kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»

Джалкуева Елена Каюмовна, учитель русского языка и литературы

·         Звуки речи (гласные и согласные, ударные и безударные, глухие и звонкие, твердые и мягкие)

·         Тема урока. Контрольная работа (письменный опрос, тесты)

·         Тема урока. Слог. Ударение. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков

Урок презентация

Цели:

    1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической

системы русского языка и русской звучащей речи.

             2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики.

   3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения.

             4. Вырабатывать навыки грамотного письма.

             5. Развивать культуру устной и письменной речи.

             6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.

Ход урока.

I.          Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1)

П. Повторение.

1.         Два человека работают по карточкам у доски.

Карточка № 1.

Жалоба.

Дядя прашу тебя,

памаги Твоей плимяннице Оли,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его дядя исправить двойку

И паставить мне пять.

(При проверке демонстрируется слайд № 3)

Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля?

Карточка № 2,

Тест.

1)         В каком слове окончание -и?

A.        На печк.

B.        К Марь.

C.        С дорог.

D.        На площадк.

2)         Укажи словосочетание:

A.        Играют и поют

B.        Грачи прилетели

C.        Сладкий и горький

D.        Вкусный мед

3)         В предложении Завтра будет сильный ветер слово «завтра» является:

A.        Определением

B.        Обстоятельством

C.        Дополнением

4)         Какое слово пишется слитно:

A.        (по)шел

B.        (по)дороге

C.        (по)набережной

D.        (по)полю

5)         На вопрос Что такое предмет? отвечает:

A.        Подлежащее

B.        Дополнение

C.        Сказуемое

D.        Определение

6)         Сколько звуков в слове «льют»?

A.        4

B.        3

C.        5

D.        2

7)         Какой знак нужно поставить в данном предложении? -Марс самая маленькая планета.

A.        Запятую

В.  Тире

B.        Никакой

C.        Двоеточие

2.         Два человека работают по карточкам на месте (карточки - по усмотрению учителя).

3.         Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2).

-          I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами.

1)         В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.

2)         Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.

3)         Отзвенит ручьями весна, и наступит лето.

4)         Тут ее тоска взяла, и царица умерла.

5)         В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.

6)         Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.

                7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.

                  Весело, радостно играют у высокой сосны белки.

                9) Красив, наряден русский лес.

               10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.

4.         Игра «Четвертый лишний».

Ночь, меч, туч, встреч.

Ширь, чудо, жюри, жизнь.

Налью, на пне, надою, напьюсь.

Поздний, местный, прелестный, прекрасный.

-          По какому признаку одно слово в строчке лишнее?

Ш. Объяснение нового материала.

-          Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место. Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)

  • Дуб – дубы
  • Пруд - пруды
  • Кружка - кружек
  • Сказка - сказок
  • Ходьба - ходить
  • Прут - прутик
  • Косьба - косить
  • Молотьба - молотить
  • Крошка - крошить

(потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» - [с] и наоборот)

-          По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости - глухости).

-          Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие)

Дуб - ду[п], пруд - пру[т]

-          Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются)

Кру[ш]ка, ска[с]ка

-          Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.)

Хо[д’]ба

-          Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.)

Пру[т]

-          Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие).

Ко[з’]ба, моло[д’]ба

-          Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).

Кро[ш]ка

-          Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости - глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] - пруд и пру[т] - прут, а записать его надо двумя разными буквами.

-          Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры,

-          Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные).

-          В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило.

-          Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.

IV.       Закрепление.

-          На доске записаны слова:t гря.ка, тетра.ка, зу.ки, шу.ки, сне..ки, пиро..ки. (Слайд)

-          Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:

Парные согласные самые опасные.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй.

Рядом гласный подставляй.

-          Где растет морковь?

-          На грядках.

-          Буквы пишут где?

-          В тетрадках.

-          Чистим что мы?

-          Чистим зубки.

-          Одеваем в холод?

-          Шубки.

-          Любим мы играть в..(снежки),

-          Печь из снега..(пирожки).

-          Парный в слове проверяй - Рядом гласный подставляй.

-          Грядка! Нет чего?

-          Нет грядок.

-          А тетрадка?

-          Нет тетрадок.

-          Зубки!

-          Изменили: зубы.

-          Шубки!

-          Проверяем: шубы.

-          Снежки - снежок.

-          Аппетитный..пирожок!

-          Работа с учебником.

1.         Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию,

2.         Игра-эстафета «Не подводи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова.

1          ряд: мо..г, ви..г, дро..д, съе..д, пое..д, ска..ка, зу.

2          ряд: гво.дь, гру..ть, гро..дь, съе..т, ду., ло..ка, зве..д.

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.

V.        Обобщение материала. Выводы.

Все напишем правильно

 И запомним правило.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Парные согласные

 Самые опасные. (Слайд № 6)

VI.       Домашнее задание.

Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие"

Автор: Джалкуева Елена Каюмовна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методическая разработка урока для 5 класса "Знакомство с орфоэпией" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-dlia-5-klassa-znakomstvo-s-orfoepiiei"
    ["file_id"] => string(6) "148678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419796551"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Методическая разработка по теме " Парные звонкие и глухие согласные в середине слова" "
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-parnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie-soghlasnyie-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "203709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429534765"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "материал по теме: "Поиск и увлеченность - залог успеха в обучении" "
    ["seo_title"] => string(71) "matierial-po-tiemie-poisk-i-uvliechiennost-zalogh-uspiekha-v-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "139025"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417630059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства