Всем известно, что в школу дети приходят не только для того, чтобы учить уроки и получать знания в различных образовательных областях, они еще хотят обрести новых друзей, получить удовольствие от общения вне классно-урочной системы, рамками которой мы, педагоги, их порой ограничиваем в этих желаниях. Я, всякий раз набирая учеников в первый класс, надеюсь на то, что все мои усилия: организация процесса педагогической деятельности, включающей образовательные услуги, воспитательную работу с классным коллективом, внеурочную деятельность, направлены на общее развитие личности ребенка, его дальнейшую успешную адаптацию и социализацию. Хочется верить и в то, что знания мои ученики получают с интересом и удовольствием, а созданная в начальной школе доброжелательная комфортная обстановка в классе способствует установлению тесных дружеских отношений, основанных на взаимопонимании, уважении, доверии и взаимопомощи.
Цель данной работы заключается в обобщении опыта работы по формированию условий создания творческой среды развития в начальной школе.
-
- Раскрыть особенности работы по формированию и развитию творческих способностей учащихся.
- Проанализировать результативность направлений педагогической деятельности.
- Определить ориентиры дальнейшей деятельности по созданию творческой среды развития для учащихся начальных классов.
Планируемый результат:
Представление результатов и особенностей создания условий развития творческой среды для учащихся начальной школы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Кто испытал наслаждение творчества,
для того уже все другие наслаждения не существуют.
Антон Чехов
- Принципы организации деятельности педагога по созданию творческой среды
Тема развития творческой среды воспитания остается актуальной, хотя и не является новой в педагогике. Проблема поиска и подбора инструментария для лаборатории по выработке универсальных условий для создания творческой среды решается каждым педагогом индивидуально. У меня сложилась своя система работы, основанная на нескольких принципах, которых я придерживаюсь в своей практике со студенческой скамьи.
Главный принцип: Не навреди, но помоги. Сначала помоги ребенку просто увидеть мир по-новому, найди возможность прикоснуться к неведомому для него устройству жизни, чтобы затем ребенку захотелось разобраться в этом устройстве и управлять процессами этого вновь открытого им мира.
Второй принцип: Интересно? Сделай! Мотивация – прекрасный двигатель творчества, и не только. Но эффект заинтересованности меркнет под воздействием суровой правды. «Я не умею, не могу, у меня ничего не получается» - слышу от учеников. Но не устаю повторять: слов «не могу» не бывает, так ответить проще всего, а ты попробуй еще, постарайся. Часто мама в детстве повторяла мне фразу, которую я и сама теперь произношу: «ничего не получается у того, кто ничего не делает» или «не ошибается тот, кто ничего не делает». Всегда поддерживаю учеников: начинай трудиться – я тебе помогу, научу, я всегда рядом. На данном этапе срабатывает всегда одно мое признание: открою вам секрет – я тоже раньше не умела это делать. На родительских собраниях спрашивают «как заставить?», а не «как научить?», а на уроках технологии от детей чаще слышу не «помогите мне», а «сделайте мне». Все – и взрослые, и дети, хотят мгновенного результата. И в том, и другом случае есть реальные возможности ошибок, но на ошибках, как известно, учатся. А я могу лишь показать, как постараться избежать трудностей, предусмотреть провалы, неудачи. «Свобода творчества – свобода делать ошибки», - писал советский ученый Петр Капица.
Третий принцип: Создавая, совершенствуй! Сделай ярче, необыкновеннее, лучше, интереснее. Стараюсь преумножать накопленный опыт, добавляя яркие краски, используя новые техники, реализуя смелые замыслы. Считаю, что можно увидеть положительное в результатах чужого труда, но ни в коем случае не использовать их, а воплощая свои личные замыслы и идеи, достигать новых вершин. В постоянном стремлении к удивительному, неизведанному, новому и рождается способность человека к творчеству. Чем больше ребенок придумывает, создает, воплощает, тем интереснее, многограннее, ярче становится его внутренний мир, тем шире он воспринимает основы духовно-нравственных ценностей окружающей действительности.
2.Основные направления и результаты работы с детьми
Чтобы выстроить условия создания творческой среды развития в классе, планирую свою деятельность, реализуя учебные, развивающие, воспитательные задачи по следующим направлениям:
- Творческие работы в системе уроков – сборники сочинений, альбомы, альманахи, выступления;
- Проектная деятельность;
- Внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, конкурсах.
- Воспитательная внеклассная работа с детским коллективом и семьями учащихся – экскурсии, походы, поездки, встречи;
- Сотрудничество с ЦДТ и ДК – посещение кружков, участие в выставках, совместных программах, праздниках.
- Кружковая работа.
Анализируя результативность перечисленных направлений моей деятельности, можно прийти к выводу о том, что интерес, возникающий в процессе творчества, дает ребенку не только возможность реализовать свои способности, но и совершенствовать свои знания, навыки, открывать и постигать неизведанное, новое.
В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И действительно, творчество – есть некая деятельность, когда на основе имеющегося у человека опыта, он создает, воображает, придумывает то, чего ранее до него никто не придумал и не создал.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по созданию творческой среды развития, я считаю, что поставленные задачи успешно решаются, цели достигаются, ведь все мои ученики находят место для реализации своих замыслов и идей, применения своих талантов в урочной и внеурочной деятельности. А я и в дальнейшем планирую работать по всем направлениям, так как вижу необходимость, эффективность и результативность такой работы, искренне веря, что «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок», как говорил Артур Шопенгауэр.