РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» и авторской программы Л.Н. Боголюбова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5 КЛАСС »
Тема урока
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
Примечание
план
факт
Раздел I. Человек (5 часов)
Тема 1. Загадка человека (2 часа)
1
Зачем человек рождается
Раскрыть на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного
2
Наследственность
Тема 2. Отрочество – особая пора жизни (2 часа)
3
Легко ли быть подростком
Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
4
Самостоятельность –показатель взрослости
5
Практикум по разделу «Человек»
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
Раздел II. Семья (8 часов)
Тема 3. Семья и семейные отношения (2 часа)
6
Зачем люди создают семьи
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
7
Семейные ценности и нормы
Тема 4. Семейное хозяйство (2 часа)
8
Семейные заботы
Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
9
Как хозяйствовать по правилам
Тема 5. Свободное время (2 часа)
10
Что такое свободное время
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Описать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития
Характеризовать значимость здорового образа жизни
11
Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон
12
Практикум по разделу «Семья»
Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения
13
Повторительно – обобщающий урок по разделу «Семья»
Раздел III. Школа (8 часов)
Тема 6. Образование в жизни человека (2 час)
14
Школьное образование
Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, суждения
15
Чему учит школа сегодня
Тема 7. Образование и самообразование (2 часа)
16
Формы самообразования
Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками и друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
19
Какой ты друг?
20
Практикум по разделу «Школа»
Характеризовать и конкретизировать примерами роль школы в достижении успеха в жизни.
Показывать на примерах влияние взаимопомощи
21
Повторительно – обобщающий урок по разделу «Школа»
Характеризовать и конкретизировать примерами роль школы в достижении успеха в жизни.
Показывать на примерах влияние взаимопомощи.
Раздел IV. Труд (5 часа)
Тема 9. Труд – основа жизни (2 час)
22
Каким бывает труд
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Различать материальную и моральную оценку труда.
Приводить примеры благотворительности и меценатства.
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде
23
Богатство и бедность
Тема 10. Труд и творчество (2час)
24
Трудовая деятельность человека
Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
25
Что такое творчество?
26
Практикум по разделу «Труд»
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
Раздел V. Родина (6 часов)
Тема 11. Наша Родина – Россия (1час)
27
Наша Родина – Россия
Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования
Тема 12. Государственные символы России (1час)
28
Государственные символы России
Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст фильма. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России
Тема 13. Гражданин России (1 час)
29
Гражданин России
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права гражданина РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
Тема 14. Мы – многонациональный народ (1час)
30
Мы - многонациональный народ
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям различных национальностей
31
Практикум по разделу «Родина»
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права гражданина РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.
32
Итоговая контрольная работа
Резерв:2часа
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Обществознание» и авторской программы Л.Н. Боголюбова.
Цель курса:
сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи курса:
приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.
Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федерльным базисным учебным планом и примерной программой учебного предмета «Обществознание» на изучение обществознания в 5 классе отводиться 1 час в неделю, то есть 34 часов за учебный год.
Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатамиизучения учебного предмета «Обществознание» являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметнымирезультамиизучения учебного предмета «Обществознание» являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
К результате изучения учебного предмета «Обществознание» учащиеся должны знать и понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
различные подходы к исследованию человека и общества;
основные социальные институты и процессы;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Формы организации учебной деятельности:
практикумы,
сюжетно - ролевые игры,
беседы,
лабораторные работы,
дискуссии.
Формы контроля:
тестирование,
составление схем, таблиц,
написание эссе,
фронтальные беседы,
моделирование жизненных ситуаций,
беседы с элементами дискуссии,
анализ иллюстративного материала.
Раздел V. Содержание учебного предмета
Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно изучать обществознание. Как работать с учебником
Раздел I. Человек.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли влиять на наследственность
Тема 2. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Практикум.
РазделII. Семья
Тема 3. Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Тема 4. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Тема 5. Свободное время.Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби
Практикум.
Раздел III. Школа.
Тема 6. Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.
Тема 7. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности. Самообразование и самоорганизация.
Тема 8. Одноклассники, сверстники, друзья.Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг?
Практикум.
Раздел IV. Труд
Тема 9. Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Тема 10. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве.
Практикум.
Раздел V. Родина
Тема 11.Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом.
Тема 12. Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России.
Тема 13. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Тема 14. Мы – многонациональный народ.Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Практикум.
Раздел VI. Тематическое планирование
Раздел VII. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Обучение по предмету «Обществознание» обеспечивается учебно – методическим комплексом «Просвещение»:
Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013
Список дополнительной литературы:
Балашов Л. Е.Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
Безбородое А. Б.Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. - М., 2008.
Исаев Б. А.Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб., 2008.
Каверин Б. И.Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Кравченко А. И.Основы социологии: учеб.пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
Кравченко А. И.Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
Кравченко А. И.Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. - М., 2000.
Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для вузов / В. В. Латышева. - М., 2004.
Маленкова Л. И.Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Миголатьев А. А.Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.
Морозова С. А.Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Носова С. С.Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
Преподаваниеправ человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.
Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.
Сухов А. Н.Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М., 2001.
Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. -М., 2008.
Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.
Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс (CD)
Полифункциональность мультимедийных средств позволяет их системно использовать в планировании и организации современного урока обществознания, решить задачу формирования базовых компетентностей у учащихся в процессе быстрой обработки учебной информации и обмена этой информацией на уроке. Мультимедийные средства обучения – эффективный инструмент организации коммуникативного взаимодействия. Интеракции. Мультимедиасредства успешно интегрировали в себя функциональные свойства основных традиционных технических средств образования, используемых прежде в школе. В особом ряду технических средств – интерактивная доска, превращающая урок в путешествие в виртуальный мир.
Раздел VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания учебного предмета являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно – следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт личности с учетом мнения других людей, в том числе и для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм, правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее сознательно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; овладение отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}