Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением
г. Оренбург
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень);
-Положения «О рабочей программе по учебному предмету, курсу в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права».
Рабочая программа разработана с учетом авторской «Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)»
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”(обзор)
И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» .Рассказ "Господин из Сан-Франциско", «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» Рассказ "Чистый понедельник"
А.И.Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет»
М. Горький Жизнь и творчество (обзор)Рассказ «Старуха Изергиль» Пьеса "На дне".
Поэзия конца XIX - начала XX вв.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева
К.Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»
А. Белый Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине
Н. С. Гумилев .Жизнь и творчество (обзор).
И. Северянин Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава»
В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»
А.А. Блок. Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»
Поэма "Двенадцать".
В.В. Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»
С.А. Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу...", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…»
М.И. Цветаева. Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", Идешь, на меня похожий…», «Куст»
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: "Notre Dame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...", "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", Невыразимая печаль», «Tristia»
А.А. Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»
Поэма "Реквием".
Б.Л. Пастернак. Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»
М.А. Булгаков. Романы"Мастер и Маргарита"
А.П. Платонов. Повесть «Котлован»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение).
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А.Т. Твардовский. Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
В.Т. Шаламов. "Колымские рассказы " («Последний замер», «Шоковая терапия»).
А.И. Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича"
Роман "Архипелаг Гулаг" (фрагменты).
В. М. Шукшин «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
В. В. Быков Повесть «Сотников», «Обелиск»
В. Г. Распутин Повесть «Прощание с Матерой»
Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние»
И. А. Бродский «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…
Б. Ш. Окуджава Полночный троллейбус», «Живописцы»
А.В. Вампилов, Пьеса «Утиная охота»
С. Довлатов «Когда-то мы жили в горах»
Н. Искренко. Стихотворение «Зевая мы проветриваем дом»
М. Карим «Цветы на камне»
Д. Шоу. Пьеса «Пигмалион»
Э. Хемингуэй. «Старик и море.
М. Ремарк. Три товарища».
Т.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»
А. Рембо «Вечерняя песня»
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ.
Сюжет и фабула эпического произведения.
Социально-философская драма как жанр драматургии. Жанр литературного портрета. Публицистика.
Лирический цикл. Верлибр. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.
Фольклоризм литературы. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл. Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения.
Футуризм. Тоническое стихосложение. Развитие представления о рифме: рифма составная, рифма ассонансная.
Новелла как жанр повествовательной литературы. Сказ как форма повествования. Цикл рассказов.
Антиутопия в художественной литературе. Внутренний монолог.
Разнообразие типов романов в русской прозе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе.
Индивидуальный стиль писателя. Авторские неологизмы.
Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы. Сюжетность лирики.
Импрессионизм. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки.
Стихотворный лирический цикл. Фольклоризм литературы, лирический герой.
Новелла. Психологизм художественной литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.
Сонет как стихотворная форма.
Литературная песня. Романс. Бардовская песня.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
1.Коровин В.И. и др. Литература. 11 кл.: Учеб.: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
2.Лебедев Ю. В. Литература. 11 кл.: Учеб.: 2 ч.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
3.Литература: Учеб.: для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. Ю.В. Лебедева.- М.: Просвещение, 2009, 2010.
4.Н.В.Егорова,И.В.Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе./1,2 полугодие.11 кл./М. «Вако»,2012.
5.Мультимедийный компьютер.
6. Мультимедиапроектор.
7. Экран навесной
8.Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов 19 века.
