Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины обществознание (включая экономику и право) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «УМТ»
_______________ Н.А. Лосева
«___» ______________ 2014 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
Обществознание (включая экономику и право)
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
190631.01 Автомеханик
Улькан, 2014 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик, программы учебной дисциплины обществознание, рассмотренной педагогическим советом 29 августа 2014 г.
Разработчик: Баженова И.В., преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании МК
протокол № _______________
« » ____2014 г.
Руководитель методической комиссии
______________________
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины обществознание (включая экономику и право) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 190631.01 Автомеханик, программы учебной дисциплины обществознание (включая экономику и право).
Предметом оценки служат умения и знания, полученные по дисциплине обществознание (включая экономику и право).
Результаты освоения
Тип задания
З1. Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тестовое задание А1,А3,А4. А10,А11,А12,А13,В7
З2. Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Тестовое задание А2,А8,В1,В2,В4, В5,В6.
А23,А24,А25,В9,В10
З3. Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Тестовые задания А26,А27,А28,А29,В11.
А19,А20,А21,А22,В8
З4.Знать особенности социально-гуманитарного познания;
Тестовые задания А5,А6, А7,А9,В3.
А14,А15,А16,А17,А18.
У1.уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Тестовые задания В6,В7,В10,В11.
У2. уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Тестовые задания В1,В4,В8,В9
У5. уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Тестовые задания
А2,В1,В5,В8.
У6.уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Тестовые задания
А15,А19,А20.
У8. уметьподготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Защита сообщения по предложенной тематике.
В ходе текущего контроля и промежуточной аттестации проверяются следующие знания и умения:
Результаты освоения
Формы контроля
У3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Выполнение заданий контрольных работ по темам: «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика как общественное явление», Итоговая контрольная работа за год (I курс).
У4. уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Самостоятельная работа обучающихся: эссе по темам: «Личностная значимость образования», «Власть», «Напрасно законы писать, коль их не исполнять».
Выполнение заданий части С в ходе контрольных работ: контрольная работа за I полугодие, итоговая контрольная работа за год (I курс), итоговая контрольная за I полугодие (II курс).
У7.уметьформулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение по темам: «Молодежные субкультуры»,
«Межнациональные отношения».
Выполнение заданий части С в контрольных работах по темам:
«Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика как общественное явление».
У9.уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Самостоятельная работа обучающихся: подбор доп. материала по теме «Общение»,
анализ статей газеты «АиФ» по теме: «Процессы глобализации», анализ соц. ситуации по теме «Деструктивные культы», «Уровень духовной жизни современной России», «Зарплата. Прожиточный минимум», «Рынок труда», «Демографическая ситуация в РФ».
Экзамен проводится в два этапа:
1этап – задания в тестовой форме (компьютерное тестирование), выполняются самостоятельно в присутствии членов экзаменационной комиссии. Задания предусматривают одновременную проверку знаний и умений по дисциплине.
Экзамен проводится по подгруппам в количестве 10 человек.
Время выполнения задания - 1 час.
2 этап - защита сообщения.
Защита проводится для всей группы в количестве 24 человек.
Время защиты - 2 часа.
Экзаменационный материал по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)».
ЧАСТЬ А
А 1. Социализацией личности называется 1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека 2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей 3) освоение индивидом культурных ценностей общества 4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
А 2. В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.
Варианты ответа
2002 г.
2005 г.
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией.
36%
20%
Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью.
40%
55%
Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям.
7%
10%
Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии.
17%
15%
Вариант ответа:
1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась. 2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась. 3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась. 4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.
А 3. Личность формируется под воздействием:
1) биологической программы 2) природной среды 3) социализации
А 4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А 5. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:
1) представлениями 2) ощущениями
3) гипотезами 4) понятиями
А 6. Рациональное — это познание:
1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта
3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
А 7. Результатом познания являются:
1) вещи 2) знания
3) учения 4) заблуждения
А 8. К числу глобальных проблем не относится:
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии
А 9. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.
Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.
1) верно только А. 2) верно только Б
3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны
А 10. К мировым религиям не относится:
1) индуизм 3) буддизм
2) ислам 4) христианство
А 11. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?
1) массовой 3) элитарной
2) народной 4) национальной
А 12. Система образования регулируется:
1) государством 2) обществом
3) социальной группой 4) отдельными людьми
А 13. К средствам массовой информации относится:
1) литература 2) телевидение
3) театр 4) киноискусство
А 14. Необходимым признаком рыночной экономики является
1) свободное ценообразование 2) использование новых технологий
3) высокое качество продукции 4) внешнеэкономическая деятельность государства
А 15. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.
Б . Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 16. Доход, получаемый собственником акций, называется
1) прибылью 2) капиталом
3) рентой 4) дивидендом
А 17. Если спрос выше предложения, то цена на товар:
1) не изменится 2) вырастет
3) упадет 4) будет колебаться
А 18. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель
1) национальный доход 2) валовой национальный продукт
А 23. Кто является источником власти в демократической стране:
1) народ 2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества
А 24. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется
1) авторитаризмом 2) волюнтаризмом
3) тоталитаризмом 4) абсолютизмом
А 25. Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства? 1) федерация 2) республика 3) монархия 4) демократия
А 26. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе
1) 21 года 2) 25 лет
3) 30 лет 4) 35 лет
А 27. Получение наследства регулируется правом
1) административным 2) семейным
3) трудовым 4) гражданским
А 28. С какого момента гражданин РФ становится правоспособным ?
