ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша школа не стала исключением.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить – учиться - лозунг стандартов второго поколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель - направляющая сила для ребёнка.
Особенность начальной школы как звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы включение в работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения стало ответственным шагом. В школе была создана творческая группа, члены которой работали над созданием основной образовательной программы начального общего образования. Была организована методическая работа с учителями начальных классов по подготовке к реализации требований Стандарта.
Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты. Учителями нашей школы были разработаны рабочие учебные программы, создана электронная база рабочих учебных программ по всем предметам для 1-2 классов.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации). Поэтому учителями начальных классов, физической культуры, музыки, иностранного языка внесены коррективы в рабочие учебные программы в соответствии с требованиями ФГОС:
- дополнены пояснительные записки, отражены предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
- в содержании рабочих учебных программ отражены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- разработаны планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы психологического характера у преподавательского состава:
-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы педагогической деятельности;
-упрощённое понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных предметов и курсов).
В процессе реализации основной образовательной программы начальной школы возникла проблема по определению метапредметных и личностных результатов, обусловленная отсутствием диагностического инструментария.
Следует отметить, что методическая служба нашей школы оказывает постоянную поддержку педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации, подготовка сообщений на школьных методических объединениях, педагогические советы. Также проводятся теоретические семинары и семинары-практикумы, с приглашением работников институтов повышения квалификации из разных регионов России. Однако проводимая работа большей частью направлена на теоретическую подготовку педагогов, а учителям начальной школы хотелось бы больше знакомства с практическими навыками работы в условиях новых ФГОС.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, которая позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников и добиться получения высоких результатов в обучении и воспитании. Внеурочная деятельность-это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов.
В нашей школе в структуру учебного плана входит 10 часов внеурочной деятельности в каждом классе. Внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям и разделам:
1. Духовно-нравственное направление:
-патриотический кружок «Родничок»
2. Художественно-эстетическое направление:
-программа «Театральная азбука»;
-программа «Модульное оригами»;
-программа «Глиняная игрушка».
3. Спортивно-оздоровительное направление:
- секция «Минифутбол»;
-секция «Баскетбол»;
-секция «Спортивная аэробика»
- программа «Корригирующая гимнастика»
4. Общекультурное направление:
-программа «Педагогика здоровья»
5. Обще-интеллектуальное направление:
-программа «Шахматы»;
-программа «Развитие творческих способностей»;
-программа «Умники и умницы».
Занятия обучающихся при организации внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, диспутов, библиотечных уроков, соревнований в соответствии с планом внеурочной деятельности. Организационными формами объединения обучающихся по всем направлениям внеурочной деятельности стали кружки и секции.
Главной проблемой при организации внеурочной деятельности в нашей школе стала недостаточная готовность материальной базы. В течение всего рабочего дня обучающиеся находятся в учебном помещении, где нет места для игр и отдыха. Следует отметить, что подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, для которых ведущим видом деятельности является игра. Шестилетнему ребёнку свойственна активная игра, через которую он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.
Классная комната первоклассников непременно должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство. Учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы, а особенно первоклассников, считаю необходимым введение часа для пассивного отдыха. В нашей школе нет спальных комнат для отдыха детей между учебной и внеурочной деятельностью, нет игровых комнат. Такой пробел в материальном оснащении школы ведёт к колоссальной перегрузке обучающихся, а ведение кружков и секции не является настолько эффективным, как это было запланировано изначально.
Ещё одной немаловажной проблемой педагогов стала оплата внеурочной деятельности. Изначально внеурочную деятельность внесли в учебный план, что предполагает и выделение денег на проведение разнообразных кружков. Но как говорится «гладко на бумаге, да забыли про овраги», когда начался учебный год учителя и другие специалисты нашей школы с удовольствием взяли на себя работу по организации дополнительного образования, но, оказалось, что на оплату кружков нет средств, так как внеурочную деятельность исключили из учебного плана.
Таким образом, подводя итоги первого года работы по федеральным государственным образовательным стандартам, можно выделить следующие основные проблемы:
-отсутствие чёткого механизма финансирования организационной модели ведения внеурочной деятельности;
-отсутствие инструментария для проведения мониторинга образовательных результатов обучающихся;
-материально-технические условия реализации ФГОС НОО обеспечены не в полной мере (наличие компьютеров для обучающихся, медиатеки, современной библиотеки, игровых и спальных комнат и др.);
-недостаточная методическая подготовка педагогов, отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов)
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а также организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам, мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за новый федеральный государственный образовательный стандарт, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогают семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег, сотрудничество с другими школами города и округа. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС НОО, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (создание рабочих учебных программ и планирования, составление технологических карт урока, формирование универсальных учебных действий и многое другое). Решение большинства проблем, возникающих при введении федерального государственного образовательного стандарта, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько чётко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью достигнуты.
Я считаю, что мне повезло быть одной из первых педагогов, обучающих школьников по ФГОС. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать. В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС НОО, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых образовательных стандартов школьного образования.
Сергеева Любовь Михайловна
Учитель начальных классов
МОУ «Помарская СОШ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ »
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша школа не стала исключением.
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить – учиться - лозунг стандартов второго поколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель - направляющая сила для ребёнка.
Особенность начальной школы как звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы включение в работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения стало ответственным шагом. В школе была создана творческая группа, члены которой работали над созданием основной образовательной программы начального общего образования. Была организована методическая работа с учителями начальных классов по подготовке к реализации требований Стандарта.
Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты. Учителями нашей школы были разработаны рабочие учебные программы, создана электронная база рабочих учебных программ по всем предметам для 1-2 классов.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации). Поэтому учителями начальных классов, физической культуры, музыки, иностранного языка внесены коррективы в рабочие учебные программы в соответствии с требованиями ФГОС:
- дополнены пояснительные записки, отражены предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
- в содержании рабочих учебных программ отражены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- разработаны планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы психологического характера у преподавательского состава:
-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы педагогической деятельности;
-упрощённое понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных предметов и курсов).
В процессе реализации основной образовательной программы начальной школы возникла проблема по определению метапредметных и личностных результатов, обусловленная отсутствием диагностического инструментария.
Следует отметить, что методическая служба нашей школы оказывает постоянную поддержку педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации, подготовка сообщений на школьных методических объединениях, педагогические советы. Также проводятся теоретические семинары и семинары-практикумы, с приглашением работников институтов повышения квалификации из разных регионов России. Однако проводимая работа большей частью направлена на теоретическую подготовку педагогов, а учителям начальной школы хотелось бы больше знакомства с практическими навыками работы в условиях новых ФГОС.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, которая позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников и добиться получения высоких результатов в обучении и воспитании. Внеурочная деятельность-это образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов.
В нашей школе в структуру учебного плана входит 10 часов внеурочной деятельности в каждом классе. Внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям и разделам:
1. Духовно-нравственное направление:
-патриотический кружок «Родничок»
2. Художественно-эстетическое направление:
-программа «Театральная азбука»;
-программа «Модульное оригами»;
-программа «Глиняная игрушка».
3. Спортивно-оздоровительное направление:
- секция «Минифутбол»;
-секция «Баскетбол»;
-секция «Спортивная аэробика»
- программа «Корригирующая гимнастика»
4. Общекультурное направление:
-программа «Педагогика здоровья»
5. Обще-интеллектуальное направление:
-программа «Шахматы»;
-программа «Развитие творческих способностей»;
-программа «Умники и умницы».
Занятия обучающихся при организации внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, диспутов, библиотечных уроков, соревнований в соответствии с планом внеурочной деятельности. Организационными формами объединения обучающихся по всем направлениям внеурочной деятельности стали кружки и секции.
Главной проблемой при организации внеурочной деятельности в нашей школе стала недостаточная готовность материальной базы. В течение всего рабочего дня обучающиеся находятся в учебном помещении, где нет места для игр и отдыха. Следует отметить, что подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, для которых ведущим видом деятельности является игра. Шестилетнему ребёнку свойственна активная игра, через которую он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.
Классная комната первоклассников непременно должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство. Учитывая возрастные особенности обучающихся начальной школы, а особенно первоклассников, считаю необходимым введение часа для пассивного отдыха. В нашей школе нет спальных комнат для отдыха детей между учебной и внеурочной деятельностью, нет игровых комнат. Такой пробел в материальном оснащении школы ведёт к колоссальной перегрузке обучающихся, а ведение кружков и секции не является настолько эффективным, как это было запланировано изначально.
Ещё одной немаловажной проблемой педагогов стала оплата внеурочной деятельности. Изначально внеурочную деятельность внесли в учебный план, что предполагает и выделение денег на проведение разнообразных кружков. Но как говорится «гладко на бумаге, да забыли про овраги», когда начался учебный год учителя и другие специалисты нашей школы с удовольствием взяли на себя работу по организации дополнительного образования, но, оказалось, что на оплату кружков нет средств, так как внеурочную деятельность исключили из учебного плана.
Таким образом, подводя итоги первого года работы по федеральным государственным образовательным стандартам, можно выделить следующие основные проблемы:
-отсутствие чёткого механизма финансирования организационной модели ведения внеурочной деятельности;
-отсутствие инструментария для проведения мониторинга образовательных результатов обучающихся;
-материально-технические условия реализации ФГОС НОО обеспечены не в полной мере (наличие компьютеров для обучающихся, медиатеки, современной библиотеки, игровых и спальных комнат и др.);
-недостаточная методическая подготовка педагогов, отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов)
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а также организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам, мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за новый федеральный государственный образовательный стандарт, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогают семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег, сотрудничество с другими школами города и округа. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС НОО, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (создание рабочих учебных программ и планирования, составление технологических карт урока, формирование универсальных учебных действий и многое другое). Решение большинства проблем, возникающих при введении федерального государственного образовательного стандарта, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько чётко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью достигнуты.
Я считаю, что мне повезло быть одной из первых педагогов, обучающих школьников по ФГОС. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать. В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС НОО, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых образовательных стандартов школьного образования.