Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
«Рассмотрена»: на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол №____ «____» _________ 2016г _____________А.В.Лунева | «Согласована» зам директора по УВР _______С.В. Ракосеева «____» _________ 2016г | «Утверждена» приказ № ______от________2016 директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева __________О.Н. Щербина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для 8 Б, В классов
на основе ФГОС
1 час в неделю
Базовый уровень
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Учитель: Сумина Лилия Николаевна
Серышево, 2016
Рабочая программа по обществознанию 8 класс.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи:
- интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт (2010)
Федеральное ядро содержания общего образования
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.
Программы Министерства образования Российской Федерации, Москва: - «Просвещение» 2010г. Авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева.
Учебный план МАОУ СОШ № 1 на 2016-2017 учебный год
Сведения о программе.
Программа «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкого, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеева – М.: Просвещение. 2010 для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Обоснование выбора авторской программы.
Сохранение предметной линии учебников по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова по ФГОС
Информация о внесенных изменениях.
Изменений в авторской программе нет.
Программа разработана на 1 год
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Материал 8 класса ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует пред- профильной подготовке учащихся. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 4 урока повторения.
Формы организации учебного процесса: поурочная система, 40 минут. Индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую деятельность.
Технология обучения – критического мышления
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Компетенции в области коммуникации вырабатываются через развитие речи и восприятие информации на слух, чтения и письма, взаимодействия с другими людьми в различных областях деятельности (классная и внеклассная работа, проведение досуга, разговор по телефону…)замысел современного курса обществознания подходит к формированию социальных компетенций. Необходимо помочь учащимся освоить те элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных для любого человека социальных ролей: семьянина, труженика, ученика, потребителя, гражданина. Исполнение социальных ролей связано с принятыми социальными нормами и ожиданиями окружающих.
Применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач. Ориентировать учеников не на заучивание материала для экзамена, а на активное использование для практических нужд.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Виды и формы контроля.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную работу, за тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком. Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, контрольной работы, тестирования в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года в форме тестирования. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом учредителя. Оценки, полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно 'её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Прогнозирование результатов.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
100% успеваемость.
Сведения об учебнике.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2014.
Учебник для основной школы по общему объему и количеству параграфов соответствуют объему учебного времени. Учебник создан в соответствии с ФГОС ООО. Электронное приложение содержит дополнительные материалы к каждому параграфу.
В учебнике 8 класса изменилась подборка вопросов и заданий, это позволяет не механически воспроизводить авторский текст, а систематизировать, анализировать, оценивать сведения, решать проблемные задания, определять свою роль в развитии гражданского общества и правового государства. Удобно пользоваться словарем. Для развития информационной компетенции в учебнике есть перечень интернет-ресурсов, обращаясь к ним можно удовлетворить свое любопытство. Каждая глава содержит вопросы для повторения, это делает контроль открытым и снижает уровень тревожности на уроках. Приоритетное внимание уделено самостоятельной работе ученика через знакомство с фактами, документами, мнениями, мудрыми мыслями.
Учебно – методический комплекс.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2014.
О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015 г.
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2013
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
Содержание рабочей программы. 34 ч.
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Знать: личность, индивид, человек, социализация индивида, Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Знать: личность, мораль, гуманизм, патриотизм, информационное общество, образование, самообразование.
Тема З. . Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.
Знать: социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальный конфликт. Социальная роль. Отклоняющееся поведение.
Тема 4 Экономика (14 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Знать: экономика, потребности, ресурсы, собственность, рынок, спрос, предложение, предпринимательство, потребитель и его прав, доходы, инфляция, банк, кредит, безработица. Мировое хозяйство.
Обобщение – 1 час
Учебно - тематическое планирование по обществознанию 8 класс.
№ п/п | Тема | Планирование уроков | Контрольных уроков | Всего |
1 | Личность и общество. | 5 | | 5 |
2 | Практикум. Личность и общество. | 1 | | 1 |
3 | Сфера духовной культуры. | 7 | | 7 |
4 | Практикум. Сфера духовной жизни | 1 | | 1 |
5 | Социальная сфера. | 4 | | 4 |
6 | Практикум. Социальная сфера. | 1 | | 1 |
7 | Экономика. | 12 | | 12 |
8 | Повторение | 1 | | 1 |
9 | Практикум. Экономика. | 1 | | 1 |
10 | Обобщение. | 1 | 1 | 1 |
| | | | 34 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
П.А.Баранов, А.В.Воронцов Итоговый контроль ГИА. Обществознание. Учебно-справочные материалы. Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2012.