1) с момента рождения 2) с момента получения паспорта
3) с момента наступления совершеннолетия 4) с начала трудовой деятельности
А 29. Ни один закон и подзаконный акт РФ не может
1) противоречить Конституции РФ
2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда
3) вступить в законную силу без указа Президента РФ
4)противоречить постановлениям Правительства РФ
ЧАСТЬ В
В 1. Установите соответствие между видами деятельности и особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) создание необходимых людям благ
А) игра
2) наличие воображаемой обстановки
Б) общение
3) обязательное использование языка
В) труд
4) необходимость специальной подготовки
В 2. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
1) Плотники 2) Каменщики
3) Строящийся дом 4) Крановщики
5) Подъемные краны 6) Правила техники безопасности
7) Строительные материалы
Ответ: _______________________________
В 3. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального?
1) Ощущение 2) Восприятие
3) Суждение 4) Понятия
5) Представление 6) Умозаключения
В 4. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».
1) понятия, относящиеся к правовой сфере, - ______________________________________________________________________________________________________________________
2) понятия, относящиеся к морально-нравственной сфере, - ______________________________________________________________________________________________________________________
3) понятия, относящиеся к религиозной сфере - ______________________________________________________________________________________________________________________
В 6. В приведённом ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:
1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2) развитие крупной машинной промышленности
3) преобладание ручного труда
4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5) основа производства – знания, информация
6) широкое применение машинной техники
7) неграмотность большинства населения
8) основной вид экспорта – средства производства
9) основной вид экспорта – сырьё
10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)
11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет
12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет
14) непрерывное образование граждан
15) решается задача преодоления неграмотности населения
Ответ: ___________________________________
В 7. Из нижеприведенного списка выберите то, что относится к духовной сфере жизни общества.
1) наука
2) религия
3) классы и социальные группы
4) образовательные организации и учреждения
5) политические партии
6) философия
Ответ__________________________________________
В 8 Установите соответствие между определениями и понятиями:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
А) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека
1) социальное неравенство
Б) перемещение человека из одной социальной группы в другую
2) социальная норма
В) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
3) социальная мобильность
Г) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам
4) социальная стратификация
В 9. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть». Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
В 10. Найдите в приведенном списке функции государства и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) Выражение интересов страны на международной арене
2) Выдвижение кандидатов на выборах
3) Создание религиозных организаций.
4) Защита безопасности страны
5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий
6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.
В 11. Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увольнение с работы
2) предупреждение
3) лишение свободы
4) штраф
5) исправительные работы
6) ссылка
Ответ________________________________
Критерии оценивания.
0 - 6 ошибок – «5»
7 – 10 ошибок – «4»
11 – 14 ошибок – «3»
15 и более ошибок – «2»
Темы сообщений.
1. От индустриального к информационному обществу.
2. Значение конфликтов в жизни человека.
3. Базовые ценности современной молодежи.
4. Социальная защищенность различных слоев населения в России.
5. Роль образования для достижения успеха в жизни.
6. Экологический кризис как глобальная проблема современного мира.
7. Проблема ограниченности ресурсов в современном мире.
8. Роль государства в экономической жизни общества.
9. Тенденции развития и особенности социальной структуры современного российского общества.
10. Причины и роль социальных конфликтов, пути их разрешения.
11. Проблемы, тенденции межнациональных отношений в современном мире.
12. Проблема сохранения культуры малых народов.
13. Укрепление института семьи, решение демографической проблемы в мире, России, регионе.
14. Равенство как базовая ценность современного человечества.
15. Толерантность как важнейшая демократическая ценность.
16. Построение правового государства в современной России.
17. Роль средств массовой информации в политической жизни современного общества.
18. Политический лидер сегодня – кто он?
19. Права несовершеннолетних в российском законодательстве. Роль Уполномоченного по правам ребенка в России.
20. Психологический климат в семье.
21. Деньги (происхождение, виды, функции).
22.Экономическое развитие современной России. Основные проблемы и пути их решении.
23. Реформа и революция – два пути преобразовании общества.
24. Права человека. История и современность.
25. Социальная ситуация и социальные проблемы современной России.
26. Религия как форма общественного сознания. Древнейшие религиозные культы.
27. Значение технического прогресса в жизни общества.
28. Место традиций в жизни современного человека.
29. Проблема выбора жизненного пути.
30. Веротерпимость как важнейшая ценность русской культуры.
31. Культура на пороге XXI в.
32. Стереотипы в межличностном общении.
33. Социальная компетентность.
34. Групповое давление и феномен конформизма.
35. Основные теории зарождения жизни на земле.
36. Какая армия нам нужна?
37. Роль и значение предпринимательской деятельности в жизни общества. Развитие института малого бизнеса в России и в регионе.
38. Политические партии и их роль в общественной жизни ( Происхождение, история, виды, место в политической системе).
39. Способы, пути предупреждения преступлений.
40. Национальный доход и национальный бюджет в современной экономике.
41. Форма правления. Монархия и республика.
Критерии оценивания сообщений.
- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления сообщения требованиям.
На «отлично»:
1. присутствие всех вышеперечисленных требований;
2. знание обучащимся изложенного в сообщении материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственной точки зрения, аргументов и комментариев, выводов;
4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме сообщения;
5. умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании сообщения;
6. наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
На «хорошо»:
1. мелкие замечания по оформлению сообщения;
2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.