Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности».
Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности».
«Если учитель объединяет в себе
любовь к делу и к ученикам;
он совершенный учитель».
А.Толстой
Высшая доминанта учителя, ученика, родителя, руководителя школы.
Самое главное и непременное условие работы в школе – это любовь.
Любовь к детям, которые окружают нас. Любовь к родителям этих детей.
Любовь к коллегам и к себе, как к товарищу этих людей. Это стремление помочь ребенку и взрослому в раскрытии неограниченных потенциальных возможностей. В школе держать эту высокую ноту – любви, справедливости и веры в человека – могут только верные и преданные идее детства люди.
В начальной школе не может быть места для зависти, вражды и лицемерия. Только при таких подходах учитель – профессионал способен оценить развивающего человека во всей совокупности его существа, даже если он, маленький, несимпатичен, грешен, заносчив, озлоблен.
Сверхзадача учителя начальных классов – обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка. Следует подчеркнуть значение единства усилий сторон, которые участвуют в процессе развития личности подрастающего человека. Лично мне это единство представляется в виде квадрата равнодействующих (ребенок – учитель – родитель – директор школы), постепенно переходящего в круг, как самую совершенную фигуру в природе.
Я убеждена, что хорошая начальная школа – это школа со своей спецификой, неповторимостью, уникальным почерком, стилем, лицом. Это школа, где процессы роста и развития осуществляются в особой атмосфере сотрудничества и общей заботы друг о друге и о самом себе. Это школа, где не может быть и средств на приобретение и присвоение высших общечеловеческих ценностей, и в первую очередь – чувства справедливости, где, крепко взявшись за руки, идут в одном восходящем направлении администрация школы, учителя, учащиеся и их родители.
Поиск – осознанная необходимость.
Учителя начальных классов нашей школы всячески поддерживают поиск разумного, оптимального, правильного соотношения между стабильностью образовательной системы и еще более обязательной ее динамичностью. Со всей остротой перед учителем и думающим администратором встает проблема педагогического риска и вкуса к экспериментальной работе, умения прогнозировать, вносить какие-либо коррективы. При этом нельзя забывать мудрость древних: торопись медленно.
Наша начальная школа в результате усилий учителей начальных классов получила статус «Творческая лаборатория». Повседневная и непарадная работа учителей начальных классов, пытающихся полностью реализовать свой творческий потенциал и добивающихся конкретных положительных результатов, создание творческой атмосферы, доброжелательного соперничества, позволили нам сделать определенные выводы, приблизиться к созданию своей модели, концепции начальной школы в увязке с местными условиями и возможностями. Так, например, планируем в новом учебном году включить в учебный план изучение информатики и иностранных языков (немецкий и английский).
Принципы, идеи, концепции уч. начальных классов.
В основе выбора путей мы учимся руководствоваться следующими принципами:
- учитель, как и его ученик, постоянно изменяется;
- учитель не вредит ребенку, он верит в свои силы и силы детей;
- учитель заботится о сохранении в детях радости, искренности, добрых начал;
- в современных условиях учитель смотрит на ребенка и родителя как на равноправного партнера в ситуации сотрудничества и жизни сегодня, а не завтра.
Необходимо отметить тенденцию многих учителей к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, созданию альтернативных подходов к общепринятым нормам.
По моему мнению, процессы обучения и воспитания в начальной школе разделяются только условно, на самом деле – это две стороны единого процесса. Если одна из сторон – освоение мира и развитие познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных процессов и качеств, то другая – формирование отношений к познаваемому. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Обоснование структуры учебного плана.
А) Базовый. Он включает в себя работу учителя – классного руководителя по изучению русского языка и литературного чтения, родного языка (рус., башк., татар.), математики окружающего мира, истории, культуры Башкортостана.
Сверхзадача учителя начальных классов в этом блоке предметов – умственное развитие, достигаемое ребенком в процессе научения его чтению, письму, счету в условиях сотрудничества развивающееся личности ученика и учителя, выхода на позиции самоопределения и полного раскрытия возможностей в коллективной учебной деятельности.
Б)Стимулирующий компонент предполагает введение в учебный план музыки – 1 час, ИЗО – 1 час, технологии – 2 часа, физической культуры –
2 часа (ритмика, гимнастика, ходьба, бег, прыжки, акробатические упражнения, валеология). Валеологическое образование включает в себя:
- программу валеологического воспитания и обучения;
- план реализации мероприятий по формированию здорого образа жизни;
- планы уроков по валеологии и внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни. Занятия проводятся в виде беседы-диалога в начале урока, деловой игры, урока-практикума. Такого типа уроки проводятся 1 раз в неделю, т.е. в год 32-34 урока.
Рекомендуются такие темы:
Режим дня школьника.
Личная гигиена.
Закаливание в домашних условиях.
Питание и здоровье.
Вредные привычки и здоровье.
Травматизм и его профилактика.
Физическая культура и здоровье.
Отравление и их профилактика.
Правила безопасности на воде, ПДД.
Предосторожности при обращении с животными.
Внутренняя боль и ее опасность.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от:
- активного участия самих учащихся;
- создания здоровьесберагающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности учителя;
- планомерной работы с родителями.
В)Развивающий. Этот блок включает в себя информатику, компьютерные игры, иностранный язык (нем.,англ.), который планируется с 2006 учебного года, начиная со 2 класса.
5. Многообразие единства.
Я думаю, что начальная школа – это почва, которая вырабатывает характерный стиль мышления, свои традиции и идеи, формирует психологический комфорт, создает неповторимый обмен и стиль творчества всех участников (детей и взрослых) процесса роста и развития.
Начальная школа – это педагогика больших красивых идей. Но она не строится на повелении: учитель должен, ученик обязан, родитель обеспечивает, завуч контролирует. Мы стараемся осознанно отвергать этот стандарт слов, поступков, чувств, программ, планов, подходов, ибо усредненность, штамп, боязнь творчества в пед.работе закономерно приводят к серости, ординарности, неразвитости субъекта воспитания – ученика, сегодняшнего ребенка, завтрашнего взрослого.
Работая в школе продолжительное время, гладя на своих коллег, я поняла, что настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией. Когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Концепция построения модели учебно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте.«Начальная школа – системное звено самоопределения личности». »
К О Н Ц Е П Ц И Я
построения модели учебно-воспитательного процесса
в младшем школьном возрасте.
«Начальная школа – системное звено самоопределения личности».
Составила
учитель начальных классов
высшей категории
МОБУ СОШ с.Благовар
Ганеева Татьяна Владимировна
«Если учитель объединяет в себе
любовь к делу и к ученикам;
он совершенный учитель».
А.Толстой
Высшая доминанта учителя, ученика, родителя, руководителя школы.
Самое главное и непременное условие работы в школе – это любовь.
Любовь к детям, которые окружают нас. Любовь к родителям этих детей.
Любовь к коллегам и к себе, как к товарищу этих людей. Это стремление помочь ребенку и взрослому в раскрытии неограниченных потенциальных возможностей. В школе держать эту высокую ноту – любви, справедливости и веры в человека – могут только верные и преданные идее детства люди.
В начальной школе не может быть места для зависти, вражды и лицемерия. Только при таких подходах учитель – профессионал способен оценить развивающего человека во всей совокупности его существа, даже если он, маленький, несимпатичен, грешен, заносчив, озлоблен.
Сверхзадача учителя начальных классов – обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка. Следует подчеркнуть значение единства усилий сторон, которые участвуют в процессе развития личности подрастающего человека. Лично мне это единство представляется в виде квадрата равнодействующих (ребенок – учитель – родитель – директор школы), постепенно переходящего в круг, как самую совершенную фигуру в природе.
Я убеждена, что хорошая начальная школа – это школа со своей спецификой, неповторимостью, уникальным почерком, стилем, лицом. Это школа, где процессы роста и развития осуществляются в особой атмосфере сотрудничества и общей заботы друг о друге и о самом себе. Это школа, где не может быть и средств на приобретение и присвоение высших общечеловеческих ценностей, и в первую очередь – чувства справедливости, где, крепко взявшись за руки, идут в одном восходящем направлении администрация школы, учителя, учащиеся и их родители.
Поиск – осознанная необходимость.
Учителя начальных классов нашей школы всячески поддерживают поиск разумного, оптимального, правильного соотношения между стабильностью образовательной системы и еще более обязательной ее динамичностью. Со всей остротой перед учителем и думающим администратором встает проблема педагогического риска и вкуса к экспериментальной работе, умения прогнозировать, вносить какие-либо коррективы. При этом нельзя забывать мудрость древних: торопись медленно.
Наша начальная школа в результате усилий учителей начальных классов получила статус «Творческая лаборатория». Повседневная и непарадная работа учителей начальных классов, пытающихся полностью реализовать свой творческий потенциал и добивающихся конкретных положительных результатов, создание творческой атмосферы, доброжелательного соперничества, позволили нам сделать определенные выводы, приблизиться к созданию своей модели, концепции начальной школы в увязке с местными условиями и возможностями. Так, например, планируем в новом учебном году включить в учебный план изучение информатики и иностранных языков (немецкий и английский).
Принципы, идеи, концепции уч. начальных классов.
В основе выбора путей мы учимся руководствоваться следующими принципами:
- учитель, как и его ученик, постоянно изменяется;
- учитель не вредит ребенку, он верит в свои силы и силы детей;
- учитель заботится о сохранении в детях радости, искренности, добрых начал;
- в современных условиях учитель смотрит на ребенка и родителя как на равноправного партнера в ситуации сотрудничества и жизни сегодня, а не завтра.
Необходимо отметить тенденцию многих учителей к индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, созданию альтернативных подходов к общепринятым нормам.
По моему мнению, процессы обучения и воспитания в начальной школе разделяются только условно, на самом деле – это две стороны единого процесса. Если одна из сторон – освоение мира и развитие познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных процессов и качеств, то другая – формирование отношений к познаваемому. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Обоснование структуры учебного плана.
А) Базовый. Он включает в себя работу учителя – классного руководителя по изучению русского языка и литературного чтения, родного языка (рус., башк., татар.), математики окружающего мира, истории, культуры Башкортостана.
Сверхзадача учителя начальных классов в этом блоке предметов – умственное развитие, достигаемое ребенком в процессе научения его чтению, письму, счету в условиях сотрудничества развивающееся личности ученика и учителя, выхода на позиции самоопределения и полного раскрытия возможностей в коллективной учебной деятельности.
Б)Стимулирующий компонент предполагает введение в учебный план музыки – 1 час, ИЗО – 1 час, технологии – 2 часа, физической культуры –
2 часа (ритмика, гимнастика, ходьба, бег, прыжки, акробатические упражнения, валеология). Валеологическое образование включает в себя:
- программу валеологического воспитания и обучения;
- план реализации мероприятий по формированию здорого образа жизни;
- планы уроков по валеологии и внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни. Занятия проводятся в виде беседы-диалога в начале урока, деловой игры, урока-практикума. Такого типа уроки проводятся 1 раз в неделю, т.е. в год 32-34 урока.
Рекомендуются такие темы:
Режим дня школьника.
Личная гигиена.
Закаливание в домашних условиях.
Питание и здоровье.
Вредные привычки и здоровье.
Травматизм и его профилактика.
Физическая культура и здоровье.
Отравление и их профилактика.
Правила безопасности на воде, ПДД.
Предосторожности при обращении с животными.
Внутренняя боль и ее опасность.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от:
- активного участия самих учащихся;
- создания здоровьесберагающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности учителя;
- планомерной работы с родителями.
В)Развивающий. Этот блок включает в себя информатику, компьютерные игры, иностранный язык (нем.,англ.), который планируется с 2006 учебного года, начиная со 2 класса.
5. Многообразие единства.
Я думаю, что начальная школа – это почва, которая вырабатывает характерный стиль мышления, свои традиции и идеи, формирует психологический комфорт, создает неповторимый обмен и стиль творчества всех участников (детей и взрослых) процесса роста и развития.
Начальная школа – это педагогика больших красивых идей. Но она не строится на повелении: учитель должен, ученик обязан, родитель обеспечивает, завуч контролирует. Мы стараемся осознанно отвергать этот стандарт слов, поступков, чувств, программ, планов, подходов, ибо усредненность, штамп, боязнь творчества в пед.работе закономерно приводят к серости, ординарности, неразвитости субъекта воспитания – ученика, сегодняшнего ребенка, завтрашнего взрослого.
Работая в школе продолжительное время, гладя на своих коллег, я поняла, что настоящий учитель должен быть «болен» своей профессией. Когда сам педагог «горит», тогда зажигаются и его ученики.