Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)
Рабочая программа по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) для 11 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. Изучение обществознания (включая экономику и право) в 11 классе направленно на достижение следующей цели: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) для 11 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089;
федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312;
Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013 №160;
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 №115.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в 11 классе направленно на достижение следующей цели:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
развивать умения осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, экономический образ мышления учащихся;
прививать учащимся навык социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
способствовать личному самоопределению и самореализации учащихся, формированию интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
формировать систему знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
развивать навык применения полученных знаний и умений в сфере социальных и межличностных отношений в соответствии с нормами поведения, установленными законом.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» общий объём времени, отводимый на изучение учебного предмета обществознание (включая экономику и право) в 11 классе из предметной области «Обществознание», составляет 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать:
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• основные социальные институты и процессы;
• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
• особенности различных общественных наук, основы и способы социального и гуманитарного познания;
• взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
уметь:
• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
• пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создавая баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания в умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного выполнения типичных социальных ролей;
• сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
• выработки собственной гражданской позиции;
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Рабочая программа по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) в 11 классе предусматривает следующие формы контроляуровня достижений учащихся:
устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и др.);
письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов и др.);
выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование).
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Экономика (28 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение.Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Электронные деньги. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Обобщение по теме «Экономика».
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Контроль знаний по теме «Экономика». Обобщение по теме «Экономика».
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 ч.)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Контроль знаний по теме «Проблемы социально-политического развития общества»
Обобщение по теме «Проблемы социально-политического развития общества».
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (22 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Обобщение по теме «Правовое регулирование общественных отношений».
Заключительные уроки (4 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Итоговый контроль знаний по предмету.
Обобщение по теме «Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем».
Итоговое обобщение по теме «Особенности современного мира».
Тематическое планирование
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии и другие
Контрольные
1
Раздел 1. Экономика
28
24
3
1
2
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития.
14
12
1
1
3
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.
22
19
2
1
4
Заключительные уроки
4
2
2
Всего
68
55
8
5
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во
часов
Календарные сроки
Примечание
Раздел 1. Экономика
28
1
Экономика и экономическая наука.
1
2
Измерители экономической деятельности.
1
3
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.
1
4
Экономические циклы. Экстенсивный и интенсивный рост.
1
5
Рынок и рыночные структуры Роль рынка в экономической жизни.
1
6
Рыночная структура и инфраструктура.
1
7
Рынок. Конкуренция и монополия.
1
8
Современный рынок. Становление рыночной экономики в России.
1
9
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги.
1
10
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
1
11
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса.
1
12
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
1
13
Роль государства в экономике.
Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение.
1
14
Основы денежной и бюджетной политики. Электронные деньги.
1
15
Банковская система. Роль центрального банка.
1
16
Финансовые институты.
Виды, причины и последствия инфляции.
1
17
Обобщение по теме «Экономика».
Контроль знаний.
1
18
Рынок труда. Безработица.
1
19
Государственная политика в области занятости.
1
20
Мировая экономика.
1
21
Государственная политика в области международной торговли.
1
22
Глобальные проблемы экономики.
1
23
Экономика потребителя. Сбережения, страхование.
1
24
Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
1
25
Контроль знаний по теме «Экономика».
1
26
Обобщение по теме «Экономика».
1
27
Обобщение по теме «Экономика».
Урок – практикум
1
28
Проблемы социально-политического развития общества. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
1
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества
14
29
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
1
30-31
Демографическая ситуация в РФ.
2
32-33
Религиозные объединения и организации РФ.
2
34
Общественное и индивидуальное сознание.
1
35
Социализация индивида.
1
36
Политическое сознание. Политическая идеология.
1
37
Политическая психология.
Политическое поведение.
1
38
Современный терроризм, его опасность.
1
39
Роль СМИ в политической жизни.
1
40
Политическая элита.
1
41
Политическое лидерство.
Типология лидерства.
1
42
Контроль знаний по теме «Проблемы социально-политического развития общества»
1
43
Обобщение по теме: «Проблемы социально-политического развития общества».
1
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.
22
44-45
Развитие норм естественного права.
2
46-47
Гражданин, его права и обязанности.
2
48-49
Экологическое право.
2
50-51
Гражданское право.
2
52
Способы защиты прав.
1
53-54
Семейное право.
2
55-56
Процессуальное право.
2
57
Гражданский процесс: основные правила и принципы.
1
58-59
Международная защита прав человека.
2
60-61
Международное гуманитарное право.
2
62
Контроль знаний по теме: «Правовое регулирование общественных отношений».
1
63-64
Обобщение по теме: Правовое регулирование общественных отношений.
2
Заключительные уроки
4
65-66
Итоговый контроль знаний по предмету.
2
67
Обобщение по теме: «Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем».
1
68
Итоговое обобщение по теме: «Особенности современного мира».
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Выполнение практической части рабочей программы учебного предмета обществознание (включая экономику и право) в 11 классе обеспечена учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к общеобразовательному учреждению в части минимума оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010 №986).
Кабинет, в котором проводятся уроки истории, обеспечен персональным компьютером, с выходом в Интернет, DVD-проигрывателем; телевизором, дополнительной литературой.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
Для учащихся
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., А.И.Матвеев и др. Обществознание. 11 класс. [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений, базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И.Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2012.– 351 с.
Для учителя
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6-11 классы» [Текст]: Программы общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая Н.И, Л.Ф.Иванова, М: «Просвещение», 2012
Боголюбов Л.Н.,. Обществознание: 11 кл.: базовый уровень [Текст]: метод.рекомендации, пособие для учителя / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.- М.: Просвещение, 2012
Боголюбов Л.Н. Материалы по курсу «Человек и общество. 10-11 кл. [Текст]:
пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. [Текст]: пособие для учителя/ Т.П. Бегенеева.- М.: ВАКО, 2010.
Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова. [Текст]: пособие для учителя/ С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель, 2010