Труд и трудовые отношения.

1

5


Право на труд. Дисциплина труда

1

6


Практическая работа № 4 «Трудовой договор»

1

7


Трудовые права несовершеннолетних

1

8


Собственность и имущественные отношения

1

9


Имущественные права и ответственность несовершеннолетних

1

10


Практикум № 2 «Я - собственник»

1

11


Правовые основы семейных отношений.

1

12


Права ребенка. Декларация о правах ребенка

1

13


Домашнее хозяйство.

1

14


Социальные права человека. Жилищные права

1














































15


Право на медицинское обслуживание.

1

16


Право на социальное обеспечение.

1

17


Практическая работа № 5 «Обращение в органы опеки»

1

18


Экскурсия № 3 в органы опеки г.Барнаула, в пенсионный фонд

1

19


Практикум № 3 «Я заболел»

1

20


Право на образование. Самообразование.

1

21


Система образования РФ.

1

22


Куда пойти учиться. Интернет-экскурсия на сайты ПУ

1



Основы уголовного права

8

1


Понятие уголовного права. Преступления, их виды.

1

2


Ответственность за соучастие и участие в преступлении.

1

3


Наказание, его цели

1

4


Уголовная ответственность. Принудительные меры.

1

5


Ответственность несовершеннолетних

1

6


Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение.

1

7


Прокуратура. Конституционный суд. Органы внутренних дел

1

8


Контрольная работа по теме: «Основы уголовного права»

1

4


Повторение.

4

1-2


Повторение по теме: «Права и обязанности гражданина России»

2

3-4


Повторение по теме: «Основы уголовного права»

2





Информационно – методическое обеспечение

Обязательная литература:

нет

Дополнительная литература:

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебное пособие для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001

2.Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996

3.Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004

4.Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001

5.Конституция РФ. М. Юридическая литература, Администрации Президента РФ, 1994.

6.Интернет – ресурсы.






























Лист корректировки программы



№ п/п


Четверть



Содержание корректировки




Отметка о выполнении


1

I четверть



2

II четверть



3

III четверть



4

IV четверть



5

Год






Контрольно – измерительные материалы Приложение 1.

1. Что такое закон?

2. Законодательная власть принадлежит…

а) Правительству Российской Федерации;

б) Федеральному Собранию;

в) Совету Министров.

3. Парламент называется…

а) Советом Федерации;

б) Федеральным Собранием;

в) Государственной Думой;

г) Верховным Советом.

4. Федеральное Собрание состоит из:

а) двух палат;

б) четырех палат;

в) одной палаты;

г) трех палат.

5. Из каких палат состоит российский парламент?

а) Верховный Совет;

б) Совет Федерации;

в) Совет Министров;

г) Государственная Дума.

6. Принятие законов является главной функцией:

а) Правительства РФ;

б) Федерального Собрания;

в) Совета Федерации;

г) Государственной Думы.

7. Расположи по порядку этапы законодательного процесса:

___ Утверждение Советом Федерации

___ Разработка нового закона

___ Подписание Президентом РФ и обнародование

___ Обсуждение в Государственной Думе

___ Голосование по проекту



2. б). 3. б). 4. а). 5. б). 6. г). 7. 2, 4, 5, 1, 3.

Приложение 2.

1. Высшим органом исполнительной власти является:

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума РФ;

в) Правительство Российской Федерации.

2. Исполнительная власть:

а) осуществляет государственное управление;

б) разрабатывает и принимает законы;

в) рассматривает споры между гражданами.

3. Кто руководит деятельностью Правительства?

а) Президент РФ;

б) Председатель;

в) министр.

4. Председатель Правительства назначается:

а) Государственной Думой РФ;

б) Президентом РФ;

в) Советом Федерации.

5. Восстановите цепочку:

6. Какими документами оформляются решения Правительства?

а) указы;

б) приказы;

в) постановления;

г) распоряжения.



1. в). 2. а). 3. б). 4. б). 6. в), г).

Приложение 3.

1. Какие суды входят в судебную систему?

а) суды общей юрисдикции;

б) Конституционный Суд РФ;

в) Административные суды;

г) Арбитражные суды.

2. Какие дела рассматривает Конституционный Суд?

а) о виновности или невиновности лица;

б) о принадлежности какого-либо имущества гражданину;

в) о соответствии Конституции той или иной статьи какого-либо закона.

3. Какая из ниже перечисленных ситуаций подлежит рассмотрению в Конституционном Суде РФ?


а) вопрос о разделе домовладения между Колей и Машей;

б) вопрос о несоответствии ст.47 УПК РФ Конституции РФ;

в) вопрос о выплате заработной платы Ивану.

4. По достижении какого возраста можно стать судьей?

а) 21 года;

б) 18 лет;

в) 25 лет.

5. Какой стаж работы по юридической специальности необходим для того, чтобы стать судьей?


а) не менее 5 лет;

б) не менее 2 лет;

в) не менее 7 лет;

г) не менее 3 лет.

6. Кандидат на должность судьи назначается…

а) Приказом Председателя суда;

б) Указом Президента РФ;

в) Постановлением Генерального прокурора.

7. Судьи подчиняются…

а) Президенту РФ;

б) Правительству РФ;

в) Конституции РФ. 1. а), б), г). 2. в). 3. б). 4. в). 5. а). 6. б). 7. в).

Приложение 4.

  1. Подполковник Самохин, служивший на Тихоокеанском флоте, стал собирать информацию об ущербе, нанесенном Дальнему Востоку срывом программы утилизации ядерных подводных лодок, снятых с эксплуатации и брошенных в дальневосточных бухтах. Против него было возбуждено и закончено расследованием уголовное дело. Судья, принимая дело к слушанию, вынес постановление о закрытом судебном разбирательстве, поскольку оно связано с государственной тайной.

Законно ли постановление судьи?

  1. На уроке по праву учитель дал задание: ознакомиться на практике с судебной процедурой. Для этого всем велел сходить в суд и послушать, как там идет разбирательство. Дима Перепелкин и его друзья после школы пришли в здание суда. Посмотрев на доске объявлений, каких залах рассматриваются интересующие их гражданские дела, они тихонько вошли в один из залов судебного заседания. Увидев их, судья прервала ход судебного заседания и спросила, зачем она пришли. Получив искренний ответ, она заметила, что суд – это не театр и что смотреть здесь нечего. Затем судья попросила их покинуть зал.

Законны ли действия судьи?

  1. Судье Давиденко, много лет проработавшему в Норильске, врачи по состоянию здоровья рекомендовали переселиться в какой-нибудь южный город, например Сочи. Давиденко так и сделал: уволился в Норильске и, приехав в Сочи, обратился в отдел юстиции с просьбой подобрать ему судейскую должность и представить его к назначению. Узнав, что работу ему предоставить не могут, поскольку свободных судейских должностей нет, он был крайне возмущен и воскликнул: «А вам что, неизвестно, что судьи несменяемы?»

Кто прав в данной ситуации: бывший судья Давиденко или сочинские работники отдела юстиции?

  1. Рассмотрение арбитражного дела закончилось, и судьи удалились в совещательную комнату. Адвокат Сизикова, представитель организации-истца, ждала вынесения решения недалеко от совещательной комнаты. Вдруг она услышала через дверь, как в совещательной комнате зазвонил телефон. Был слышен голос одного из судей, ответившего на звонок. Недоуменно Сизикова переглянулась с другими участниками процесса и произнесла: «Не понимаю, а как же тайна совещательной комнаты?..»

Через некоторое время судьи вышли из совещательной комнаты и огласили решение. Оно было не в пользу организации-истца. Адвокат Сизикова подала на вынесенное решение кассационную жалобу в вышестоящий суд. В ней она указана, что был нарушен принцип независимости судей (решение было вынесено с нарушением тайны совещательной комнаты).

Как вы думаете, является ли это основанием для отмены решения. Если да, то какой суд будет рассматривать кассационную жалобу?

  1. Бизнесмен Назарцев был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для обеспечения своего права на защиту он нанял трех адвокатов. Присутствовавший прокурор, защищая интересы государства, в самом начале судебного заседания обратил внимание суда на то, что ведение защиты подсудимого тремя адвокатами вместе нарушает принцип равноправия сторон. Он просил судебное заседание прекратить и возобновить его только после удаления из процесса двух адвокатов (по выбору подсудимого).

Законно ли требование прокурора?

Приложение 5.

1. В каких нормативно-правовых актах закреплены принципы местного самоуправления?


а) Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления;

б) Конституции РФ;

в) ФЗ «Об административной ответственности за нарушение законодательства РФ»;

г) ФЗ «О выборах Президента РФ».

2. Вопросами местного самоуправления называют…

а) вопросы, связанные только с распоряжением и пользованием государственной собственности;

б) вопросы, связанные с жизнедеятельностью всего государства;

в) вопросы, связанные с жизнедеятельностью на границе государств;

г) вопросы, связанные с жизнедеятельностью населения определенной территории.

3. Органы местного самоуправления разрешают вопросы…

а) по охране общественного порядка;

б) по организации транспортного обслуживания населения, строительства и содержания местных дорог;

в) по благоустройству и озеленению территории муниципального образования;

г) по утверждению изменения границ между субъектами РФ.

4. В местный бюджет зачисляются поступления от:

а) местных налогов;

б) поступлений от приватизации муниципального имущества;

в) сборов от приватизации государственного имущества;

г) сдачи муниципального имущества в аренду.

5. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям или иным муниципальным образованиям, называется…


а) совместная собственность частного лица и государственная;

б) государственная собственность;

в) собственность частного лица;

г) муниципальная собственность.

1. а), б). 2. г). 3. а), б), в). 4. а), б), г). 5. г).


Приложение 6.

1. Какие правоохранительные органы защищают наши права и свободы путем отправления правосудия?


а) адвокатура;

б) органы прокуратуры;

в) суды;

г) органы внутренних дел.

2. Какие правоохранительные органы защищают наши права путем осуществления надзора за неуклонным и точным соблюдением законов?


а) прокуратура;

б) органы внутренних дел.

в) адвокатура;

г) суды.

3. На должность прокурора не могут быть назначены лица, которые …

а) имели или имеют судимость;

б) имеют высшее юридическое образование, но являются гражданами другого государства;

в) имеют гражданство иностранного государства.

4. Основными задачами криминальной милиции являются …

а) осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия;

б) осуществление розыска без вести пропавших людей;

в) охрана общественного порядка;

г) пресечение и раскрытие преступлений.

5. Основными задачами милиции общественной безопасности являются:

а) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) осуществление розыска без вести пропавших;

г) осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия.

6. Какие нотариальные действия совершает нотариус?

а) свидетельствует верность копий документов;

б) выдает свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

в) удостоверяет сделки;

г) составляет по просьбе граждан исковые заявления.

7. Оказывая юридическую помощь, адвокаты …

а) составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

б) дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

в) осуществляют представительство в судах;

г) удостоверяют подлинность копий документов.

1. в). 2. а). 3. б), в). 4. а), б), г). 5. а), б). 6. а), б), в). 7. а), б), в)

Приложение 7.

  1. Судебное заседание закончилось, когда на улице было уже темно. Суд вынес решение не в пользу фирмы «Пульс», интересы которой представлял адвокат Петров. Выйдя на улицу, он подошел к своей машине, стоявшей рядом с машиной судьи, и увидел, что выпало так много снега, что выехать, не расчистив его, не удастся. Петров достал лопату и, расчищая снег, старался отбрасывать его на машину судьи. Изрядно потрудившись, он почти полностью ее засыпал и не поленился прикрепить к машине судьи записку: «Кто не может работать головой, пусть работает руками!»

Как вы думаете, не нарушил ли адвокат закон?


  1. Прокурор во время судебного разбирательства уличил одного из свидетелей в даче заведомо ложных показаний.

Что должно за этим последовать?


  1. Получив сообщение о смерти отца, его дочь Кононенко прибыла в населенный пункт, где проживал ее отец, чтобы подать в нотариальную контору заявление о принятии наследства (оно состояло из квартиры и вещей, находящихся в ней). Однако на пороге квартиры умершего ее встретила женщина, с которой отец до смерти проживал без регистрации брака. Даже не пустив Кононенко в квартиру, сожительница умершего отца наговорила ей массу неприятных слов и заявила, что тот, кто провожал умершего в последний путь, и наследует его имущество.

Как следует поступить дочери умершего, которая является единственной наследницей по закону (умерший завещания не оставил)?


  1. Федосеев, глава фирмы «Дикая орхидея», обратился в юридическую консультацию с просьбой дать ему выписку из Положения о порядке безналичных расчетов. Эту выписку ему необходимо предоставить в суд, где он выясняет отношения с банком, обслуживающим его фирму. Однако Федосеев получил от адвоката следующий ответ: «Обратитесь в библиотеку, найдите, где опубликован нормативный акт, и снимите там с него ксерокопию».

Правильно ли поступил адвокат, дав такой ответ на просьбу Федосеева?


  1. Жена Петрова от имени своего мужа, инвалида I группы, обратилась в нотариальную контору удостоверить завещание, поскольку он сам прикован к постели и передвигаться практически не может. Нотариус объяснила, что заочно завещание не удостоверяется.

Как быть в этой ситуации?

Приложение 8.

1. Кто может стать президентом РФ?

а) гражданин Украины;

б) гражданин, постоянно проживающий за территорией РФ;

в) гражданин России;

г) гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.


2. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ?

а) Генеральный прокурор РФ;

б) Министр обороны РФ;

в) Президент РФ;

г) Генерал Вооруженных Сил.

3. В какую ветвь власти входит Президент РФ?

а) судебную власть;

б) законодательную власть;

в) исполнительную власть;

г) не входит ни в одну ветвь власти.

4. Президент РФ должен переизбираться народом каждые…

а) 2 года;

б) 4 года;

в) 5 лет;

г) 6 лет.

5. Один и тот же человек не может занимать пост Президента более…

а) одного срока;

б) трех сроков подряд;

в) двух сроков подряд;

г) четырех сроков подряд.

6. Кем избирается Президент?

а) гражданами РФ;

б) Советом Министров;

в) Федеральным Собранием;

г) Верховным Советом.

7. Какие нормативные акты может принимать Президент РФ?

а) указы;

б) приказы;

в) распоряжения;

г) постановления.

1. г). 2. в). 3. г). 4. б). 5. в). 6. а). 7. а), в).

Приложение 9.

Тест на определение способности быть Президентом

Чтобы узнать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, столь необходимой Президенту, ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопросы теста:


  1. Вам подошла бы профессия политика или журналиста?

  2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

  3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о своих сугубо личных проблемах?

  4. Сразу ли вы реагируете на малейшее проявление неверной трактовки своих слов или поступков?

  5. Чувствуете ли дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где вы сами хотели бы этого добиться?

  6. Любите ли вы заниматься очень трудным делом, чтобы показать, что способны на это?

  7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению какой-нибудь высокой цели?

  8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

  9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

  10. Любите ли вы менять или переставлять мебель в квартире?

  11. Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

  12. Нравится ли вам «осаживать» того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

  13. В ситуации, когда ваш учитель, по вашему мнению, оказывается неправым, подчеркиваете ли вы это демонстративно?


Подведение итогов

Теперь подсчитайте баллы по таблице:

Варианты

ответов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ДА

5

0

5

5

5

5

5

0

0

5

5

5

5

НЕТ

0

5

0

0

0

0

0

5

5

0

0

0

0


Приложение 10.

1. Какие из принципов выборов являются основными:

а) принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права;

б) принцип единоличного и всеобщего избирательного права;

в) принцип свободы выборов;

г) принцип тайного голосования.


2. Принцип свободы выборов подразумевает:

а) участие в выборах добровольно;

б) участие в выборах лично;

в) участие в выборах свободно;

г) участие в выборах без исключения всех дееспособных граждан.

3. В выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие возраста:


а) 22 лет;

б) 18 лет;

в) 20 лет;

г) 21 года.

4. Определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо, называется:


а) избирательный округ;

б) избирательная область;

в) избирательная комиссия;

г) избирательный участок.

5. Какие избирательные комиссии создаются и действуют во время выборов?


а) участковые избирательные комиссии;

б) окружные избирательные комиссии;

в) районные, городские избирательные комиссии;

г) сельские избирательные комиссии.

6. В избирательные списки не включаются граждане, которые…

а) достигли ко дню выборов 18 лет;

б) инвалиды 1 и 2 группы;

в) постоянно или преимущественно проживают на данной территории;

г) признаны судом недееспособными.

7. Для регистрации в качестве кандидата необходимо представить:

а) необходимое количество подписных листов избирателей;

б) сведения о своих доходах и имуществе;

в) сведения о доходах как своих, так и своих родственников;

г) заявление о своем согласии быть избранным.

8. Во время предвыборной агитации кандидат имеет право:

а) рассказать о своей будущей деятельности по телевидению;

б) перечислять избирателям на предприятие денежные средства;

в) рассказать о своих намерениях в газетах;

г) дарить избирателям подарки.

9. Что получает для голосования каждый избиратель в день выборов?

а) больничный лист;

б) ксерокопию паспорта кандидата;

в) приказ о приеме на работу;

г) бюллетень.

10. Что составляется по итогам голосования?

а) решение в 3-х экземплярах;

б) приговор в 3-х экземплярах;

в) протокол в 3-х экземплярах.



1. а), в), г). 2. а), в). 3. б). 4. а). 5. а), б), в). 6. г). 7. а), б), г). 8. а), в). 9. г). 10. в).

Приложение 11.

Анкета контроля по модулю «Российская Конституция»

1. В каком году была принята Конституция РФ?

а) 1993;

б) 1995;

в) 1991;

г) 1994.

2. Конституция – это:

а) свод обычаев;

б) свод законов, где записаны наказания за преступления;

в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан;

г) закон, который определяет порядок выезда из страны.

3. РФ – это:

а) республика;

б) монархия;

в) конституционная монархия.

4. Органами исполнительной власти РФ являются:

а) Федеральное Собрание;

б) Верховный Суд;

в) Правительство;

г) Конституционный суд.

5. Главой РФ является:

а) правительство;

б) президент;

в) Верховный суд.

6. Федеральное Собрание – это:

а) правительство;

б) парламент;

в) суд.

7. Разделение властей – это:

а) разделение власти на исполнительную и законодательную;

б) разделение власти на исполнительную и судебную;

в) разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную.

8. Правительство имеет право:

а) разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет;

б) принимать законы;

в) обеспечивает проведение единой государственной политики в различных сферах жизни общества.


9. В соответствии с Конституцией РФ правосудие осуществляется:

а) Президентом РФ;

б) только судами РФ;

в) главами администраций субъектов РФ;

г) прокуратурой РФ.

10. Принципами избирательного права являются:

а) принцип тайного голосования;

б) принцип свободы выборов;

в) принцип открытого голосования.

11. Как называется лист с именами кандидатов для голосования?

а) бюллетень;

б) официальный документ;

в) акт.



1. а). 2. в). 3. а). 4. в). 5. б). 6. б). 7. в). 8. а). 9. б). 10. а), б). 11. а).


















Пояснения к контрольно-тестовым материалам

1. Назначение контрольно-тестовых материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов С(К)ОУ VIII вида.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу контрольно-тестовых материалов
Содержание контрольно-тестовых материалов определяет: 
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по обществознанию (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236). 
2) Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
5 – 9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. Обществознание (В.М. Мозговой, В.В. Воронкова). – М.: Владос, 2000.
3. Характеристика структуры и содержания контрольно-тестовых материалов
Работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

— часть 1 содержит задания с выбором ответа; 
— часть 2 содержит задания с кратким ответом; 
— часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. 
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов или конкретного понятия. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания в третьей части работы формулируются и записываются учащимся самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. 
Распределение заданий контрольно-тестовых материалов по их частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.




Таблица 1 
Распределение заданий по частям работы


Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

13

13

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

2

6

Задания с развернутым ответом


Итого

18

25



4. Время выполнения работы 
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование на контрольной работе по обществознанию не используются. 
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 45 мин. Работа состоит из 3 частей, включающих 18 заданий. 
Часть 1содержит 13 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 3 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части 1 напишите номер задания, а рядом номер выбранного ответа в работе. Если вы написали не тот номер, то зачеркните этот номер крестом и затем напиши номер правильного ответа. 
Часть 2 состоит из 3 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов или конкретного понятия. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 включает 2 задания. Для выполнения заданий части 3 необходимо 
сформулировать и записать развернутый ответ на поставленные вопросы, используя знания, полученные при изучении курса.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!



ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите
кружком номер правильного ответа. 


А1

 

Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей: 
1) человек
2) личность
3) гражданин


А2 

 

Что помогает родителям проявлять родительскую власть? 
1) физическая сила
2) положение в обществе
3) авторитет в глазах детей


А3

 


Форма правления, при которой вся высшая власть сосредоточена в 
руках главы государства и передаётся по наследству:

1) демократия 
2) монархия
3) республика


А4

 

Закончите следующее предложение: «Суть разделения властей заключается в том, что

1) когда действует одна власть, другие приостанавливают свою деятельность»
2) три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны быть независимыми друг от друга»
3) каждая власть может принимать решения, необязательные для исполнения другими ветвями власти»


А5

 

Какое слово часто используется как синоним термину «право»? 
1) канон
2) кодекс
3) закон


А6

 

Каково второе название конституционного права? 
1) государственное право
2) основное право
3) управленческое право


А7

 

Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

1) 22 августа 1991 г.
2) 12 декабря 1993 г.
3) 6 октября 1994 г.


А8

 

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?

1) Президент РФ
2) министр обороны
3) начальник Генерального штаба


А9

 

Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка? 
1) право на заботу и воспитание
2) право на выбор способа воспитания
3) право на свободное распоряжение собственностью родителей


А10

 

Что нередко заключают между собой работодатель и наёмный работник?

1) пакт о дружбе
2) договор о взаимном погашении долгов
3) трудовой договор


А11

 

Кто из указанных лиц является участником имущественных отношений?

1) юридические лица
2) физические лица
3) и те и другие


А12

 

Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак? 
1) различие национальностей
2) одна из сторон уже состоит в браке
3) отсутствие у жениха счета в банке


А13

 

С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные 
Уголовным кодексом?

1) с 14 лет
2) с 16 лет
3) с 18 лет
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом этой части ответ 
необходимо записать в месте, указанном в тексте задания. 


В1

 

Вставьте пропущенное слово: Определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, 
получателю дохода, владельцу имущества необходимо уплатить 
государству, называется ________________.


В2

 

Отметьте правильные ответы: Какие формы собственности, признаваемые и защищаемые 
государством, указаны в Конституции?

1) колхозная 6) муниципальная 
2) частная 7) иностранных граждан
3) личная 8) кооперативная
4) государственная 9) партийная
5) общественных организаций


В3

 

Заполните схему. 
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С2) используйте отдельный 
лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем 
ответ к нему. 
Прочтите тексты и ответьте на вопросы С1 – С2


С1

 

Гражданину Прохорову, находящемуся в следственном изоляторе, администрация отказала в праве участвовать в выборах депутатов 
Законодательного собрания края, заявив, что он обладает 
ограниченной дееспособностью. Несмотря на настойчивые требования 
Прохорова в голосовании он участия не принял. При прокурорской 


С2

 

проверке Прохоров обратился к должностному лицу за разъяснением. 
Что должен ему ответить прокурор? Ответ поясните. 

Группа старшеклассников требовала деньги от подростков в качестве 
услуги за охрану от ребят, которые их часто обижали: «Если денег не 
будет, то мы сами будем вас периодически воспитывать». 
Как называется совершенное ими преступление? В каком случае 
старшеклассники понесут уголовную ответственность? Что суд 
признает отягчающим вину обстоятельством?
Ключи правильных ответов Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

А1

3

А8

1

А2

3

А9

1

А3

2

А10

3

А4

2

А11

3

А5

3

А12

2

А6

1

А13

2

А7

2



Правильно выполненные задания части 2: В1, В3 оценивается двумя баллами.
Правильно выполненное задание В2 оцениваются следующим образом: два балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок.

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

В1

налог

В2

246

В3

Правительство РФ


Задания части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Дан ответ на 1-й вопрос, но отсутствует объяснение по остальным вопросам – 1 балл.
Дан ответ на 1-й вопрос, имеется неполное объяснение на остальные вопросы – 2 балла.
Дан ответ на 1-й вопрос, имеется полное объяснение на остальные вопросы – 3 балла.
С1 – Действия администрации неправомерны. До вынесения приговора судом, любой человек, находящийся под следствием, является гражданином РФ и не теряет своих прав и свобод.

С2 – Вымогательство. Если они применят физическую силу (причинение вреда здоровью). Действие старшеклассников-вымогателей в группе.
Критерии оценки
Оценка «5» ставится, если учащийся набрал от 23 до 25 баллов.
Оценка «4» ставится, если учащийся набрал от 18 до 22 баллов.
Оценка «3» ставится, если учащийся набрал от 13 до 17 баллов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание"

Автор: Татьяна Викторовна Королёва

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознания» для 8 класса  основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniia-dlia-8-klassa-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132802"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 9 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(141) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-9-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132806"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознания» для 6 класса  основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniia-dlia-6-klassa-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410005"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 10класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-10klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132810"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410868"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства