Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 10 класс
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 10 класс
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета обществознания (включая экономику и право) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности Учреждения, и включает в себя следующие элементы, согласно требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта: пояснительная записка (нормативные документы, авторская программа, цель, задачи, место учебного предмета в учебном плане, требования к уровню подготовки учащихся, формы контроля уровня достижений учащихся);содержание учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
-федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-федеральным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312;
-федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2012 г. № 1067;
-положением о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя
общеобразовательная школа», утв. приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.13 г.
№160;
-учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утв. приказом МБОУ
«Сусловская СОШ» от 30.08.13г. №160;
-программой общеобразовательных учреждений «Обществознание. 6-11 классы», под редакцией Л.Н. Боголюбова, М: «Просвещение», 2012 г.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в 10 классе направлено на достижение следующей цели: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа по обществознанию (включая экономику и право) рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• основные социальные институты и процессы;
• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
• особенности различных общественных наук, основы и способы социального и гуманитарного познания;
• взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
уметь:
• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
• пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создавая баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания в умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного выполнения типичных социальных ролей;
• сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
• выработки собственной гражданской позиции;
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля уровня достижений учащихся: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Самостоятельные, практические работы, выполняемые учащимися. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Общество и человек (16 ч.)
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Тема 2. Человек (12 ч.)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Контроль знаний по теме «Общество и человек». Обобщение по теме «Общество и человек».
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч.)
Тема 3. Духовная культура (8 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Обобщение по теме «Духовная культура».
Тема 4. Экономическая сфера (5 ч.)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. Обобщение по теме «Экономическая сфера».
Тема 5. Социальная сфера (14 ч.)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Пенсионная реформа. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения.
Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура бытовых отношений. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России. Контроль знаний по теме «Социальная сфера». Обобщение по теме «Социальная сфера».
Тема 6. Политическая сфера (13 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Демократия, ее основные ценности и признаки. Демократические реформы в России. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Контроль знаний по теме «Политическая сфера». Обобщение по теме «Политическая сфера».
Раздел 3. Право (10 ч)
Тема 7. Право как особая система норм. (10 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Обобщение по теме «Право».
Заключительные уроки (2ч.)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. Итоговый контроль. Итоговое обобщение.
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии
и др.
Контрольные
1
Раздел 1. Общество и человек.
16
14
1
1
Тема 1. Общество.
4
4
Тема 2. Человек.
12
10
1
1
2
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
40
34
4
2
Тема 3.Духовная культура.
8
7
1
Тема 4. Экономическая сфера.
5
4
1
Тема 5. Социальная сфера.
14
12
1
1
Тема 6.Политическая сфера.
13
11
1
1
3
Раздел 3. Право.
10
9
1
Тема 7. Право как особая система норм.
10
9
1
Заключительные уроки.
2
1
1
Всего
68
58
7
3
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
Раздел 1. Общество и человек.
16
Тема 1. Общество.
4
1
Что такое общество. Общество и природа.
1
05.09
2
Общество и культура. Науки об обществе.
1
06.09
3
Общество как сложная динамичная система. Социальные институты.
1
12.09
4
Социальные институты.
1
13.09
Тема 2. Человек.
12
5
Природа человека Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
1
19.09
6
Природа человека. Науки о человеке. Цель и смысл жизни человека.
1
20.09
7
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.
1
26.09
8
Мировоззрение и его роль в жизни человека.
1
27.09
9
Деятельность как способ существования людей
1
03.10
10
Многообразие деятельности
1
04.10
11
Познание и знание. Познание мира.
1
10.10
12
Многообразие форм человеческого знания.
1
11.10
13
Человек в системе социальных связей
1
17.10
14
Самосознание и самореализация. Социальное поведение.
1
18.10
15
Обобщение теме «Общество и человек».
1
24.10
16
Контроль знаний по теме «Общество и человек»
1
25.10
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.
40
Тема 3. Духовная культура.
8
17
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь.
1
31.10
18
Формы и разновидности культуры. Диалог культур. Средства массовой информации.
1
01.11
19
Наука и образование, ее роль в современном мире.
1
14.11
20
Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
1
15.11
21
Нравственная культура.
1
21.11
22
Искусство, его формы, основные направления и духовная жизнь. Эстетическая культура.
1
22.11
23
Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
1
28.11
24
Обобщение по теме «Духовная культура».
1
29.11
Тема 4. Экономическая сфера.
5
25
Роль экономики в жизни общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обществ.
1
05.12
26
Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
1
06.12
27
Экономическая культура Экономический интерес, экономическое поведение.
1
12.12
28
Экономическая деятельность и социальная ответственность. Культура производства и потребления.
1
13.12
29
Обобщение по теме «Экономическая сфера».
1
19.12
Тема 5. Социальная сфера.
14
30
Социальная структура Многообразие социальных групп.
1
20.12
31
Социальные отношения и взаимодействия. Социальные аспекты труда. Культура труда.
1
26.12
32-33
Пенсионная реформа.
2
27.12
10.01
34
Многообразие социальных норм.
1
16.01
35
Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
1
17.01
36
Национальные отношения. Этнические общности.
1
23.01
37
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика.
1
24.01
38
Семья и быт. Семья как социальный институт.
1
30.01
39
Семья в современном обществе. Культура топоса.
1
31.01
40
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа.
1
06.02
41
Молодежная субкультура. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
1
07.02
42
Контроль знаний по теме «Социальная сфера».
1
13.02
43
Обобщение по теме «Социальная сфера».
1
14.02
Тема 6. Политическая сфера.
13
44
Политика и власть. Политика и общество.
1
20.02
45
Политические институты и отношения.
1
21.02
46
Власть, ее происхождение и виды.
1
27.02
47
.
Политическая система. Структура и функции политической системы.
1
28.02
48
Государство в политической системе. Политические режимы.
1
06.03
49
Гражданское общество и правовое государство.
1
07.03
50
Основные черты гражданского общества.
1
13.03
51
Правовое государство, его признаки.
1
14.03
52
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
1
20.03
53
Многопартийность. Политическая идеология.
1
03.04
54
Участие граждан в политической жизни. Политическая культура.
1
04.04
55
Контроль знаний по теме «Политическая сфера».
1
10.04
56
Обобщение по теме «Политическая сфера».
1
11.04
Раздел 3. Право.
10
Тема 7. Право как особая система норм.
10
57
Право в системе социальных норм. Основные признаки права.
1
14.04
58
Система права: основные отрасли, институты, отношения.
1
17.04
59
Источники права. Правовые акты.
1
18.04
60
Конституция в иерархии нормативных актов.
1
21.04
61
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности.
1
24.04
62
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
1
25.04
63
Современное российское законодательство.
1
28.04
64
Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
1
08.05
65
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
1
15.05
66
Обобщение по теме «Право как особая система норм».
1
16.05
Заключительные уроки.
2
67
Итоговый контроль знаний. Современный мир и его противоречия. Прогресс и регресс.
1
22.05
68
Итоговое обобщение. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития.
1
23.05
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения (ТСО)
1.Компьютер
2.Телевизор
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Для учащихся
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. [Текст]: Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод.рекомендации: пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2012 г.
Для учителя
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. [Текст]: Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод.рекомендации: пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2012 г.
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Басик Н.Ю. и др. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл. [Текст]: пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009
Бегенеева Т.П. [Текст]: Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2010 г.
Поурочные разработки по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н.
Степанько С.Н. [Текст]: Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова.- Волгоград: Учитель, 2010
Дополнительная литература
Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание, [Текст]: полный справочник/ Баранов П.А., Воронцов А.В. М. «Астрель», 2012 г.
Махоткин А.В.,[Текст]: Обществознание в таблицах и схемах, /А.В. Махоткин М. «Эксмо», 2011г.
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.
Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