С.В. Агафонов Схемы по обществознанию. 8-9 классы. -М.: «Русское слово», 2010 г.
А.И. Кравченко Тесты по обществознанию 8-9 класс. М.: «Русское слово», 2010 г.
С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию К учебнику «Обществознание. 8-9 классы» под редакцией Л.Н.Боголюбова.- Издательство «Экзамен», 2010 г.
Календарно-тематический план по обществознанию 8 класс.
1 час в неделю
№ п/п, да-та | Наименование раздела программы | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание |
Цель темы раздела: познакомиться с понятиями «личность», «общество» и их взаимодействием Формируемые УУД: Предметные: объяснять отличия человека от животных, характеристика личности Метапредметные: составлять сравнительные таблицы, обосновывать выводы Личностные: осмыслить роль науки в исследовании человека и общества |
1 | Тема 1. Личность и общество (5 ч) | Что делает человека человеком | 1 | Урок изучения нового | Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Деятельность человека, ее виды. | Анализировать понятия. Высказывать собственные суждения. | Текущий | | § 1 |
2 | | Человек, общество, природа | 1 | Комбинированный урок. | Природа. Биосфера и ноосфера. Место человека в мире природы | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Характеризовать возможности человеческого разума. | текущий | Биология. Происхождение человека | § 2 |
3 | | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Комбинированный урок. | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения | Знание терминов, выделять существенные признаки общества | Текущий | История. Этапы развития общества | § 3 |
4 | | Развитие общества | 1 | Комбинированный урок | Социальные изменения и их формы. Влияние СМИ на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности | Уметь выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс» | текущий | Информатика | § 4 |
5 | | Как стать личностью | | Комбинированный урок. | Социализация индивида. Мировоззрение, Жизненные ценности и ориентиры. | Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации. | текущий | Биологические черты человека | § 5 |
6 | | Практикум по теме: «Личность и общество» | 1 | Урок -практикум | Социализация, глобализация, общество, личность, человек, индивид | Уметь применять знания темы при решении практических задач. | тематический | | |
Цель темы раздела: сформировать представление о роли духовной культуры в жизни общества Формируемые УУД: Предметные: определять сущностные характеристики нравственных ценностей Метапредметные: составлять сравнительные таблицы, обосновывать выводы Личностные: давать нравственные оценки собственным поступкам и поступкам других людей |
7 | Тема 2: Сфера духовной культуры (7ч.) | Сфера духовной культуры | 1 | Урок применения знаний и формирование умений | Особенности культуры. Культура личности и общества Тенденции развития духовной культуры в современной России | Знать :культура внешняя и внутренняя, духовная сфера. Уметь характеризовать особенности культуры. | текущий | | § 6 |
8 | | Мораль | 1 | Комбинированный | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. | Знать понятия. Уметь характеризовать основные принципы морали. | Текущий | | § 7 | | 2 | Комбинированный | Основные ценности морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения. | Знать основные ценности и нормы морали. Уметь объяснять связь между патриотизмом и гражданственностью. | текущий | традиции | § 5 |
9 | | Долг и совесть | 1 | Комбинированный | Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека | Знать что такое долг. Уметь объяснять отличие между долгом и совестью. | текущий | | § 8 |
10 | | Моральный выбор- это ответственность | 1 | Комбинированный | Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Анализ собственных поступков и помыслов | Умение поступать морально. Знание и выполнение моральных норм. | текущий | | §9 |
11 | | Образование | 1 | Комбинированный | Основные элементы системы образования. Непрерывность образования. Самообразования. | Знать ступени образования. Уметь объяснять приоритет образования сегодня. | текущий | Конституция РФ ст.43 Закон об образовании | §10 |
12 | | Наука в современном обществе | 1 | Урок применения знаний и формирование умений | Значение науки. Нравственные принципы труда учёного. Роль научных исследований в современном мире.. | Характеризовать роль научных исследований в современном мире. Уметь объяснить роль науки в современном обществе. | текущий | Конституция РФ ст.44 | §11 |
13 | | Религия | 1 | Комбинированный | Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Характеризовать особенности религиозной веры. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. | текущий | Конституция РФ ст.28 | §12 |
14 | | Практикум по теме: «Сфера духовной культуры» | 1 | Урок -практикум | Религия, совесть, долг моральный, долг общественный, наука, образование, духовная культура. | Уметь применять знания темы при решении практических задач. | тематический | | РТ |
Цель темы раздела: сформировать представление о причинах социальных конфликтов Формируемые УУД: Предметные: знать и использовать понятия по теме Метапредметные: составлять сравнительные таблицы, обосновывать выводы Личностные: давать оценку своей роли в социуме, значимости толерантности в современной жизни |
15 | Тема 3. Социальная сфера (5ч) | Социальная структура общества | 1 | Урок изучения нового материала | Мобильность. Большие и малые группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути их разрешения. | Называть виды социальных групп. Уметь применить знания при решении конфликта. | текущий | | §13 |
16 | | Социальные статусы и роли | 1 | Комбинированный | Социальная позиция человека в обществе. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия. Социальные роли подростков. | Уметь выявлять и различать социальные общности и группы. Знать и характеризовать причины социальных конфликтов, показывать пути их решения | текущий | | §14 |
17 | | Нации и межнациональные отношения | 1 | Комбинированный | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к прошлому народа. | Знать и правильно использовать понятия «этнос», «нация», «народность». Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов | текущий | География. Население | §15 |
18 | | Отклоняющееся поведение | 1 | Комбинированный | Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни | Объяснять значимость здорового образа жизни для человека и общества | текущий | | §16 |
19 | | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | Урок-практикум | Этнос, нация, народность, роль, статус личности, отклоняющееся поведение, межнациональный конфликт | Уметь применять знания темы при решении практических задач | тематический | | РТ |
Цель темы раздела: Сформировать представление о роли рынка в экономике Формируемые УУД: Предметные: знать и использовать понятия по теме Метапредметные: составлять сравнительные таблицы, обосновывать выводы Личностные: осознавать роль экономики в современной жизни, необходимость платить налоги |
20 | Тема 4. Экономика (14ч) | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок изучения нового материала | Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) | Знать: потребности, ограниченные ресурсы, экономические блага. Уметь использовать понятия при объяснении конкретных ситуаций | текущий | Конституция РФ ст.37 | §17 |
21 | | Главные вопросы экономики | 1 | Комбинированный | Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем. | Знать и уметь иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. | текущий | | §18 |
22 | | Собственность | 1 | Комбинированный | Собственность. Право собственности. Защита прав собственности | Уметь объяснять смысл понятия «собственность». Знать основания для приобретения права собственности. | Текущий | | §19 |
23 | | Рыночная экономика | 1 | Комбинированный | Рыночный механизм регулирования экономики, спроса и предложения. | Называть виды собственности; характеризовать право собственности | текущий | Конституция РФ ст.34,35,36 | §20 |
24 | | Производство- основа экономики | 1 | Комбинированный | Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация | Называть особенности рыночной экономики. Уметь составлять таблицы. | текущий | | §21 |
25 | | Предпринимательская деятельность | 1 | Комбинированный | Цели, основные организационно- правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство | Называть факторы производства. Уметь составлять таблицы. | текущий | | §22 |
26 | | Роль государства в экономике | 1 | Комбинированный | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги. | Знать экономические функции государства. Уметь различать прямые и косвенные налоги. Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. | Текущий | | §23 |
27 | | Распределение, потребление | 1 | Комбинированный | Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Меры социальной поддержки населения | Характеризовать формы предпринимательства. | текущий | | §24 |
28 | | Потребление | 1 | Комбинированный | Семейное потребление. Страховые услуги. Защита прав потребителя. | Объяснять роль государства в экономике, причины неравенства доходов. | текущий | | §25 |
29 | | Инфляция и семейная экономика | 1 | Комбинированный | Инфляция. Банковские услуги. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Реальные и номинальные доходы | Знать права потребителя, уметь решать практические задачи. Уметь различать номинальные и реальные доходы граждан | текущий | Право | §26 |
30 | | Безработица, ее причины и последствия | 1 | Комбинированный | Причины. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. | Знать содержание понятия инфляция, виды. | текущий | | §27 |
31 | | Мировое хозяйство и международная торговля Промежуточная аттестация | 1 | Комбинированный | Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика | Знать виды, причины безработицы, объяснять роль государства в обеспечении занятости. | текущий | | §28 |
32 | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика» | 1 | Урок повторения, проверки знаний и умений. | Экономика, ресурсы, распределение, безработица, собственность, предпринимательство, потребности, ресурсы. | Характеризовать мировое хозяйство | текущий | география | Повторить понятия по теме |
33 | | Практикум по теме «Экономика» | 1 | Урок-практикум | Экономика, налоги, ресурсы, безработица, потребление | Уметь применять знания темы при решении практических задач | тематический | | РТ |
34 | | Урок обобщения | 1 | Обобщающий | | Уметь применить знания в контрольной работе | итоговый | | |