kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  в 3 классе

по теме: «Правописание гласных И, Ы после Ц»

(Система Л. В. Занкова, автор курса Н. В. Нечаева )

Цель урока: учить обозначать звук [Ы]  после Ц.

Задачи урока:

- на основе анализа языкового материала помочь учащимся выяснить, как обозначается звук [Ы] после букв шипящих и Ц;

-учить находить орфограмму в слове и определять способы её проверки;  

- развивать умение многоаспектно подходить к анализу учебной задачи;

- развивать  умение делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других;

 - развивать умение работать в парах

 - развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- воспитывать коммуникационную культуру.

Оборудование:

- презентация;

- учебник «Русский язык – 3 класс» (автор Н. В. Нечаева)

Ход урока

1. Орг.  момент

На доске запись:

 Девятое февраля.

Классная работа.

Ученики оформляют начало работы.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы будем изучать новую тему, но для этого нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем,

поэтому начнем со словарного диктанта. Тренируем память. Диктую сразу 4 слова:

Лягушка, лапша, ладонь, лагерь.

Придумайте, как  всё это можно назвать. Напишите.

Лить, сидел, пить, жить.

Придумайте, как  всё это можно назвать. Напишите.

Проверка:

Что у вас получилось? Докажите, что это так.

Какое задание вы выполняли? (Придумывали обобщающее понятие.)

Какое задание ещё можно придумать к этим группам слов?

- Давайте  выполним задание, которое нам предложил Рома. Кто может выполнить задание, которое предложила Полина?

Проверка:

Назовите лишнее слово и докажите это.

- Назовите буквы гласных, которые пишутся после букв мягких согласных. ( я,е,ё,ю,и), твёрдых согласных ( а, о,у,ы,э)

Всегда ли работает названное нами правило правописания гласных после букв твёрдых и мягких согласных? (Нет, оно не работает в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Дети записывают слова в произвольном порядке и придумывают и записывают обобщающее понятие.

Лягушка, лапша, ладонь, лагерь –это словарные слова,  (предметы), (имена существительные).

Лить, сидел, пить, жить – это глаголы.

Доказывают, обозначают орфограммы.

Уч-ся предлагают задания:

- Назвать грамматические характеристики.

- Найти лишнее.

Ответы:

- В1 группе лишнее слово «лагерь», т.к. это сущ. м.р., а все другие – ж. р.

Слово «лапша» - нет формы мн.числа

Во 2 группе лишнее слово «сидел», т.к это глагол прош. вр., а все остальные – инфинитивы.

- В1 группе лишнее слово «лягушка», т.к. в нём первый слог «ля», в нем звук (л) мягкий.

Во 2 группе лишнее слово «жить», т.к. в нём буква «и» обозначает звук  (ы)

3.Объявление темы

Наблюдение над правописанием гласных после букв Ж, Ш, Ч, Щ, Ц

Динамическая пауза.

- Молодцы, вспомнили, а теперь давайте прочитаем, тему нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И, Ы  ПОСЛЕ Ц.

- Как вы думаете, ребята, какие задачи мы должны решить на уроке?

Начнём с № 344.

Прочитай задание, Денис.

Какие слова в тексте упр. Вам непонятны?

ЖИМОЛОСТЬ, –и, ж. Кустарниковое, иногда вьющееся, растение с душистыми цветками.

ШИРМА - Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой. Сложить, расставить ширму. Кровать за ширмами. Ш. в театре кукол (перегородка, за которой находятся кукловоды).

ЦИНК, –а, м. Химический элемент, ковкий металл синевато-белого цвета.

ПОДШИПНИК, –а, м. Часть опоры вращающейся или качающейся части механизма. Шариковый п. Роликовый п.

ЧУБЧИК- Спускающаяся на лоб прядь волос. Пан?ы дерутся, а у холопов (хлопцев) чубы трясутся (посл. о том, что ссоры начальства отражаются на подчинённых).

ПРИЧАЛ-. Место у берега, оборудованное для стоянки и обслуживания судов, для причаливания лодок. Катер стоит у причала.

3. Верёвка, канат для причаливания. Бросить, подать, закрепить п.

Сделайте задание, которое прочитал Денис.

По какому признаку они распределены в группы?

Прочитайте следующее задание к упражнению.

Как лучше оформить запись?

Проверка (на доске вариант учителя):

- Проверьте, пожалуйста, не допустила ли я ошибок?

ЖИ, ШИ, ЦИ

ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

- А почему у одного из учеников, как утверждают авторы учебника, было записано 16 буквосочетаний?

- Что ещё можно сказать о согласных звуках в выписанных буквосочетаниях.

Какие правила написания согласных после этих гласных ты знаешь, какие еще нет?

Игра «Светофор»

Работают  сигнальными карточками: если в словах нужно писать Ы, А, У   – показывают красный сигнал,

И, Я, Ю – показывают зелёный сигнал.

Учитель называет слова:

Житель, прощай, початок, щурёнок, пружина щавель, часовой, чуланчик, насушить, бахча

Учебник с. 36.

Уч-ся объясняют лексическое значение слов, либо находят в толковых словарях, работая в группах.

Записывают самостоятельно слова в тетради.

Ответы: В 1 столбик записаны  слова с сочетаниями жи, ши, ци – с буквой И. Слова, в которых есть непарные твердые согласные.

Во 2 столбик слова с сочетаниями  ча,ща,чу,щу.

Слова, в которых есть непарные мягкие согласные.

Самостоятельное чтение задания.

Уточняют : На одной строке запишем буквы непарных твердых согласных вместе с гласными, а на другой  буквы непарных мягких согласных вместе с гласными).

Ответ: Этот ученик повторял их, выписывая из каждого слова.

В древнерусском языке согласные шипящие звуки (ч,ш, ж,щ) были мягкими. Со временем (ж,ш) отвердели и сохранили мягкость лишь (ч, щ).  Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч,щ, в современном письме объясняется историческими причинами.

Ответы: Звуки (ж) и (ш )– парные по зв –глух.

(ч) и (щ) – не имеют звонкой пары.

Звуки (ш,ж,ч,щ) – шипящие.

Звук  (ц) – соглас., глух., непарн., тверд, непарн.

Выполняют стоя.

4.Обозначение гласных после ц

В том, как обозначается звук [Ы]  после Ц поможет разобраться  №345.

Посмотрите на значок, как будем выполнять это упр.? (В парах).

Прочитайте самостоятельно задание.  Исследуйте, что нужно писать после Ц - И или Ы?

Что вы выяснили?

- Как разобраться, когда писать и, а когда Ы?

Запишите слова в 3 столбика и разберите их по составу, как предложил ___.

Сделайте предварительный вывод о правописании букв и, ы после ц.

Что общего в обозначении звука (ы) после звука (ц) с его обозначением после звуков  (ж), (ш)?

Почему после ц пишется и, а в других случаях ы?

(Это разнообразие написаний слов объясняется историческими причинами)

Проверьте, правильно ли я показала на схеме правописание Ы,  И после Ц?

ЦИ                            ЦЫ

    Куда мне их добавить?                                                       

Работают в парах.

Ответы: После Ц может писаться буква И, а также буква Ы.

Если учащиеся не предлагают свой вариант решения проблемы, предложить им обратиться к подсказке учебника – разобрать слова по составу.

Выполняют 2 ученика у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Проверка с доказательством разбора.

Ответ:

Звук (ы) после этих согласных может быть обозначен буквой «и». В сочетаниях ЖИ, ШИ только И, а после Ц нужно смотреть, в какой части слова орфограмма.

Используются  карточки- заготовки для составления схемы.

- Нет,  на схеме не указаны слова-исключения.

5. Физкультминутка

«Выполни нужное движение»

Ц_ркач, ц_фра,  краснолиц_й, спиц_, куниц_, ц_плёнок, ц_клон, ц_ганский, зайц_, ц_кать, синиц_н, ц_линдр.

Ы - приседают

И – руки вверх, на носочки

Придумайте задание.

На ц_почках приходит в ц_рк

Ц_ган и начинает танц_.

Вот на ц_новке молодц_

Надели на ц_плёнка панцирь.

  Выполните задание - спишите.

Кто последний назовёт орфограмму, которая встречается в тексте упражнения?

   А каких орфограмм здесь нет?

В тексте найдите и выпишите  словосочетеания, подходящие к схеме:

глагол (что?) сущ.

Какими членами предложения будут являться сущ. Докажите.

Предлагают:

-Списать, вставить пропущенные буквы.

- Обозначить орфограммы.

- Найти словосочетания.

Называют, подчеркивают в тетради.

Называют.

Ответ: начинает танцы,

надели панцирь.

Находят основы предложений.

№353. Что можете сказать?

Выполним задание упражнения.

В этом предложении собраны слова –исключения

Инсценируют.

Предложенные задания:

Основу предложения подчеркнуть, выписать словосочетания,

разобрать слова по составу,

сделать морфологический разбор слов,

придумать другое предложение

6. Итог.

Запишите в тетрадь вопросы по теме урока, на которые вы могли :бы ответить: «Я знаю», «Я не знаю»

Оцените свою письменную работу.

Домашнее задание:№350

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц"»

Урок русского языка  в 3 «Б» классе Тема: «Правописание гласных И, Ы после Ц»  (Система Л. В. Занкова)  Выполнила Кука Виктория Евгеньевна, учитель МОУ СОШ №45

Урок русского языка в 3 «Б» классе

Тема: «Правописание гласных И, Ы после Ц»

(Система Л. В. Занкова)

Выполнила Кука Виктория Евгеньевна, учитель МОУ СОШ №45

Цель урока : учить обозначать звук [Ы] после Ц. Задачи урока: - на основе анализа языкового материала помочь учащимся выяснить, как обозначается звук [Ы] после букв шипящих и Ц; -учить находить орфограмму в слове и определять способы её проверки; - развивать умение многоаспектно подходить к анализу учебной задачи; - развивать умение делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других;  - развивать умение работать в парах  - развивать навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать коммуникационную культуру.  Оборудование: - презентация ;  учебник «Русский язык – 3 класс» (автор Н. В. Нечаева); - карточки для составления схемы

Цель урока : учить обозначать звук [Ы] после Ц.

Задачи урока:

- на основе анализа языкового материала помочь учащимся выяснить, как обозначается звук [Ы] после букв шипящих и Ц;

-учить находить орфограмму в слове и определять способы её проверки;

- развивать умение многоаспектно подходить к анализу учебной задачи;

- развивать умение делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других;

- развивать умение работать в парах

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

  • воспитывать коммуникационную культуру.

Оборудование:

- презентация ;

  • учебник «Русский язык – 3 класс» (автор Н. В. Нечаева);

- карточки для составления схемы

Девятое февраля. Классная работа.

Девятое февраля.

Классная работа.

Л я гушка, л а пша, л а донь, лаг е рь – это _________. Лить, сидел, пить, жить – это _______.

Л я гушка, л а пша, л а донь, лаг е рь –

это _________.

Лить, сидел, пить, жить – это _______.

а, о, у, ы, э  я, е, ё, ю, и  ___________________ Но! ж и , ш и , ч а , щ а , ч у , щ у

а, о, у, ы, э

я, е, ё, ю, и

___________________

Но!

ж и , ш и , ч а , щ а , ч у , щ у

Тема урока: Правописание гласных И , Ы после Ц.

Тема урока:

Правописание гласных И , Ы после Ц.

ж и молость прич а л

ж и молость

прич а л

Ж И , Ш И , Ц И Ч А , Щ А , Ч У , Щ У

Ж И , Ш И , Ц И

Ч А , Щ А , Ч У , Щ У

исключения: цирк цыган цифра огурцы цыплёнок циркуль молодцы цыпочки нарцисс овцы цыц птицы сестрицын Птицын

исключения:

цирк

цыган

цифра

огурцы

цыплёнок

циркуль

молодцы

цыпочки

нарцисс

овцы

цыц

птицы

сестрицын

Птицын

ц_ркач ц_фра краснолиц_й куниц_ ц_плёнок  ц_клон ц_ганский зайц_ ц_линдр ц и ркач ц и фра краснолиц ы й куниц ы ц ы плёнок ц и клон ц ы ганский зайц ы  ц и линдр

ц_ркач

ц_фра

краснолиц_й

куниц_

ц_плёнок

ц_клон

ц_ганский

зайц_

ц_линдр

ц и ркач

ц и фра

краснолиц ы й

куниц ы

ц ы плёнок

ц и клон

ц ы ганский

зайц ы

ц и линдр

На ц_почках приходит в ц_рк Ц_ган и начинает танц_. Вот на ц_новке молодц_ Надели на ц_плёнка панц_рь.

На ц_почках приходит в ц_рк

Ц_ган и начинает танц_.

Вот на ц_новке молодц_

Надели на ц_плёнка панц_рь.

На ц ы почках приходит в ц и рк Ц ы ган и начинает танц ы . Вот на ц и новке молодц ы Надели на ц ы плёнка панц и рь. что? глагол сущ.

На ц ы почках приходит в ц и рк

Ц ы ган и начинает танц ы .

Вот на ц и новке молодц ы

Надели на ц ы плёнка панц и рь.

что?

глагол сущ.

Задание на дом: Учебник - упражнение 350.

Задание на дом:

Учебник - упражнение 350.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц"

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 260298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "урок русского языка в 3 классе по теме Неопределённая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "129842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415782849"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Разработка урока по русскому языку. Тема: "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс."
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotkaurokaporusskomuiazykutiemapravopisaniieslovssochietaniiamizhishichashchachushchu2klass"
    ["file_id"] => string(6) "268846"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450705183"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока русского, презентация "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-russkogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "176037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424352989"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока русского языка в10 классе казахской школы на тему  изложение  "Заповедник Кургальджино" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v10-klassie-kazakhskoi-shkoly-na-tiemu-izlozhieniie-zapoviednik-kurghal-dzhino"
    ["file_id"] => string(6) "123503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414509803"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства