Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»
Джалкуева Елена Каюмовна, учитель русского языка и литературы
· Звуки речи (гласные и согласные, ударные и безударные, глухие и звонкие, твердые и мягкие)
· Тема урока. Контрольная работа (письменный опрос, тесты)
· Тема урока. Слог. Ударение. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков
Урок презентация
Цели:
1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической
системы русского языка и русской звучащей речи.
2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики.
3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения.
4. Вырабатывать навыки грамотного письма.
5. Развивать культуру устной и письменной речи.
6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.
Ход урока.
I. Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1)
П. Повторение.
1. Два человека работают по карточкам у доски.
Карточка № 1.
Жалоба.
Дядя прашу тебя,
памаги Твоей плимяннице Оли,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
(При проверке демонстрируется слайд № 3)
Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля?
Карточка № 2,
Тест.
1) В каком слове окончание -и?
A. На печк.
B. К Марь.
C. С дорог.
D. На площадк.
2) Укажи словосочетание:
A. Играют и поют
B. Грачи прилетели
C. Сладкий и горький
D. Вкусный мед
3) В предложении Завтра будет сильный ветер слово «завтра» является:
A. Определением
B. Обстоятельством
C. Дополнением
4) Какое слово пишется слитно:
A. (по)шел
B. (по)дороге
C. (по)набережной
D. (по)полю
5) На вопрос Что такое предмет? отвечает:
A. Подлежащее
B. Дополнение
C. Сказуемое
D. Определение
6) Сколько звуков в слове «льют»?
A. 4
B. 3
C. 5
D. 2
7) Какой знак нужно поставить в данном предложении? -Марс самая маленькая планета.
A. Запятую
В. Тире
B. Никакой
C. Двоеточие
2. Два человека работают по карточкам на месте (карточки - по усмотрению учителя).
3. Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2).
- I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами.
1) В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.
2) Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.
3) Отзвенит ручьями весна, и наступит лето.
4) Тут ее тоска взяла, и царица умерла.
5) В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.
6) Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.
7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.
Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
9) Красив, наряден русский лес.
10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.
4. Игра «Четвертый лишний».
Ночь, меч, туч, встреч.
Ширь, чудо, жюри, жизнь.
Налью, на пне, надою, напьюсь.
Поздний, местный, прелестный, прекрасный.
- По какому признаку одно слово в строчке лишнее?
Ш. Объяснение нового материала.
- Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место. Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)
- Дуб – дубы
- Пруд - пруды
- Кружка - кружек
- Сказка - сказок
- Ходьба - ходить
- Прут - прутик
- Косьба - косить
- Молотьба - молотить
- Крошка - крошить
(потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» - [с] и наоборот)
- По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости - глухости).
- Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие)
Дуб - ду[п], пруд - пру[т]
- Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются)
Кру[ш]ка, ска[с]ка
- Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.)
Хо[д’]ба
- Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.)
Пру[т]
- Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие).
Ко[з’]ба, моло[д’]ба
- Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).
Кро[ш]ка
- Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости - глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] - пруд и пру[т] - прут, а записать его надо двумя разными буквами.
- Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры,
- Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные).
- В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило.
- Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.
IV. Закрепление.
- На доске записаны слова:t гря.ка, тетра.ка, зу.ки, шу.ки, сне..ки, пиро..ки. (Слайд)
- Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:
Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
Рядом гласный подставляй.
- Где растет морковь?
- На грядках.
- Буквы пишут где?
- В тетрадках.
- Чистим что мы?
- Чистим зубки.
- Одеваем в холод?
- Шубки.
- Любим мы играть в..(снежки),
- Печь из снега..(пирожки).
- Парный в слове проверяй - Рядом гласный подставляй.
- Грядка! Нет чего?
- Нет грядок.
- А тетрадка?
- Нет тетрадок.
- Зубки!
- Изменили: зубы.
- Шубки!
- Проверяем: шубы.
- Снежки - снежок.
- Аппетитный..пирожок!
- Работа с учебником.
1. Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию,
2. Игра-эстафета «Не подводи свой ряд»
Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова.
1 ряд: мо..г, ви..г, дро..д, съе..д, пое..д, ска..ка, зу.
2 ряд: гво.дь, гру..ть, гро..дь, съе..т, ду., ло..ка, зве..д.
Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.
V. Обобщение материала. Выводы.
Все напишем правильно
И запомним правило.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Парные согласные
Самые опасные. (Слайд № 6)
VI. Домашнее задание.
Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281