Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением
г. Оренбург
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);
-Положения «О рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Рабочая программа разработана с учетом авторской «Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)»
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Русская литература в контексте мировой культуры.Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А.С. Пушкин.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...",«Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» Поэма "Медный всадник".
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Повесть “Невский проспект"
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А.Н. Островский.Жизнь и творчество (обзор). Драма "Гроза".
И.А. ГончаровЖизнь и творчество (обзор).Роман "Обломов" Очерки «Фрегат Паллада»
И.С. ТургеневЖизнь и творчество (обзор). Роман "Отцы и дети"
Ф.И. ТютчевЖизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».
А.А. ФетЖизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
А. К. Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Н.А. НекрасовЖизнь и творчество (обзор). Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "ОМуза! я у двери гроба...", «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»
Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник»
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор), «История одного города» (обзор).
Ф.М. ДостоевскийЖизнь и творчество.Роман "Преступление и наказание"
Л.Н. ТолстойЖизнь и творчество. Роман-эпопея "Война и мир"
А.П. Чехов.Жизнь и творчество.Рассказы: "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой"
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы,отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX в. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ.
Сюжет и фабула эпического произведения.
Социально-философская драма как жанр драматургии. Жанр литературного портрета. Публицистика.
Лирический цикл. Верлибр. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.
Фольклоризм литературы. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл. Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения.
Футуризм. Тоническое стихосложение. Развитие представления о рифме: рифма составная, рифма ассонансная.
Новелла как жанр повествовательной литературы. Сказ как форма повествования. Цикл рассказов.
Антиутопия в художественной литературе. Внутренний монолог.
Разнообразие типов романов в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.
Индивидуальный стиль писателя. Авторские неологизмы.
Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы. Сюжетность лирики.
Импрессионизм. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки.
Стихотворный лирический цикл. Фольклоризм литературы, лирический герой.
Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.
Сонет как стихотворная форма.
Литературная песня. Романс. Бардовская песня.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
1.Коровин В.И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
2.Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
3.Литература: Учеб.: для 10кл.: В 2 ч./ Под ред. Ю. В. Лебедева.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
4.Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе./1,2 полугодие.10 кл./М. «Вако»,2007
5.Мультимедийный компьютер.
6. Мультимедиапроектор.
7. Экран навесной
8.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов 19 века.
9.Презентации по творчеству русских писателей и поэтов 19 века.
№ п/п | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
Введение (1 ч) |
1 | Россия и русская литература 19 века. | Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Национальное самоопределение русской литературы. Литературные направления и течения Художественные открытия русских писателей-классиков. | Знать/понимать: образную природу словесного искусства; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия, соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой | |
| Литература первой половины 19 века (15 ч) |
2 | Русская литература в первой половине 19 века. | Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. | | |
3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Художественные открытия Пушкина. "Погасло дневное светило...", «Деревня» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в. | |
4 | Слияние философских, гражданских и личных мотивов в лирике А. С. Пушкина. | Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина. "Свободы сеятель пустынный..." | Выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
5 | Лирический герой философской лирики А.С. Пушкина | Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Дар напрасный, дар случайный» Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Дар напрасный, дар случайный» "Вновь я посетил...» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
6 | Романтизм иреализм в творчестве Пушкина. | Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе. "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), «Мадонна» Историзм и народность Подражания Корану" (IX."И путник усталый на Бога роптал...") | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
7 | Конфликт личности и государства, тема «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». | Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
8 | Сочинение по творчеству Пушкина. | Становление литературного языка. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
9 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
10 | Своеобразие творческого мира М.Ю. Лермонтова. | Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. «Молитва"("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..." "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана...") «Валерик», «И скучно и грустно» | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
11 | Трагическая судьба человека в бездуховном мире и тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств« Как часто, пестрою толпою окружен...", «Выхожу один я на дорогу..." Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. «Прощай, немытая Россия» | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
12 | Философские раздумья и тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова | Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. «Дума». | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. Знать/понимать содержание изученных литературных произведений | |
13 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
14 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Гротеск. Аллегория. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Соотношение мечты и действительности. | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
15 | Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | Художественный вымысел. Фантастика. Художественный образ. Образ города в повести. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
16 | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
Литература второй половины 19 века(85часов) |
17 | Русская литература во второй половине 19 века. | Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
