Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 7 класса основного общего образования (заочная форма обучения) вечерней сменной школы
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 7 класса основного общего образования (заочная форма обучения) вечерней сменной школы
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 7 класса основного общего образования (заочная форма обучения) вечерней сменной школы на 2014– 2015 учебный год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 7 класса основного общего образования (заочная форма обучения) вечерней сменной школы »
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
___________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
_________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание» для 7 класса
основного общего образования
(заочная форма обучения)
на 2014– 2015 учебный год
Составитель: Ванина В.А., учитель истории и
обществознания
Шипуново 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознания для 7 класса составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г № 1276);
-учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 01.09.2014 г. № 16);
-годового календарного графика школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 29.08.2014);
-Положения о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-основной образовательной программы КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-примерных программ по обществознанию среднего (полного) общего образования (базовый уровень);
-авторской Программы общеобразовательных учреждений Обществознание 6-9 Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая и др. М. «Просвещение», 2009
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам
освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческой деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности
Рабочая программа рассчитана на достижение целей авторской программы, которые не противоречат целям ООП ООО КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 7 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение обществознанию в объёме 1 час в неделю в течение учебного года. Так как согласно школьному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение обществознанию в объеме 0,5 час в неделю, в авторскую программу Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой внесены изменения - часть тем предложена для самостоятельного изучения.
Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе.
В основе реализации рабочей программы лежит компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения и отражают стратегию современной образовательной политики.
При организации учебного процесса используются следующие формы:
уроки изучения новых знаний;
уроки закрепления новых знаний;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля;
практические работы, а также сочетание указанных форм.
Методы обучения: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных, зачетных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах с использованием пособия «Промежуточная аттестация по обществознанию 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение 2010 под ред. Боголюбова»
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Результаты изучения курса «Обществознание» в 7 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника: Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова Обществознание, «Просвещение», 2010
Тематическое планирование
№ темы и ее название
Авторская программа
Рабочая программа
Самостоятельное изучение
Тема 1. Человек и другие люди
5
2
3
Тема 2. Человек и закон
11
5
6
Тема 3. Человек и экономика
10
7
3
Тема 4. Человек и природа
4
3
0,5
Всего
30
17
12,5
Резерв
5
0,5
Итого
35
17,5
Календарно-тематический план
№
урока
Дата
(число, месяц)
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
Тема 1. Человек и другие люди (2 ч.)
1
02.09
Что значит жить по правилам
Учебники, слайды.
Учащиеся должны:
знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры
Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов
2
16.09
Права и обязанности граждан
Учебники, слайды, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка.
Учащиеся должны:
знать роль права в жизни общества и государства, гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита; основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений
Тема 2. Человек и закон (5 ч.)
3
30.09
Почему важно соблюдать законы
Учебники , слайды, Конституция РФ.
Учащиеся должны:
знать основные положения раздела; термины: свобода, закон, справедливость.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновать известные;
работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме.
4
14.10
Защита Отечества
Учебник, слайды, Конституция РФ, Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе».
.
Учащиеся должны:
знать основные положения урока; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения; понимать важность выполнения священного долга – службу в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ
5
28.10
Для чего нужна дисциплина
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы; приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения
6
11.11
Виновен – отвечай!
Учебник, слайды, УК РФ,
Учащиеся должны:
знать виды нормативно – правовых актов, систему законодательства, признаки и виды правонарушений, понятие юридическая ответственность, особенности правового статуса несовершеннолетних, презумпция невиновности, основные положения раздела, термины: преступление, виды преступлений, кража, грабёж, подстрекатели, соучастники.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; соотносить конкретный казус с видом правонарушений; работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения
7
25.11
Кто стоит на страже закона
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать правоохранительные органы РФ, основные положения урока;
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм
Тема 3. Человек и экономика (7 ч.)
8
09.12
Экономика и ее основные участники
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать основные сферы экономики; производство, потребление, обмен, основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать познавательные и практические задачи в рамках материала
9
23.12
Мастерство работника
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать факторы, влияющие на производительность труда, основные положения урока; термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
10
13.01
Производство: затраты, выручка, прибыль
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать понятия производство и труд, издержки, выручка, прибыль, основные положения темы; основные понятия.
уметь решать задачи
11
27.01
Виды и формы бизнеса
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать понятия предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство, основные организационно- правовые формы предпринимательства, основные положения урока; термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции;
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме.
12
10.02
Обмен, торговля, реклама
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать понятия товары, и услуги, реклама, основные положения курса; определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять знания на практике; самостоятельно моделировать заданную ситуацию
13
24.02
Деньги и их функции
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать понятия деньги, функции и формы денег, реальные и номинальные доходы, инфляция, обменные курсы валют, основные положения урока; определения понятий: деньги, бартер.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации
14
10.03
Экономика семьи
Учебник, слайды,
Учащиеся должны:
знать понятия семейный бюджет, сущность, формы страхования, формы сбережения граждан, страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве, основные положения урока; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета.
уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы
Тема 4. Человек и природа (3 ч)
15
07.04
Воздействие человека на природу
Учебник, слайды
Учащиеся должны:
уметь определять сложные ситуации в общественных процессах
16
21.04
Закон на страже природы
Учебник, слайды
Учащиеся должны:
уметь различать обязанности от прав, определять возможные санкции, использовать, верно истолковывать законы о природе
17
05.05
Итоговый урок
Карточки с заданиями
Учащиеся должны:
знать и понимать задания и их разновидности, использовать приобретенные знания при ответах и решениях самостоятельных работ.
18
19.05
Резервный урок
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к результатам обучения в 7 классе
В результате изучения обществознания в 7 классе ученик должен
Знать/понимать
какое значение для людей имеет общение, как избежать конфликтов и как с достоинством вести себя, если конфликта нельзя избежать;
многообразие социальных норм, специфику правовых норм
необходимость экономического образования подростков
основные термины и понятия обществоведческого курса соответствующего периода.
Уметь
сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
оценивать свои собственные учебные достижения, свою личность с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Контроль уровня подготовки обучающихся
Формы, виды, методы и средства контроля:
Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический, итоговый
Методы контроля: письменный и устный
Формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос
Система контроля и оценивания знаний включает в себя:
тематический контроль
текущий кратковременный контроль ЗУН (текстовой и тестовый);
промежуточные тестовые и проверочные работы
Нормы оценки:
Устный, письменный ответ
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
- не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором); - информацию представил не в контексте задания;
- отказался отвечать.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Тест
Оценка "5" ставится в случае:
тест выполнен без ошибок (100%);
Оценка «4»:
выполнено верно¾ теста (75%);
Оценка «4»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «3»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «2»:
выполнено менее ½ теста (менее 50%).
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-незнание определения основных понятий, основных положений теории;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить принципиальные схемы;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы выполнения заданий;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем;
-орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-9 классы. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др. М.: Просвещение. 2010
Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова Обществознание, «Просвещение», 2010
О. А. Котова, Т. Е. Лискова Рабочая тетрадь к учебнику Обществознание, М. «Просвещение», 2010
Л. Ф. Иванова Поурочные разработки по обществознанию, М. «Просвещение», 2010
Промежуточная аттестация по обществознанию 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение 2010 под ред. Боголюбова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебного оборудования
Дидактические материалы:
Дидактический материал по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова), 2008.
Раздаточный материал:
Юридический и правовой документ. Опорные конспекты. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа.
Основные памятки.
Л.Н. Боголюбов Дидактический материал по курсу «Обществознание», 2008 г.
Наглядные пособия:
Декларация прав ребёнка
Конвенция о правах ребёнка
Конституция РФ
Нормативно – правовые акты.
Кодексы РФ.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ., 2007г.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ., 2007г .
Комментарий к Трудовому кодексу РФ., 2007.
Комментарий к Административному кодексу РФ., 2007г.
Комментарий к Семейному кодексу РФ., 2007 г .
.
Лист внесения изменений
в рабочую программу учебного предмета «обществознание» в 7 классе