Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе
Рабочая программа по учебному предмету обществознание для 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами.Цель учебного предмета: - освоение системы знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по учебному предмету обществознание для 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. N 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011г. № 1994;
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утверждённым приказом Учреждения от «__»_______2015 №____;
И на основе авторской программы «Обществознание, 6-11 классы», Л.Н.Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2011 г.
Цель учебного предмета:
- освоение системы знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Задачи учебного предмета:
- развитие личности учащихся в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание у учащихся общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной сфере;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, семейно-бытовых отношений.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание (включая экономику и право)» в 6 классе ориентирован на учебник Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Городецкой и др. «Обществознание», 6 класс, под редакцией: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2013 г. Тематическое планирование предмета «Обществознание (включая экономику и право)» рассчитано на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю, в соответствии с количеством учебных недель. Резерв учебного времени из 7 часов, предусмотренный по авторской программе, распределён между темами для углубленного изучения и повторения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
- различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Текущий контроль успеваемости учащихся в 6 классе - систематическая проверка знаний виде опросов и самостоятельных работ, проводящаяся на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.
Промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся в 6 классе - тематические зачёты и тесты в рамках урока.
Содержание программы по обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе (34 ч)
Введение (1 ч)
Тема 1. Человек (8 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Контрольная работа по теме «Человек» (1 ч)
Тема 2. Семья (4 ч)
Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Контрольная работа по теме «Семья» (1 ч)
Тема 3. Школа (3 ч)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Контрольная работа по теме «Школа» (1 ч)
Тема 4. Труд (5 ч)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Контрольная работа по теме «Труд» (1 ч)
Тема 5. Родина (7 ч)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Контрольная работа по теме «Родина» (1 ч)
Тема 6. Добродетели (5 ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Контрольная работа по теме «Добродетели» (1 ч)
Итоговая контрольная работа по Обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе (1 ч)
Тематическое планирование предмета «Обществознание (включая экономику и право)» в 6 классе
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Введение
1
1
-
-
2
Человек
8
7
-
1
3
Семья
4
3
-
1
4
Школа
3
2
-
1
5
Труд
5
4
-
1
6
Родина
7
6
-
1
7
Добродетели
5
4
-
1
8
Итоговая контрольная работа по Обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе
1
-
-
1
Итогочасов
34
27
-
7
Календарно-тематическое планирование предмета
«Обществознание (включая экономику и право)», 6 класс (34 ч)
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Календарные сроки
Примечание
1
Введение.
1
Тема 1. Человек.
8
2
Цели и ценность человеческой жизни
1
3
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств
1
4
Отрочество – особая пора жизни
1
5-6
Познание мира. Самопознание.
2
7
Деятельность человека и её основные формы
1
8
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Мысли и чувства.
1
9
Контрольная работа по теме «Человек».
1
Тема 2. Семья.
4
10
Семья – ячейка общества
1
11
Семейное хозяйство
1
12
Свободное время
1
13
Контрольная работа по теме «Семья».
1
Тема 3. Школа.
3
14
Значение образования в жизни общества. Учёба – основной труд школьника.
1
15
Отношения с одноклассниками, сверстниками, друзьями
1
16
Контрольная работа по теме «Школа».
1
Тема 4. Труд.
5
17
Труд – основа жизни
1
18
Труд и творчество
1
19-20
На пути к жизненному успеху
2
21
Контрольная работа по теме «Труд».
1
Тема 5. Родина.
7
22
Любовь к Родине. Патриотизм.
1
23
Государственные символы России
1
24-25
Права и обязанности граждан России
2
26-27
Россия – федеративное государство
2
28
Контрольная работа по теме «Родина».
1
Тема 6. Добродетели.
5
29
Человек славен добрыми делами
1
30
Быть смелым
1
31-32
Человечность. Гуманизм.
2
33
Контрольная работа по теме «Добродетели».
1
34
Итоговая контрольная работа по Обществознанию (включая экономику и право) в 6 классе.
1
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Учебник для 6 класса «Обществознание», авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др., под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2011 г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса «Обществознание», авторы: Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М., «Просвещение», 2011 г.
3. Универсальные поурочные разработки по обществознанию, 6 класс, авторы: А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова, М., «ВАКО», 2011 г.
Список литературы:
Обществознание в таблицах и схемах, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014г.
Обществознание. Контрольно-измерительные материалы, М., «ВАКО», 2013г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: