основного общего образования на 2014-2015 учебный год
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта / Сайт Федерального агентства по образованию РФ/;
- Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Программы общеобразовательных учреждений. История России. 10-11класс. -М.:«Просвещение» ,2011.;
- Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина . Программа курса и тематическое планирование по Всеобщей истории для 10класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Русское слово», 2010.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Особенности программы.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии учебной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.Объем учебной нагрузки согласно учебному плану школы на 2013/14 учебный год -2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004 года - 2 часа в неделю. Тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов. На Всеобщую историю -24часа, на историю России-44 часа (авторская программа – 24ч. и 44ч.), резерв – 2часа.
Цели и задачи курса:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Срок реализации программы -1 год.
Технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же современных образовательных технологий (игровые, проблемные, здоровьесберегающие, ЛОО, исследовательские, проектные).
Методы и формы обучения
методы этапа восприятия-усвоения
(методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :
рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений:
демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение
документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной
(самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ
результатов учебной деятельности).
Учебно-методический комплект
1.Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. - М.: Просвещение,2011; Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина . Программа курса и тематическое планирование для 10класса общеобразовательных учреждений. –М.:«Русское слово», 2010.
2.История России. 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /А.А.Данилов, М.Ю.Брандт, М.М.Горинов и др./; под ред. А.А.Данилова.-М.:«Просвещение»,2011.; Н. В. Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. Учебник для 10класса общеобразовательных учр. –М.: «Русское слово», 2008.
3. История России в таблицах: 6-11 кл.: Справ.материалы / С.В.Агафонов. – М.: Астрель: АСТ: Профиздат.
4.В.М.Кадневский.История России в тестах: до начала XXвека.Ч.I,II/Под ред.акад.Н.А.Томилова.-М.:Школа-Пресс.
5.Тематическое тестирование по истории. ЕГЭ(ФИПИ).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» для 10класса
основного общего образования на 2014-2015 учебный год
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории, обществознания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта / Сайт Федерального агентства по образованию РФ/;
- Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Программы общеобразовательных учреждений. История России. 10-11класс. -М.:«Просвещение» ,2011.;
- Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина . Программа курса и тематическое планирование по Всеобщей истории для 10класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Русское слово», 2010.;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Особенности программы.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии учебной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Объем учебной нагрузки согласно учебному плану школы на 2013/14 учебный год -2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов из федерального компонента БУП 2004 года - 2 часа в неделю. Тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов. На Всеобщую историю -24часа, на историю России-44 часа (авторская программа – 24ч. и 44ч.), резерв – 2часа.
Цели и задачи курса:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Срок реализации программы -1 год.
Технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же современных образовательных технологий (игровые, проблемные, здоровьесберегающие, ЛОО, исследовательские, проектные).
Методы и формы обучения
методы этапа восприятия-усвоения
(методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :
рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений:
демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение
документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной
(самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ
результатов учебной деятельности).
Учебно-методический комплект
1.Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. История России. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. - М.: Просвещение,2011; Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина . Программа курса и тематическое планирование для 10класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Русское слово», 2010.
2.История России. 10класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /А.А.Данилов, М.Ю.Брандт, М.М.Горинов и др./; под ред. А.А.Данилова. -М.:«Просвещение»,2011.; Н. В. Загладин, Н.А.Симония. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. Учебник для 10класса общеобразовательных учр. –М.: «Русское слово», 2008.
3. История России в таблицах: 6-11 кл.: Справ. материалы / С.В.Агафонов. – М.: Астрель: АСТ: Профиздат.
4.В.М.Кадневский.История России в тестах: до начала XXвека.Ч.I,II/Под ред.акад.Н.А.Томилова.-М.:Школа-Пресс.
5.Тематическое тестирование по истории. ЕГЭ(ФИПИ).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(не прописано, так как полностью соответствует авторской программе)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название темы
История России . С древнейших времён до концаXIXв. (44 ч.)
Прим.
Название темы
Всеобщая история (24 ч.)
Прим.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА-2Ч.
1
ГЛАВ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ-3Ч.
1.Вводный урок. Краткая характеристика курса
2
1.1.История как наука о человеке и обществе (п.1)
3
2. Проблемы исторического познания
4
1.2. История как наука о человеке и обществе (п.2)
5
1.3. История как наука о человеке и обществе (п.3)
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ-2Ч.
6
3.Происхождение человека
7
4.Этапы развития человеческого сообщества
РАЗДЕЛ 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА-4Ч.
8
5.Первые государства Древнего мира
9
6.Новый этап духовной жизни
10-11
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО-15Ч.
7-8.Античные цивилизации Средиземноморья
12
2.1.Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.4)
13
2.2. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.5)
14
2.3. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.6)
15
2.4. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.7)
16
2.5.Русь удельная: формирование социально-политических моделей развития Древнерусского государства (п.8)
17
2.6.Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.9)
18
2.7. Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.10)
19
2.8. Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.11)
20
2.9.Влияние монгольского нашествия на развитие Руси (п.12)
21
2.10.Древняя Русь в системе международных отношений(п.13)
22
2.11.Общее и особенное в процессе централизации Русского государства в XIV-XVIв.(п.14)
23
2.12. Общее и особенное в процессе централизации Русского государства в XIV-XVIв.(п.15)
13. Кризис традиционного общества в Западной Европе
32
ГЛАВА 3. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО-11Ч.
14.ПОУ по теме «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»-1ч.
33
3.1.Тенденции развития политической и социально-экономической основы Русского государства во второй половине XV-серединеXVIвв.(18)
34
3.2. Тенденции развития политической и социально-экономической основы Русского государства во второй половине XV-серединеXVIвв.(19)
35
3.3. Тенденции развития политической и социально-экономической основы Русского государства во второй половине XV-серединеXVIвв.(20)
36
3.4.Смута как глубокий и всесторонний кризис(21)
37
3.5. От Средневековья к Новому времени: общее и особенное в историческом пути России(22)
38
3.6.Особенности российского феодализма и признаки формирования новой системы(23)
39
3.7.Особенности российского феодализма и признаки формирования новой системы(24)
40
3.8.Особенности российского феодализма и признаки формирования новой системы(25)
41
3.9.Культура России XVI-XVIIвв(26).
42
3.10. Культура России XVI-XVIIвв.(27)
43
3.11. Особенности российского феодализма и признаки формирования новой системы(28)
РАЗДЕЛ 5.НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ-10Ч.
44
15.Что такое «Новое время»?
45
16.Великие географические открытия
46
17.Страны Западной Европы в XV-середине XVIIвв.
47
18.Абсолютистские монархии в западной Европе
48
19. Буржуазные революции и эпоха Просвещения
49
20.Промышленный переворот и его значение
50
21.Общественно-политическое и духовное развитие стран Западной Европы в первой половине XIXв.
51
22.Международные отношения в эпоху Нового времени
52
ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ-15Ч.
23.Государства Азии в Новое время
53
4.1.Модернизация России в эпоху Петра I(29)
54
4.2.Два пути экономического развития России в XVIIIв.(30)
55
4.3.Идеи конституционализма в политике российских императоров и в настроениях общества: шаги к диалогу власти и общества(31)
56
4.4. Идеи конституционализма в политике российских императоров и в настроениях общества: шаги к диалогу власти и общества(32)
57
4.5. Идеи конституционализма в политике российских императоров и в настроениях общества: шаги к диалогу власти и общества(33)
58
4.6.Культура России XVIIIв.(34)
59
4.7. Культура России XVIIIв.(35)
60
4.8.XIXв.: становления индустриального общества в России(36)
61
4.9. XIXв.: становления индустриального общества в России(37)
62
4.10.Российская власть и общество в XIXв. на пути к конституционной монархии и гражданскому обществу(38)
63
4.11. Российская власть и общество в XIXв. на пути к конституционной монархии и гражданскому обществу(39)
64
4.12. Российская власть и общество в XIXв. на пути к конституционной монархии и гражданскому обществу(40)
65
4.13. Российская власть и общество в XIXв. на пути к конституционной монархии и гражданскому обществу(41)
66
4.14.Культура России в XIXв.(42)
67
4.15. Культура России в XIXв.(43)
68
24.ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЗАПАД И ВОСТОК В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ»-1Ч.
Итого-44ч.
Итого -24ч.
69-70
Резерв-2ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ .
Формы контроля:
понятийный диктант, составление таблиц, подготовка реферата, эссе, сообщения, тестирование, познавательные задания, проверка домашнего задания по вопросам, экспресс-опрос, беседа с элементами дискуссии, проблемная беседа.
Устный, письменный ответ
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизированно; отдельные умения недостаточносформированы;выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Тестовые задания
Оценка «5» - 81-100% выполненных заданий.
Оценка «4» - 61-80%.
Оценка «3» - 41-60%.
Эссе
Оценка «5»- суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. Оценка «4»- представлена и пояснена собственная позиция обучающегося. Оценка «3»- смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Лист внесения изменений в рабочую программу
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название темы
История России. С древнейших времён до концаXIXв. (44 ч.)
Название темы
Всеобщая история (24 ч.)
Дата по плану
Дата по факту
Прим.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА-2Ч.
1
ГЛАВ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ-3Ч.
1.Вводный урок. Краткая характеристика курса
2
1.1.История как наука о человеке и обществе (п.1)
3
2. Проблемы исторического познания
4
1.2. История как наука о человеке и обществе (п.2)
5
1.3. История как наука о человеке и обществе (п.3)
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ-2Ч.
6
3.Происхождение человека
7
4.Этапы развития человеческого сообщества
РАЗДЕЛ 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА-4Ч.
8
5.Первые государства Древнего мира
9
6.Новый этап духовной жизни
10-11
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО-15Ч.
7-8.Античные цивилизации Средиземноморья
12
2.1.Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.4)
13
2.2. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.5)
14
2.3. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.6)
15
2.4. Проблемы в истории образования Древнерусского государства (п.7)
16
2.5.Русь удельная: формирование социально-политических моделей развития Древнерусского государства (п.8)
17
2.6.Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.9)
18
2.7. Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.10)
19
2.8. Социально-экономический и религиозный портрет Древнерусского государства (п.11)
20
2.9.Влияние монгольского нашествия на развитие Руси (п.12)
21
2.10.Древняя Русь в системе международных отношений(п.13)
22
2.11.Общее и особенное в процессе централизации Русского государства в XIV-XVIв.(п.14)
23
2.12. Общее и особенное в процессе централизации Русского государства в XIV-XVIв.(п.15)