Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (6-9 класс) (ФК ГОС)»
Рабочая программа по обществознанию
(6-9 класс)
(ФК ГОС)
Предмет: обществознание
Пояснительная записка
Класс 6
Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Основным содержанием курса 6 класса является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:
создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив до профессиональной подготовки.
Класс 7
Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право);
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Класс 8
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №56 им. Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Класс 9
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №56 им. Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»;
- Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общая характеристика учебного предмета
Класс 6
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать, уметь:
сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
взаимосвязи человека, общества и природы;
сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
получать социальную информацию из разнообразных источников;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Класс 7, 8, 9
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Данный этап ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс 6
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2008 Курс «Обществознание» для 6—7 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю; 34 часа за учебный год). В связи с тем, что программа Козленко С.И., Козленко И.В. рассчитана на 68 часов, а по Федеральному базисному учебному плану 5-8, 10 классов предусматривается 35 учебных недель, поэтому рабочая программа скорректирована до 70 часов (из расчета по 35 учебных недель в 6 и 7 классах). Исходя из этого, в 6 классе добавляем 1 час на введение, т.к. курс обществознания изучается первый год и 1 час добавляем на тему «Конституция», т.к. сложная тема для усвоения.
Класс 7
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов (VI – IX классы) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в VII классе – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
количество часов за год обучения
класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
7
1
35
35
Класс 8
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов (VI – IX классы) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в VII классе – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов. Из них 1 час–Раздел I. Общество.Тема: «Причины и опасность международного терроризма»,Раздел II. Экономика. Темы: «Семейный бюджет», «Экономические цели и функции государства», «Повторение по разделу «Экономика», Раздел III. Социальная сфера. Тема: «Этнические группы и межнациональные отношения»
Количество часов за год обучения:
класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
8
1
35
35
Класс 9
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов (VI – IX классы) для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в VII классе – 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (т.к. в соответствии с учебным планом в 9-м классе 34 учебных недели). При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов. Из них 1 час – Раздел II.Политика и социальное управление. Тема: «Повторение по разделу «Политика и социальное управление», Раздел III. Право. Тема «Повторение по разделу «Право».
Количество часов за год обучения:
класс
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
Всего часов за учебный год
9
1
34
34
Содержание учебного предмета
Класс 6 (35 ч.)
Человек и общество
Отличие человека от животных.Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Духовная культура
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе.Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Класс 7 (35 ч.)
Человек
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы.Формальные и неформальные группы.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Право
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Класс 8 (35 ч.)
Общество
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы.Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Класс 9 (34ч.)
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм.
Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Свобода совести.
Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство.
Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Правомерное поведение. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Судебная система России. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
Пределы допустимой самообороны.
Требованиях к уровню подготовки обучающихся
Класс 6
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать, уметь:
сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
взаимосвязи человека, общества и природы;
сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
получать социальную информацию из разнообразных источников;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Класс 7, 8, 9
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Класс 6
Основная литература:
1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» 6 кл., М., «Русское слово», 2007 г.
2. Декларация прав ребёнка.
3. Конвенция о правах ребёнка.
4. И.С. Хромова., Рабочая тетрадь по обществознанию 6 кл. М., «Русское слово». 2010 г.
5. Е.Б. Биянова «Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс». М. «ВАКО», 2008
Дополнительна литература:
1. М.В. Машина Экономическая азбука М., 2002 г.
2. Липсец И.В. Экономика без тайн М., 2004 г.
3. Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2001 г.
4. И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2002 г.
5. В.С. Автономов «Экономика для школьников» М., 2000 г.
6. В.О. Мушинский «Азбука гражданина» М., 2001 г.
Класс 7
учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Обществознание», 7 класс, М.: «Русское слово», 2006
Ноутбук, проектор
Класс 8
учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Обществознание», 8 класс, М.: «Русское слово», 2009
Ноутбук, проектор
Класс 9
учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, «Обществознание», 9 класс, М.: «Русское слово», 2009
Ноутбук, проектор
Тематическое планирование.
Класс 6
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Человек и общество. Отличие человека от животных.
1
2
Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
1
3
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе
1
4
Входная контрольная работа.
1
5
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения.
1
6
Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
1
7
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.
1
8
Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
1
9
Духовная культура
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
1
10
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность.
1
11
Необходимость самообразования. Право на образование.
1
12
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
1
13
Экономика. Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности.
1
14
Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
1
15
Контрольная работа за I полугодие
1
16
Товары и услуги.
1
17
Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
1
18
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи.
1
19
Труд ребенка в семье. Заработная плата.
1
20
Налоги как часть расходов семьи.
1
21
Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
1
22
Социальная сфера
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе.
1
23
Мораль. Религия. Право.
1
24
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
1
25
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.
1
26
Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
1
27
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
1
28
Политика и право
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство.
1
29
Государственная символика. Россия – федеративное государство.
1
30
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право.
1
31
Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
1
32
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
34
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил.
1
35
Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
1
Класс 7
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Человек. Биологическое и социальное в человеке.
1
2
Мышление и речь.
3
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.
1
4
Особенности подросткового возраста
5
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
1
6
Входная контрольная работа.
1
7
Познание мира и самого себя. Пути познания.
1
8
Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
9
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования.
1
10
Мировоззрение. Духовный мир человека.
1
11
Мысли и чувства. Поиск смысла жизни.
1
12
Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни.
1
13
Свобода и ответственность.
1
14
Социальная сфера. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
1
15
Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.
1
16
Контрольная работа за I полугодие
1
17
Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения.
1
18
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
1
19
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
1
20
Социальные нормы. Социальная ответственность.
1
21
Отклоняющееся поведение.
1
22
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
1
23
Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
1
24
Право. Гражданство. Понятие гражданства РФ.
1
25
Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
1
26
Конституционные обязанности гражданина.
1
27
Международно-правовая защита прав человека.
1
28
Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.
1
29
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
1
30
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
1
31
Преступление (понятие, состав).
1
32
Необходимая оборона и крайняя необходимость.
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
34
Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности.
1
35
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
1
Класс 8
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Общество.Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества.
1
2
Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
1
3
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
1
4
Входная контрольная работа.
1
5
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
1
6
Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.
1
7
Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги.
1
8
Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
1
9
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
1
10
Деньги. Функции и формы денег.
1
11
Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
1
12
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
1
13
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
1
14
Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
1
15
Контрольная работа за I полугодие
1
16
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль.
1
17
Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
1
18
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
1
19
Семейный бюджет.
1
20
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
1
21
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
1
22
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
1
23
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
1
24
Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
1
25
Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
1
26
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус.
1
27
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
1
28
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры.
1
29
Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
1
30
Социальный конфликт. Пути и его решения. Значение конфликтов в развитии общества.
1
31
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
1
32
Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
34
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье.
1
35
Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
1
Класс 9
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
1
Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности.
1
2
Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
1
3
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм.
1
4
Входная контрольная работа.
1
5
Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
1
6
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
1
7
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.
1
8
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
1
9
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Свобода совести.
1
10
Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
1
11
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
1
12
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство.
1
13
Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
1
14
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
1
15
Контрольная работа за I полугодие
1
16
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
1
17
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
1
18
Право
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
1
19
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
1
20
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений.
1
21
Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
1
22
Признаки и виды правонарушений. Правомерное поведение. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
1
23
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.
1
24
Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
1
25
Судебная система России. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы.
1
26
Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
1
27
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
1
28
Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних.
1
29
Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
1
30
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
1
31
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
1
32
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
1
33
Итоговая контрольная работа.
1
34
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
1
35
Уголовное право. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.