18 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Драма. Формирование национального театра | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
19 | Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» | Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия: экспозиция, Завязка, кульминация, развязка. Семейный и социальный конфликт в драме. | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
20 | Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
21 | Внутренний конфликт Катерины. | Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
22 | Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве” | Литературная критика. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. | |
23 | Сочинение по драматургии А.Н. Островского | Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
24 | Сочинение по драматургии А.Н. Островского | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
25 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Образная система поэзии Ф.И. Тютчева | Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Стихотворения: "Silentium!", "Не то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять..." | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | |
26 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева | Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я встретил вас - и все былое...") | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
27 | Философские стихотворения Ф.И. Тютчева. | Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. «Как океан объемлет шар земной», «Фонтан», «Видение» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений | |
28 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики. | Поэзия Фета и литературная традиция. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений | |
29 | Проблематика стихотворений А. Фета | Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета. Философская проблематика лирики. "Еще майская ночь", «Вечер», «Есть ночи зимней блеск и сила», «Море». | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений | |
30 | Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Философская проблематика лирики. “Вечные” темы в лирике Фета. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
31 | Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Философская проблематика лирики. “Вечные” темы в лирике Фета. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
32 | Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Социальная и нравственная проблематика романа «Обломов». | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века История создания и особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
33 | Образ Обломова в романе. | Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
34 | Герои романа и их отношение к Обломову. | Система образов. Тема любви в романе. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
35 | «Обломовщина» как общественное явление. | Социальная и нравственная проблематика романа. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
36 | Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики. | Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Литературная критика. Своеобразие стиля Гончарова. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
37 | Очерки «Фрегат Паллада» | Жанры литературы: очерк | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
38 | Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. | Социальная и нравственная проблематика романа. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
39 | Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. | Социальная и нравственная проблематика романа. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
40 | Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Духовный конфликт в романе«Отцы и дети». | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Смысл названия. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм” художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | |
41 | Образ Базарова в романе. | Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова " | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
42 | Сторонники и противники Базарова. | Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
43 | Образы «отцов» в романе Тургенева. | “Тайный психологизм” художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
44 | Трагическое одиночество героя. | Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
45 | Споры вокруг романа. Критика о Тургеневе | Авторская позиция и способы ее выражения. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Поэтика романа, своеобразие его жанра. Базаров в ряду других образов русской литературы. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
46 | Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Литературная критика. Базаров в ряду других образов русской литературы. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
47 | Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Базаров в ряду других образов русской литературы. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
48 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. | Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | Знать/понимать: основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | |
49 | Основные темы, мотивы в стихотворениях А.К. Толстого | Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. «Благовест», « Мне в душу, полную ничтожной суеты», «Средь шумного бала» | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
50 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». | Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | |
51 | Иван Флягин- главный герой повести. Жизненные испытания главного героя. | Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
52 | Жизнь и творчество М.Е. Салтыков-Щедрина. Роман «История одного города». | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Демократизация русской литературы | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | |
53 | Сатирико-гротесковая хроника как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. | Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
54 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Гражданская поэзия и тема народа в стихотворениях. | Традиции и новаторство в поэзии. Стихотворные размеры. Ритм. Рифма Строфа. Судьба поэта-гражданина. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. «Памяти Добролюбова» "Поэт и Гражданин" Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом..." | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка. | |
55 | Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова и стихотворения о любви. | Сатирические образы. Образ Музы в лирике Некрасова. "Мы с тобой бестолковые люди..." Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О, Муза! я у двери гроба...», «Муза» | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка. | |
56 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Образы крестьян и «народных заступников». | История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
57 | Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Особенности поэтического языка поэмы. | Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
58 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова. | Русская жизнь в изображении Некрасова. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
59 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | Русская жизнь в изображении Некрасова. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
60 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Рассвет русского романа. Замысел романа и его воплощение. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. “Преступление и наказание” как философский роман. | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | |
61 | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. | Особенности сюжета и композиции. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
62 | Роль снов Раскольникова в композиции романа. | Особенности сюжета и композиции. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
63 | Психология Раскольникова. | Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Приемы создания образа Петербурга. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
64 | «Маленькие» люди в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | Проблема человека и среды. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи.. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
65 | Женские образы в романе. | Образы “униженных и оскорбленных”. Тема гордости и смирения. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
66 | Проблема социальной несправедливости в романе и гуманизм писателя. | Проблема человека и среды. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи.. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
67 | Духовные искания Раскольникова. | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
68 | Роль эпилога в романе | Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
69 | Исповедальное начало как способ самораскрытия души. | Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |
70 | Сочинение по роману Ф.М. Достоевского. | “Преступление и наказание” как философский роман. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
71 | Сочинение по роману Ф.М. Достоевского. | “Преступление и наказание” как философский роман. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
72 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. | Знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | |
73 | «Война и мир». Творческая история романа. | Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. История создания. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
74 | Своеобразие жанра и стиля. | Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
75 | «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских. | “Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
76 | Народ и «мысль народная» в изображении писателя. | Мысль «народная» | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
76 | Духовные искания Андрея Болконского. | Идея нравственного самосовершенствования. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
78 | Духовные искания Андрея Болконского. | Идея нравственного самосовершенствования. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского | Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
79 | Духовные искания Пьера Безухова. | Идея нравственного самосовершенствования Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения. | |
80 | Духовные искания Пьера Безухова. | Идея нравственного самосовершенствования Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения. | |
81 | Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой. | Идея нравственного самосовершенствования. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения. | |
82 | Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой. | Идея нравственного самосовершенствования. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения. | |
83 | Нравственно-психологический облик Марьи Болконской, Сони, Элен. | Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения. | |
84 | Нравственно-психологический облик Марьи Болконской, Сони, Элен. | Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
85 | Философский смысл образа Платона Каратаева. | Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
86 | Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | Антитеза. Композиция романа. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
87 | Изображение Отечественной войны 1812 года в романе-эпопее. | Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
88 | Патриотизм ложный и патриотизм истинный. | Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
89 | Сочинение по роману «Война и мир» | Роман-эпопея. Развитие психологизма Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
90 | Сочинение по роману «Война и мир» | Роман-эпопея. Развитие психологизма Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
91 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX века. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. | Знать/понимать основные факты жизн ии творчества писателей-классиков XIX в.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | |
92 | Проблематика рассказов А.П. Чехова | Проблема ответственности человека за свою судьбу. "Студент", «Ионыч» | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
93 | Герои рассказов А.П. Чехова | Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. «Крыжовник» | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения. | |
94 | Рассказ А.П. Чехова «О любви» | Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | |
95 | Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А.П. Чехова "Человек в футляре" | Тема пошлости и неизменности жизни. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
96 | Тема любви в рассказе А.П. Чехова "Дама с собачкой" | Тема любви в чеховской прозе. | Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения | |
97 | А.П. Чехов Пьеса «Вишневый сад» | Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
98 | Лирическое и трагическое начала в пьесе. | Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
99 | Смысл финала пьесы. | Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Смысл финала. | Уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
100 | Сочинение по творчеству А.П. Чехова. | Формирование национального театра. Комедия. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
101 | Итоговая тестовая работа. | Формирование национального театра. Комедия. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | Создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
| Литература народов России(1час) |
102 | Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. «Осетинская лира» | Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | Знать/пониматьсодержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в. | |
| Зарубежная литература(3часа) |
103 | Творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
104 | Творчество Г. Ибсена. «Кукольный дом» | Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений | |
105 | Творчество Э. По, А. Рембо и Д. Байрона. | Мастерство психологического анализа. . Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. «Пьяный корабль» Поэма. «Корсар» Мастерство психологического анализа. «Золотой жук» | Знать/понимать содержание изученных литературных произведений | |