kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа  по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) для 11 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. Изучение обществознания (включая экономику и право) в 11 классе  направленно на достижение следующей цели:   воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) »

Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено Согласовано Утверждена

на заседании МО на педагогическом совете приказом

протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ «Сусловская СОШ»

«___» _______ 2014г. протокол № __ № ____ __________ « ___» ___________ 2014г. «_____»___________2014г.










Рабочая программа

по обществознанию (включая экономику и право)

11 класс











Составитель

Гурова Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания













Суслово

2014


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) для 11 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089;

  • федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312;

  • Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013 №160;

  • учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 №115.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в 11 классе направленно на достижение следующей цели:

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать умения осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формировать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, экономический образ мышления учащихся;

  • прививать учащимся навык социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

  • способствовать личному самоопределению и самореализации учащихся, формированию интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитывать общероссийскую идентичность, гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • формировать систему знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;

  • развивать навык применения полученных знаний и умений в сфере социальных и межличностных отношений в соответствии с нормами поведения, установленными законом.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» общий объём времени, отводимый на изучение учебного предмета обществознание (включая экономику и право) в 11 классе из предметной области «Обществознание», составляет 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать:

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• закономерности развития общества как сложной самоорганизую­щейся системы;

• основные социальные институты и процессы;

• различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

• особенности различных общественных наук, основы и способы социального и гуманитарного познания;

• взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

уметь:

• осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре­тацию социальной информации по определенной теме из ориги­нальных неадаптированных текстов (философских, научных, пра­вовых, политических, публицистических);

• анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из од­ной знаковой системы в другую;

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и раз­личия; устанавливать соответствия между существенными черта­ми и признаками социальных явлений и обществоведческими тер­минами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

• объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, обще­ства и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

формулировать на основе приобретенных социально-гуманитар­ных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

• подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую рабо­ту, устное выступление;

• осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

• пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создавая баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать  приобретенные  знания  в  умения  в  практической деятельности и повседневной жизни для:

• эффективного выполнения типичных социальных ролей;

• созна­тельного взаимодействия с социальными институтами;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;

• выработки собственной гражданской позиции;

• оценки общественных изменений с точки зрения демократиче­ских и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конститу­ции Российской Федерации;

• самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

• ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последую­щего изучения в учреждениях среднего и высшего професси­онального образования;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разны­ми убеждениями, культурными ценностями и социальным поло­жением;

• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Формы контроля уровня достижений учащихся


Рабочая программа по учебному предмету обществознание (включая экономику и право) в 11 классе предусматривает следующие формы контроля уровня достижений учащихся:

  • устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме и др.);

  • письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов и др.);

  • выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование).

Не менее 25% учебного времени отводится на самосто­ятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Ми­нимальный набор выполняемых учащимися работ вклю­чает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообраз­ных (в том числе экономических и правовых) источни­ков, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реаль­ной жизни;

  • выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместную деятельность в процессе участия в уче­нических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.







Содержание учебного предмета



Раздел 1. Экономика (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Электронные деньги. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Обобщение по теме «Экономика».

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Контроль знаний по теме «Экономика». Обобщение по теме «Экономика».

Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 ч.)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.

Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

Контроль знаний по теме «Проблемы социально-политического развития общества»

Обобщение по теме «Проблемы социально-политического развития общества».

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (22 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Контроль знаний по теме «Правовое регулирование общественных отношений». Обобщение по теме «Правовое регулирование общественных отношений».

Заключительные уроки (4 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации

Итоговый контроль знаний по предмету.

Обобщение по теме «Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем».

Итоговое обобщение по теме «Особенности современного мира».




























Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов



Всего

Теоретические

Практические, экскурсии и другие

Контрольные

1

Раздел 1. Экономика

28

24

3

1

2

Раздел 2. Проблемы социально-политического развития.

14

12

1

1

3

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.

22

19

2

1

4

Заключительные уроки


4


2

2


Всего

68

55

8

5

































Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Календарные сроки

Примечание


Раздел 1. Экономика

28



1

Экономика и экономическая наука.


1



2

Измерители экономической деятельности.

1



3

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.

1



4

Экономические циклы. Экстенсивный и интенсивный рост.

1



5

Рынок и рыночные структуры Роль рынка в экономической жизни.

1



6

Рыночная структура и инфраструктура.


1



7

Рынок. Конкуренция и монополия.


1



8

Современный рынок. Становление рыночной экономики в России.


1



9

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги.


1



10

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1



11

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса.

