«Звуки и буквы»
Презентация к уроку русского языка
1 класс Составила: Щербакова Н.В.
Цель:
уточнить представление о различиях между звуками и буквами; развивать внимание, мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук.
Буквы мы пишем, видим и называем. (повторите, пожалуйста, три раза!)
Разберём это правило на примерах:
1. БУКВЫ МЫ ПИШЕМ.
Например: в слове «СОЛЬ» первый звук [с], а буква для обозначения этого звука называется «эс»,
БУКВА – это значок для обозначения звука. Каждая буква имеет своё название.
Задание 1.
Этот старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома. Он летает на охоту За лягушками к болоту.
А
Задание 1.
Раскололся тесный домик На две половинки И посыпались в ладони Бусинки – дробинки.
Г
Задание 1.
В землю тёплую уйду, К солнцу колоском взойду, В нём таких, как я, Будет целая семья.
З
Задание 1.
В полотняной стране По реке простынк Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать!
У
2. БУКВЫ МЫ ВИДИМ.
Посмотрите на картинку и сосчитайте количество букв, которые видите. Сколько букв насчитали?
3. БУКВЫ МЫ НАЗЫВАЕМ.
А теперь, назовите буквы, которые вы нашли на картинке. Раскрасьте названные буквы цветными карандашами.
С
Ы
И
Р
Л
М
Д
Ё
С
О
Т
Итак, повторим самое главное:
СЛЫШИМ.
- ЗВУКИ МЫ
- БУКВЫ МЫ
ВИДИМ.
Потренируемся отличать звуки от букв.
Задание 2.
Прочтите слово. Назовите буквы, с помощью которых оно записано. Затем произнесите это слово, послушайте и назовите звуки. Из которых оно состоит.
Задание 2.
1. ДОМ
ОТВЕТ:
- буквы «дэ», «о», «эм»;
- звуки [д], [о], [м].
Задание 2.
2. ЁЖ
ОТВЕТ:
- буквы «ё», «ж»;
- звуки [й'], [о], [ш].
Задание 2.
3. ЛИСТ
ОТВЕТ:
- буквы «эль», «и», «эс», «тэ»;
- звуки [л'], [и], [с], [т].
Задание 2.
4. СЫР
ОТВЕТ:
- буквы «эс», «ы», «эр»;
- звуки [с], [ы], [р],.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Нарисуйте рядом с каждой фигурой её сестричку – двойняшку. Раскрасьте.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Если ваши пальчики устали, то можно сделать для них упражнение под общим названием «Музыкант».
Представьте, что вы музыканты и умеете играть на разных инструментах.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на пианино, при выполнении постарайтесь как можно сильнее ударять кончиками пальцев по клавишам.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на дудочке, с напряжение перебирая пальцами.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ПРИВАЛ
Поиграйте на баяне, с напряжение перебирая пальцами.
Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах.
Царство звуков
Царство букв
звуки мы слышим
буквы мы видим
Когда мы пишем, то переводим звуки из мира слышимого в мир видимого. Мы словно надеваем на звуки одежду в виде значков – букв.
А когда мы читаем, то делаем наоборот: переводим видимые значки в звучащие слова.
Задание 4.
Там темно. Попросим папу Нам включить поярче ЛАПУ.
ЛА М ПУ.
М
Задание 4.
Говорит Володе Коля: СТРОЙКУ получил я в школе.
ТРОЙКУ
3
С
Задание 4.
Здесь хорошее местечко, Протекает рядом ПЕЧКА.
РЕЧКА.
П
Р
Задание 4.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят ДВЕРИ.
ЗВЕРИ.
Д
З
Задание 4.
Сшил себе котёнок тапки, Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ.
ЛАПКИ.
Л
Ш
Мишуткина академия
Задание 1.
Мама частенько называет своего сына женским именем. Каким?
Мила Соня Даша Таня
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.