№ п/п | Тема урока | Реализуемое содержание | Требования к уровню подготовки | Дата |
Русская литература XX века (1час) |
1 | Введение. Русская литература в контексте мировой культуры. | Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
| Литература первой половины XX века(78часа) |
2 | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. | Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
3 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. | И.А. Бунин Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. («Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель») | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
4 | Социально-философские обобщения в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
5 | Тема угасания «дворянских гнезд» и тема любви в рассказах. | Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). «Чистый понедельник». «Темные аллеи» | Знать/понимать содержание изученных литературных произведений. Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
6 | Сочинение по творчеству И.А. Бунина | Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
7 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. | А.И. Куприн Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
8 | Любовь как высшая ценность мира в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». | Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
9 | М .Горький. Жизнь и творчество. | М. Горький .Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
10 | Романтизм в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». | Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
11 | М. Горький. «На дне» как социально-философская драма | Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
12 | «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне» и их трагическое столкновение. | Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
13 | Сочинение по творчеству М. Горького | “На дне” как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
14 | Сочинение по творчеству М. Горького | “На дне” как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
15 | Обзор поэзии первой половины XX века | Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
16 | К. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Символика образов в лирике | К. Бальмонт. Символизм Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
17 | Своеобразие лирики В. Я. Брюсова. | В. Я. Брюсов Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. («Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны») | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
18 | Тема Родины в поэзии А. Белого. | А. Белый. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. «Раздумье», «Русь», «Родине» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
19 | Экзотическое и фантастическое в лирике Н. С. Гумилева. | Акмеизм. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
20 | Выражение чувств в стихотворениях И. Северянина. | И. Северянин. Футуризм. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
21 | Поэтические эксперименты в стихотворениях В. В. Хлебникова | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
22 | Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Быт крестьян в поэзии | Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. «Осинушка»,«Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» Ритм. Рифма. Строфа. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
23 | Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. | Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
24 | Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. | Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
25 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Деталь. Символ. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
26 | Тема Родины в стихах А.А. Блока | Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” «Русь», «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»)» | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
27 | Тема города и образы “страшного мира в творчестве А. Блока | Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. «На железной дороге» В ресторане» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
28 | Лирический герой поэзии А.А. Блока | Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. («Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Коршун» «Незнакомка») | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
29 | Отражение истории в поэме А.А. Блока «Двенадцать» | История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
30 | Система образов в поэме А.А. Блока «Двенадцать» | Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. | Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
31 | Сочинение по творчеству А.А. Блока | Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
32 | Сочинение по творчеству А.А. Блока | Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
33 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм | Маяковский и футуризм Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века.. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
34 | Дух бунтарства в творчестве В.В. Маяковского | Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Сатирические образы в творчестве Маяковского. «Нате!» «Послушайте!» «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
35 | Лиризм в стихотворениях В.В. Маяковского | Особенности любовной лирики. «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
36 | Тема поэта и поэзии в стихотворениях В.В. Маяковского | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «А вы могли бы?» «Разговор с фининспектором о поэзии» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
37 | Любовь в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» | Особенности любовной лирики. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
38 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
39 | Тема Родины в творчестве С. Есенина. | Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. « Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь Советская» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
40 | Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта | Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу…», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
41 | «Вечные» темы в стихотворениях С. Есенина | Светлое и трагическое в поэзии Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Письмо к женщине» «Сыплет черёмуха снегом», «В хате» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
42 | Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. | Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
43 | Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина. | Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
44 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Художественный мир М. Цветаевой. | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
45 | Тема творчества в поэзии М.И. Цветаевой | Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
46 | Исповедальный характер лирики М.И. Цветаевой | Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Тоска по родине! Давно…», «Стихи о Москве», «Вчера ещё в глаза глядел» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
47 | Основные образы поэзии О. Мандельштама. | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
48 | Творческая манера лирики О. Мандельштама. | Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» | Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений. | |
49 | Художественное своеобразие лирики О. Мандельштама | Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. «Невыразимая печаль», «Tristia» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
50 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. | Конфликт человека и эпохи. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой Стихотворение «Песня последней встречи» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
51 | Внутренний мир героини А. Ахматовой | Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства «Сжала руки под темной вуалью…», Я научилась просто, мудро жить…», | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
52 | Тема Родины в стихотворениях А.А. Ахматовой. | Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. « Мне голос был. Он звал утешно…» Родная земля», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
53 | Тема пота и поэзии в творчестве А. Ахматовой | Тема искусства «Бывает так: какая-то истома…» Мне ни к чему одические рати…» | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
54 | Отражение личной трагедии и народного горя в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» | История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
55 | Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. | Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
56 | Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы лирики. | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова Философская глубина лирики Пастернака. Соединение патетической интонации и разговорного языка. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
57 | Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака | Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет» Быть знаменитым некрасиво…» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
58 | Природа и человек в поэзии Б.Л. Пастернака | Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. «Зимняя ночь» Снег идет», | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
59 | Образ главного героя в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». | История создания и публикации романа. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
60 | Христианские мотивы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». | Конфликт человека и эпохи. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
61 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. | М.А. Булгаков Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Конфликт человека и эпохи. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
62 | «Мастер и Маргарита» История создания и публикации. | История создания и публикации романа. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
63 | Своеобразие жанра и композиции романа. | Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
64 | Реальное и фантастическое в романе М. Булгакова. | Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Гипербола. Аллегория. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
65 | Библейские мотивы в романе М. Булгакова | Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
66 | Сатира в романе М. Булгакова. «Мастер и Маргарита | Эпическая широта и сатирическое начало в романе. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретиро вать художественное произведение | |
67 | Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
68 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». | Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане” Психологизм. Народность. Историзм. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
69 | Философская многозначность названия повести «Котлован». | Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
70 | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. История создания романа-эпопеи « Тихий Дон». | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции Функция пейзажа в романе. Смысл финала. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
71 | Изображение гражданской войны в романе-эпопее « Тихий Дон». | Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
72 | Изображение гражданской войны в романе-эпопее « Тихий Дон». | Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
73 | Система образов романа. | Система образов в романе. Женские образы. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
74 | Образ главного героя в романе «Тихий Дон». | Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
75 | Женские образы в романе «Тихий Дон». | Система образов в романе. Женские образы. | Знать/понимать содержание изученных литературных произведений. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
76 | Семейная тема в романе «Тихий Дон» | Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
77 | Утверждение высоких нравственных ценностей в романе «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. | Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение | |
78 | Сочинение по роману «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
79 | Сочинение по роману «Тихий Дон» | «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Художественное своеобразие романа. | Создавать письменные высказывания о произведениях русской литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка | |
| Русская литература второй половины XX века (19 часов) |
80 | Литература второй половины XX века (обзор) | Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. | Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | |
81 | Литература второй половины XX века (обзор) | «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). | Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи. | |
82 | А.Т. Твардовский Жизнь и творчество. | Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. Исповедальный характер лирики Твардовского. Стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента…»,, «Памяти матери», «О сущем» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
83 | Тема исторической памяти в лирике А.Т. Твардовского | Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Стихотворения, Я знаю, никакой моей вины…» «Вся суть в одном-единственном завете…» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
84 | В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» | Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
85 | Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. | Характер повествования. «Последний замер», «Шоковая терапия» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
86 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Лагерная» тема в повести «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына | Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XX века. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. Выявлять авторскую позицию; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретиро вать художественное произведение | |
87 | Роман «Архипелаг Гулаг» А.И. Солженицына | Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; | |
88 | «Деревенская» проза В. Шукшина | "Деревенская" проза. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный» | Знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в. | |
89 | Великая Отечественная война в творчестве В. Быкова. | Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Нравственная проблематика повести «Сотников».Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. Повесть «Обелиск» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения. | |
90 | Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» | "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Символические образы в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений; Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы | |
91 | Сочинение по творчеству писателей второй половины XX века | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
92 | Сочинение по творчеству писателей второй половины XX века | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
93 | « Моя тихая Родина» в поэзии Н.М. Рубцова. | Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. «Видения на холме», «Листья осенние» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
94 | Тема одиночества человека в поэзии И. А. Бродского. | Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
95 | Б. Ш. Окуджава Стихотворения. | Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
96 | Сочинение по русской поэзии второй половины ХХ в. | Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
97 | А. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» | Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
98 | Отражение современности в литературе последнего десятилетия | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. С.Довлатов «Когда-то мы жили в горах» Н. Искренко «Зевая мы проветриваем дом» | Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. | |
Литература народов России (1час) |
99 | М. Карим. Жизнь и творчество. Стихотворение «Цветы на камне» | Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. | Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | |
Зарубежная литература(3 часа) |
100 | Итоговая тестовая работа | Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
101 | Творчество Э. Хемингуэя и Э.М. Ремарка. Лирика Т. Элиот и А. Рембо. | Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. «Старик и море» Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XX в. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. «Три товарища». Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы. Т. Элиот, «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» А. Рембо «Вечерняя песня» | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |
102 | Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион» | Проблемы самопознания и нравственного выбора | Знать/понимать: содержание изученных литературных произведений. | |