1



12

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

1



13

Роль государства в экономике.

Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение.

1



14

Основы денежной и бюджетной политики. Электронные деньги.

1



15

Банковская система. Роль центрального банка.

1



16

Финансовые институты.

Виды, причины и последствия инфляции.

1



17

Обобщение по теме «Экономика».

Контроль знаний.

1



18

Рынок труда. Безработица.

1



19

Государственная политика в области занятости.

1



20

Мировая экономика.


1



21

Государственная политика в области международной торговли.


1



22

Глобальные проблемы экономики.


1



23

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.

1



24

Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

1



25

Контроль знаний по теме «Экономика».


1



26

Обобщение по теме «Экономика».


1



27

Обобщение по теме «Экономика».

Урок – практикум

1



28

Проблемы социально-политического развития общества. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1




Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества

14



29

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.


1



30-31

Демографическая ситуация в РФ.


2



32-33

Религиозные объединения и организации РФ.


2



34

Общественное и индивидуальное сознание.


1



35

Социализация индивида.


1



36

Политическое сознание. Политическая идеология.


1



37

Политическая психология.

Политическое поведение.


1



38

Современный терроризм, его опасность.


1



39

Роль СМИ в политической жизни.


1



40

Политическая элита.


1



41

Политическое лидерство.

Типология лидерства.


1



42

Контроль знаний по теме «Проблемы социально-политического развития общества»


1



43

Обобщение по теме: «Проблемы социально-политического развития общества».

1




Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.


22



44-45

Развитие норм естественного права.

2



46-47

Гражданин, его права и обязанности.

2



48-49

Экологическое право.

2



50-51

Гражданское право.

2



52

Способы защиты прав.

1



53-54

Семейное право.

2



55-56

Процессуальное право.

2



57

Гражданский процесс: основные правила и принципы.


1



58-59

Международная защита прав человека.

2



60-61

Международное гуманитарное право.

2



62

Контроль знаний по теме: «Правовое регулирование общественных отношений».


1



63-64

Обобщение по теме: Правовое регулирование общественных отношений.

2




Заключительные уроки

4



65-66

Итоговый контроль знаний по предмету.


2



67

Обобщение по теме: «Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем».

1



68

Итоговое обобщение по теме: «Особенности современного мира».


1











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Выполнение практической части рабочей программы учебного предмета обществознание (включая экономику и право) в 11 классе обеспечена учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к общеобразовательному учреждению в части минимума оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010 №986).

Кабинет, в котором проводятся уроки истории, обеспечен персональным компьютером, с выходом в Интернет, DVD-проигрывателем; телевизором, дополнительной литературой.



Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

Для учащихся

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., А.И.Матвеев и др. Обществознание. 11 класс. [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений, базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И.Матвеев и др. - М.: Просвещение, 2012.– 351 с.

Для учителя

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6-11 классы» [Текст]: Программы общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая Н.И, Л.Ф.Иванова, М: «Просвещение», 2012

  1. Боголюбов Л.Н.,. Обществознание: 11 кл.: базовый уровень [Текст]: метод.рекомендации, пособие для учителя / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.- М.: Просвещение, 2012

  2. Боголюбов Л.Н. Материалы по курсу «Человек и общество. 10-11 кл. [Текст]:

пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

  1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. [Текст]: пособие для учителя/ Т.П. Бегенеева.- М.: ВАКО, 2010.

  2. Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова. [Текст]: пособие для учителя/ С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель, 2010


Дополнительная литература

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Полный справочник [Текст]: учебное пособие/ П.А. Баранов, А.В.Воронцов. -М. Астрель, 2012 .

  2. Махоткин А.В. Обществознание в таблицах и схемах [Текст]: учебное пособие А.В. Махоткин,- М.: Эксмо, 2011



Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию

  1. 1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.

  2. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.

  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.1september.ru – газета «Первое сентября»

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://www.ug.ru-«Учительская газета».














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)

Автор: Гурова Наталья Александровна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по обществознанию  (включая экономику и право) 10 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-vkliuchaia-ekonomiku-i-pravo-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111081"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407026950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)""
    ["seo_title"] => string(124) "kompliekt-kontrol-no-izmieritiel-nykh-matierialov-po-uchiebnoi-distsiplinie-obshchiestvoznaniie-vkliuchaia-ekonomiku-i-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "132293"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416321705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 10класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-10klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132810"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410868"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 05 Обществознание (включая экономику и право)"
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-odb-05-obshchiestvoznaniie-vkliuchaia-ekonomiku-i-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "143138"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418462569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства