Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением
г. Оренбург
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
Рабочая программа разработана с учетом авторской программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10-11 классы.
Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В раздел «Введение в науку о языке» включены тема для систематизации и актуализации знаний учащихся, полученных в основной школе. Разделы «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции», «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции» распределены по всем разделам курса с целью развития коммуникативной компетентности учащихся и подготовки к ЕГЭ.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
2.http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
4.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7.http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
10.http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
11.http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
№ уро-ка | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
Введение в науку о языке (11ч) | |
1 | Русский язык в современном мире | Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. | Знать/понимать культуру русского и других народов; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Знать/понимать связь языка и истории. | |
2 | Основные функции языка. | Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
3 | Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. | Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
4 | Русский язык как один из индоевропейских языков. | Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
5 | Реформы в истории русского письма. | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
6 | Формы существования русского национального языка | Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
7 | Языковая норма, ее основные признаки и функции | Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; обще- языковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
8 | Основные тенденции развития нормы в современном русском языке
| Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
9 | Комплексный анализ текста В. А. Сухомлинского | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
10 | Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. | Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
11 | Словари русского языка и лингвистические справочники | Современные нормативные словари, справочники, пособия.. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
Языковая система. Синонимия в системе языка (1 ч) |
12 | Уровневая организация языка.. | Понятие о системе и структуре языка Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
Языковая система. Фонетика (4 ч) |
13 | Классификация фонетических единиц русского языка | Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
14 | Входная контрольная работа | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского языка. | |
15 | Смыслоразличительная функция интонации. | Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
16 | Изобразительные средства фонетики русского языка. | Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
Языковая система. Лексика и лексикология (6 ч) |
17 | Системные отношения в лексике русского языка. | Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка, их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. | Осуществлять речевой самоконтроль: оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
18 | Сферы употребления стилистической дифференциации | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. | Осуществлять речевой самоконтроль: оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
19 | Фразеологические единицы русского языка. | Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. | |
20 | Лексические средства выразительности речи. | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Лексические средства выразительности речи. | Осуществлять речевой самоконтроль: оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
21 | РР Изложение с творческим заданием | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
22 | Написание изложения с творческим заданием | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
Языковая система. Морфология (6 ч) |
23 | Основные способы выражения грамматических значений. | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
24 | Проблема классификации частей речи в русистике | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при- знаки знаменательных частей речи.. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
25 | Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. | Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
26 | Грамматическая омонимия. | Переходные явления в области частей речи. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
27 | Морфологические средства выразительности речи | Морфологические средства выразительности речи | Составление текстов по опорным словам. | |
28 | РР Комплексный анализ текста. | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
Языковая система. Синтаксис (12 ч) |
29 | Средства выражения синтаксической связи. | Синтаксические связи и их типы. Синтаксические единицы. | Соблюдать в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка. | |
30 | Синонимия словосочетаний | Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
31 | Коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль предложения. | Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
32 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
33 | Синтаксис текста. | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
34 | Синонимия синтаксических конструкций. | Синонимия синтаксических конструкций. | Сопоставительный анализ предложений. | |
35 | Целостность и связность как конструктивные признаки текста | Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
36 | Изобразительные средства синтаксиса | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
37 | Изобразительные средства синтаксиса | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
38 | Этимология как раздел лингвистики. | Исторический комментарий к различным языковым явлениям. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
39 | Тестирование по теме «Орфография и пунктуация» | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
40 | Тестирование по теме «Орфография и пунктуация» | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
Система функциональных разновидностей современного русского языка (7 ч) | |
41 | Лингвистические особенности текстов и их основных жанров. | Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
42 | Совершенствование культуры разговорной речи | Разговорная речь и ее особенности. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
43 | Лингвистический анализ текстов | Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
44 | Язык художественной литературы и литературный язык. | Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
45 | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Средства словесной образности. | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. | |
46 | Художественный текст как объект лингвистического анализа. | Художественный текст как объект лингвистического анализа. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
47 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (23 ч) |
48 | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
49 | Речевая ситуация и ее компоненты | Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
50 | Выбор речевой тактики и языковых средств. Правила успешного речевого общения | Правила успешного речевого общения Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
51 | Текст как продукт речевой деятельности | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
52 | Редактирование собственного текста. | Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
53 | РР Подготовка к изложению с творческим заданием. | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
54 | Написание изложения с творческим заданием | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
55 | Основные аспекты культуры речи | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. | Соблюдать в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка. | |
56 | Понятие о коммуникативной целесообразности речи | Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
57 | Совершенствование культуры учебно-научного общения | Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
58 | Основные жанры научного стиля. | Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. | Лексические нормы современного русского литературного языка: нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
59 | РР Научный стиль. Анализ текста | Написание рецензии к тексту научного стиля. | Лексические нормы современного русского литературного языка: нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
60 | Форма и структура делового документа. | Основные жанры официально-делового стиля. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
61 | Речеведческий анализ текста | Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
62 | РР Написание деловых документов различных жанров. | Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
63 | Формирование культуры публичной речи. | Основные жанры публичной речи. | Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | |
64 | РР Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала | Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | |
65 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. | Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | |
66 | РР Сочинение-рассуждение | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. | Увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | |
67 | Совершенствование культуры разговорной речи. | Основные жанры разговорной речи. | Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | |
68 | РР Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования. | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
69 | РР Сочинение на основе личных наблюдений об исторических местах | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
70 | РР Анализ сочинения на основе личных наблюдений об исторических местах | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (8 ч) |
71 | Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа | Взаимосвязь языка и культуры. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
72 | Диалекты как историческая база литературных языков. | Диалекты как историческая база литературных языков. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
73 | Русский язык в контексте русской культуры. | Слова с национально-культурным компонентом значения. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
74 | Отражение в современном русском языке культуры других народов. | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
75 | Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. | Русский речевой этикет в сравнении с принятым в родной культуре. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
76 | РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
77 | РР Контрольное сочинение-рассуждение | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
78 | РР Лингвистический анализ стихотворного текста. | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
Правописание: орфография и пунктуация (27 ч) |
79 | Разделы современной русской орфографии | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
80 | Разделы современной русской орфографии | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
81 | Основные принципы написания и система правил | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем | Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
82 | Практикум по соблюдению основных грамматических норм | Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов; | Орфоэпические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной сферах общения. | |
83 | Практикум по соблюдению орфографических норм | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
84 | Рр. Анализ фрагмента художественного текста. | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
85 | Контрольное тестирование по теме: «Орфография» | Совершенствование орфографических умений и навыков | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
86 | Разделы русской пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
87 | Разделы русской пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
88 | Практикум по соблюдению пунктуационных норм | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | |
89 | Трудные случаи пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
90 | Трудные случаи пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
91 | Практикум по соблюдению синтаксических норм | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и синтаксические нормы современного русского литературного языка. | |
92 | Абзац, как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста | Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
93 | Пунктуационные нормы. | Сочетание знаков препинания Разделы русской орфографии и пунктуации и основные принципы написания. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
94 | Авторские знаки препинания | Авторское использование знаков препинания | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
95 | Трудные случаи орфографии и пунктуации. | Знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
96 | Контрольная работа по теме: «Орфография и пунктуация» | Орфографические и пунктуационные нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
97 | Контрольная работа по теме: «Орфография и пунктуация» | Орфографические и пунктуационные нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
98 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
99 | РР Сочинение-рассуждение | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
100 | РР Написание сочинения-рассуждения | Редактирование собственного текста | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
101 | Лингвистический анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие лингвистического анализа текста. Лингвистический анализ текста. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
102 | Анализ В. Солоухина «Владимирские проселки» | Тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
103 | Тестовая работа за курс 10 класса. | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
104 | Тестовая работа за курс 10 класса. | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
105 | Принципы современной русской орфографии и пунктуации | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
№ уро-ка | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
Морфемика и словообразование. (12 ч) |
1 | Морфемный морфологический традиционный (исторический) принцип орфографии | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
2 | Морфемный морфологический традиционный (исторический) принцип орфографии | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
3 | Практикум по морфемике | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
4 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
5 | Система современного русского словообразования | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Знать/понимать культуру русского и других народов; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; Знать/понимать связь языка и истории. | |
6 | Продуктивные способы образования частей речи в русском языке | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
7 | Продуктивные способы образования частей речи в русском языке | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
8 | Практикум по словообразованию | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
9 | Словообразовательные средства выразительности речи | Словообразовательные средства выразительности речи | Осуществлять речевой самоконтроль: оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
10 | Практикум по словообразованию | Разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
11 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
12 | КР по теме "Морфемика и словообразование" | Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике, морфемике и словообразованию. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
Правописание: орфография и пунктуация (37 ч) |
13 | Структурный и семантический принципы пунктуации | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
14 | Современные орфографические нормы русского литературного языка | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
15 | Дифференцирующие и другие написания | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
16 | Практикум по орфографии | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов; | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
17 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
18 | Трудные случаи орфографии | Знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
19 | Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
20 | Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
21 | Трудные случаи орфографии | Знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
22 | Контрольное тестирование по орфографии | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
23 | Принципы современного русского правописания | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и пунктуации. Основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
24 | Разделы русской пунктуации и система правил | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
25 | Многофункциональность отдельных знаков препинания | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
26 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
27 | Пунктуационные нормы | Сочетание знаков препинания Разделы русской орфографии и пунктуации и основные принципы написания. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
28 | Практикум по соблюдению пунктуационных норм | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
29 | Сложные предложения как целостная синтаксическая структура, его виды | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
30 | Структурная семантическая классификация сложных предложений | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
31 | Структурная семантическая классификация сложных предложений | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
32 | РР Анализ текста В. Солоухина "Владимирские проселки" | Тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
33 | Синтаксические нормы современного русского языка | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
34 | Практикум по соблюдению синтаксических норм | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
35 | Изобразительные средства синтаксиса | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
36 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
37 | Авторское использование знаков препинания | Авторское использование знаков препинания | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
38 | Практикум по определению авторских знаков препинания в произведениях И. С. Тургенева | Авторское использование знаков препинания | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
39 | Сочинение-рассуждение. | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
40 | Написание сочинения-рассуждения | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
41 | Трудные случаи пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
42 | Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловые членения текста | Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
43 | Сочетание знаков препинания | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
44 | Трудные случаи пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
45 | Контрольное тестирование по теме "Орфография и пунктуация" | Совершенствование орфографических умений и навыков | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
46 | Контрольное тестирование по теме "Орфография и пунктуация" | Совершенствование орфографических умений и навыков | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
47 | РР Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
48 | Языковые особенности текста | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
49 | Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
50 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
51 | Принцип современной русской пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
Стилистика. Правописание. Речь. (11 ч.) |
52 | Синтаксическая систематика и художественные возможности синтаксиса | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
53 | Синтаксические фигуры как синтаксические построения | Синтаксис текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | |
54 | Подробное изложение с сохранением авторского стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач речи. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
55 | Подробное изложение с сохранением авторского стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
56 | РР Стилистический анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Стилистический анализ текста. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
57 | Особенности научного стиля речи | Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
58 | Анализ текста научного стиля речи | Написание рецензии к тексту научного стиля. | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
59 | РР Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
60 | РР Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
61 | Трудные случаи пунктуации | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Выделять морфемы в словах; понимать роль морфем в образовании слов; различать формы слова и однокоренные слова. | |
62 | КР по теме "Стилистика" | Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике, морфемике и словообразованию | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
Культура речи. Орфография. Пунктуация (40 ч.) |
63 | Совершенствование навыков речевой деятельности | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
64 | Основные аспекты культуры речи | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать в практике письма синтаксические нормы современного русского литературного языка. | |
65 | Лингвистический анализ текста | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
66 | Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
67 | Речевые коммуникации в деловых переговорах | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
68 | Ораторская речь. Аспекты палемики | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
69 | Речеведческий анализ текста | Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
70 | Особенности современной культуры речевого общения | Совершенствование культуры общения (устная и письменная формы). | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
71 | Совершенствование культуры разговорной речи | Разговорная речь и ее особенности. | Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
72 | Культура работы с текстами | Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
73 | Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
74 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
75 | Языковая норма, ее основные признаки и функции | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
76 | Лексические нормы современного русского литературного языка | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
77 | Лексические нормы современного русского литературного языка | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Лексические средства выразительности речи. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
78 | Практикум по анализу текста с точки зрения соблюдения лексических норм | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением. Лексические средства выразительности речи. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
79 | Морфологические нормы современного русского литературного языка | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при- знаки знаменательных частей речи. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
80 | Морфологические нормы современного русского литературного языка | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические при- знаки знаменательных частей речи. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
81 | Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. | |
82 | Комплексный анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие комплексного анализа текста. Комплексный анализ текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
83 | Языковые особенности текста | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
84 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка | Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
85 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка | Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
86 | Речеведческий анализ текста | Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
87 | Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
88 | Написание сочинения-рассуждения | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
89 | Практикум по культуре речи | Речевое общение как форма взаимодействия людей. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
90 | Тестирование в формате ЕГЭ | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
91 | Тестирование в формате ЕГЭ | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
92 | Анализ отрывка текста художественного стиля | Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов; | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
93 | Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. | |
94 | Анализ стихотворного текста с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
95 | РР Сочинение об особенностях стиля писателя | Основные особенности стиля писателя. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
96 | РР Написание сочинения об особенностях стиля писателя | Основные особенности стиля писателя. | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | |
97 | Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. | Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |
98 | КР на выявление владения всеми видами языковых норм | Владение всеми видами языковых норм. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | |
99 | Принципы современной русской орфографии и пунктуации | Разделы русской орфографии и основные принципы написания: правописание морфем, орфограмм и пунктограмм. | Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка | |
100 | Итоговое тестирование по всему курсу русского языка | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
101 | Итоговое тестирование по всему курсу русского языка | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | |
102 | Лингвистический анализ текста | Основные правила орфографии и пунктуации и составляющие лингвистического анализа текста. Лингвистический анализ текста. | Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | |