Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век" Е.А. Лутцева
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век" Е.А. Лутцева
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)
Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент
(концепция образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.
На уроках технологии, в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка, развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Третьеклассники будут иметь представление:
- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не вводя термин); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Учебно-методический комплект:
Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.-2-е издание. Дополнительное-
М.: Вентана-Граф 2012.
Е.А. Лутцева. Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век" Е.А. Лутцева »
Рабочая программа по технологии. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. В. Виноградовой. 3 класс. Учитель: Радионова Т. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии) Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (концепция образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова).
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.
На уроках технологии, в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка, развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:
Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности; Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения курса «Технология»
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса «Технология»
Регулятивные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Система оценки достижения планируемых результатов оценивания предмета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» в третьем классе носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок.
Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
полнота и правильность ответа,
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
аккуратность сборки деталей,
общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение,
внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на:
умение принять поставленную задачу,
умение искать и отбирать необходимую информацию,
умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем,
умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
умение защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности и т.п.
Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце третьего года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Третьеклассники будут иметь представление:
о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном), о качествах человека-созидателя; о производительности труда (не вводя термин); о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о способах получения искусственных и синтетических материалов; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Третьеклассники узнают:
сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);
простейшие способы достижения прочности конструкций;
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты, назначение;
агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;
назначение технологических машин;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;
правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.
Третьеклассники научатся:
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов - к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
осуществлять перевалку и пересадку растений;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом Третьеклассники овладеют общетрудовыми и общеучебными умениями
Самостоятельно:
анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
Возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы).
Возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Учебно-тематический план
Раздел учебника Учебная тема
Всего часов
Тема
Часы
Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов
Из истории технологии. Человеческое жильё. Основы обрабатывающих технологий
14
Зеркало времени
1
Постройки Древней Руси
2
Плоские и объёмные фигуры
3
Доброе мастерство
1
Разные времена - разная одежда
4
От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение)
2
Растения в твоём доме. Секреты агротехнологии.
Технико-технологические знания и умения культурного земледелия. Основы агротехнологии
3
Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка
1
Размножение растений делением куста и отпрысками
1
Когда растение просит о помощи.
1
Преобразование энергии сил природы
Технология преобразования и использования энергии
7
Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. Главный металл.
1
Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма
2
Вода работает на человека. Водяные двигатели
1
Паровые двигатели
1
Получение и использование электричества. Электрическая цепь
Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям.
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Из истории технологии.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (10 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
3. Конструирование и моделирование (7 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и
др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
Учебно-методический комплект:
Е.А. Лутцева. Технология:Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.-2-е издание. Дополнительное- М.: Вентана-Граф 2012. Е.А. Лутцева.Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Е.А. Лутцева.Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Разметка:
- на глаз (свободным рисованием);
- сгибанием,
- по шаблону,
- по трафарету
Разметка:
- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),
- копирование
(через копировальную бумагу, с помощью кальки).
Разметка:
-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),
- по масштабной сетке.
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.
Использование освоенного для выполнения творческих проектов.
Выделение детали из заготовки:
- отрывание;
- резание ножницами
Выделение детали из заготовки:
Выделение детали из заготовки:
- резание макетным ножом
Формообразование
- сгибание,
- складывание,
- сминание,
- скручивание
Сборка изделия:
-склеивание
Сборка изделия:
сшивание (прямая строчка и ее варианты)
Сборка изделия:
- с помощью проволоки;
- щелевые замки;
- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)
Сборка изделия:
- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
Отделка:
- раскрашивание;
- аппликация;
- рисование и др.
Отделка:
- вышивка;
-блестки;
- бусины и др.
Отделка:
- пуговицы,
- кнопки и др.
№ ур
Тема урока
Планируемые ситуации на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Дата
Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов (14ч)
1
Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. ТБ работы с режуще-колющими инструментами.
Отражение национальных особенностей в жилище, его обустройстве, убранстве, в быту и одежде людей. Технология изготовления костюма. Коллективная работа панно-коллаж.
Знать: - архитектурные памятники разных времён и народов;
- особенности профессии архитектора, строителя; - о связи времен в основных строительных, архитектурных технологиях; - об истории мастерства в Древней Руси на примере русского зодчества, природное происхождение используемых в те времена материалов; Называть: - профессии древнерусских мастеров. Иметь представление о русском крестьянском быте.
Уметь: - самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
— выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими; - разрабатывать проект (обдумывать идеи, замысел, подготовка необходимой документации). Выполнять и корректировать проект. Обосновывать значимость изделия,
2
ПостройкиДревнейРуси.
Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре. Домик из спичек и пластилина
3
ПостройкиДревнейРуси. ТБ работы с канцелярским ножом.
Архитектура Древней Руси, её оригинальность, красота, прочность построек; назначение различных строений. Макет избы из картона и плотной бумаги. Работа над коллективным проектом.
4
Плоские и объёмные фигуры.
Изготовление поздравительной открытки ко Дню пожилого человека.
Находить: - сходство и различие у плоских и объемных предметов; Понимать: - что такое трёхмерность и проекция;
- особенности чертежей объемных фигур; Анализировать: - способы изготовления объемной фигуры, игрушки; Объяснять: - различие развертки и чертежа. Читать чертеж развёртки.
Сравнивать плоскостные и объемные предметы. Определять возможные способы получения объема. Группировать предметы. Понимать смысл терминов «трехмерная проекция» (на уровне представления), «основание», «грань». Изготавливать игрушку (головоломку) на основе спичечных коробков или кубиков.Делать вывод: способ получения плоскостных изображений объемных фигур называется «развертка». Читать чертеж развертки объемной фигуры. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания. Пользоваться условными обозначениями при записи последовательности изготовления развертки. Называть формулу развертки. Выполняет рицовку. Собирать и склеивать изделие. Проверять соответствие зазора крышки.
Трехмерный мир. Наблюдение за окружающими предметами. Призма. Проекция. Чертеж фигуры. Практическая работа: изготовление объемных фигур из спичечных коробков и изготовление макетов мебели.
6
Изготовляем объёмные фигуры.
Развертка. Изготовление коробки с сюрпризом.
7-8
Доброемастерство.
Мастера в Древней Руси. Ремесло. Технология изготовления изделия. Обработка сырья и материалов: ремесленное производство. Народные промыслы. Изделия народного промысла. Работа с соленым тестом. Изготовление роспись игрушки в стиле народного промысла.
Знать:
- мастеров в Древней Руси, их ремесло; - о способах обработки сырья и материалов: ремесленное производство;
-о гардеробе, его назначении, материалах, отделке, повседневной и праздничной одежде; - о культуре народов, отражённой в одежде; Различать: - виды тканей (искусственные и синтетические); Знать свойства тканей;Понимать: - значение вышивки на одежде, предметах быта.
Понимать, что такое ремесленное производство. Рассказывать о художественной культуре России. Проводить экскурсию «Ремесла родного края». Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее.Понимать взаимосвязь конструктивных особенностей одежды и ее отделки в древности и в наше время. Сравнивать натуральные, искусственные и синтетические ткани, способы их получения и свойства. Самостоятельно проводить исследования (в группе). Приводить примеры использования тканей в различных сферах жизнедеятельности человека. Собирать коллекцию образцов ткани. Уметь составлять план операций. Определять этап, на котором могут возникнуть затруднения. Обсуждать пути решения проблемы. Уметь вышивать «крестом».
9
Разные времена - разная одежда.
Знакомство с культурой народов, отражённой в одежде. Гардероб, его назначение, материал, отделка. Повседневная и праздничная одежда. Костюмы. Профессия модельера. Национальные костюмы. Русский костюм. Создание модели костюма.
10
Разные времена – разная одежда. Какие бывают ткани.
Виды тканей (искусственных и синтетических) свойства тканей Коллекция « Ткани». Салфетки, плетеные из бумаги.
11
Разные времена - разная одежда. Застежка и отделка одежды. Знакомство с косой строчкой на примере закладок ТБ работы со швейными инструментами
Использование косой строчки для украшения изделия. Обучение вышиванию. Изготовление закладки.
12
Разные времена - разная одежда. Вышивка «крестом».
Вышивка, как вид прикладного искусства, история вышивания, сведения о практическом применении вышитых изделий, знакомство с разными мотивами вышивок. Вышивка узора «крестом».
13
От замысла – к результату: семь
технологических задач
Как у мастера рождается замысел. Неразъемные и разъемные конструкции. Улучшенная конструкция любого предмета Подвижные и неподвижные соединения. Игрушка – дергунчик «мишка»
Знать: конструктивные особенности разных изделий; - способы соединения деталей - подвижно или неподвижно; Приводить: - примеры изделий с разным количеством деталей. Объяснять: - что такое разборная и неразборная конструкция; Выбирать: - технологически оправданный способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала.
Перечислять последовательность этапов работы над проектом от замысла до воплощения. Рассматривать изделия из разных материалов. Обсуждать и называть общие этапы (технологию) изготовления изделий. Объяснять последовательность выполнения технологических операций. Называть различные профессии. Классифицировать профессии. Оценивать замысел одной из группы и высказывать свое мнение: все ли учли разработчики при описании замысла. Анализировать конструкцию образцов - простых и сложных по устройству. Обсуждать варианты работы с товарищами. Решать творческие задачи художественно конструкторского плана. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять практическую работу по учебнику и рабочей тетради.
14
От замысла - к результату: семь
технологических задач.
Приспособления для скрепления деталей. Способы соединения деталей. Работа с конструктором.
Новогодняя мастерская (2 ч.)
15
Новогодняя мастерская. «Мастерская Деда Мороза».
ТБ работы с циркулем
Соотношение объёмных конструкций, основанных на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток. Изготовление изделия по образцу с использованием инструкционной карты. Изделие «Дед Мороз»
Знать: - что такое «характер», эмоционально-художественная выразительность, информативность вещей. Подбирать: - конструктивные и декоративно художественные средства в соответствии с творческим замыслом.
Рассматривать образцы и графическую инструкцию в тетради. Решать творческие, художественно конструкторские задачи. Выполнять построение прямоугольных заготовок по чертежу и техническому рисунку. Конструировать и изготавливать дополнительные декоративные детали.
16
Новогодняя мастерская.
Изготовление изделия по образцу с использованием инструкционной карты. Изготовление подвески.
Преобразование энергии сил природы.(8 ч.)
17
Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. Главный металл. Изделия с металлической проволокой.
Создание конструкции на основе картона и проволоки. Изготовление украшения для мини – сада.
Знать: - об основных стихиях (силах) природы и их роли в жизни человека; - в каких технических устройствах работают стихии; - о происхождении, свойствах, видах и применении металлов; - в каких сооружениях и для чего используется энергия ветра; - что такое «передаточный механизм», как устроены разные передаточные механизмы; - сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды; - о преимуществах парового двигателя, в сравнении с ветряными и водяными;
- какую роль играет электричество в жизни современного человека, где применяют электроэнергию, понимать правила безопасного обращения с электрическими бытовыми приборами.
Приводить примеры основных стихий (сил) природы и рассказывать об их роли в жизни человека. Анализировать, в каких технических устройствах работают стихии. Объяснять значение новых понятий. Делать обобщение: «Металл - искусственный материал». Проводить практическое исследование образцов металлов. Описывать физические свойства металла и применяемые способы защиты его от коррозии. Называть профессии людей, добывающих природное сырье и получающих из него металл. Исследовать мощность воздушного потока, получающегося при выдохе человека. Анализировать предназначение мельницы. Понимать принцип работы передаточного механизма. Изготавливать действующую модель ветряка. Защищать групповой проект после его завершения. Находить сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды. Решать конструкторско - технологическую задачу. Делать эскизы.Проводить испытания под контролем учителя. Проводить исследование, демонстрирующее явление электризации. Анализировать результаты, делать выводы. Приводить примеры «хранилища энергии», потребляемой фонариком, утюгом, лампочкой.
18
Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма.
Использование ветра в мирных целях. Провести исследования «Ветер — это движение воздуха» Общий принцип работы ветряных мельниц. Модель «ракета».
19
Передаточные механизмы. История появления колеса.
Виды передач. Применение в технических устройствах. Изготовление подъемного крана.
20
Вода работает на человека. Водяные двигатели
Понятие « водяные двигатели». Коллективный проект «Водяная мельница»
21
Паровые двигатели
Условия работы паровых двигателей. Изготовление оригами — пароход с использованием парового двигателя.
22
Получение и использование электричества.
Представление об электричестве. Исследования. Творческий проект « Мой электроприбор»
23
Электрическая цепь
Введение понятия электрическая цепь, рассмотреть простейшую электрическую цепь. Составление электрической цепи по изображенной схеме.
24
Великие изобретения человека
Эскиз изделия, связанный с интересующей профессией. Изготовление модели парашюта.
25
Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка.
Осваивание правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя. Выращивание комнатного растения из черенка.
Знать: - основы агротехнологии выращивания растений и ухода за ними, приемы размножения черенками; - что такое «отпрыск», приемы размножения растений отпрысками на примере образцов комнатных цветов;
- о необходимости подкормки растений.
Применять правила при выращивании растений дома, на улице (в саду, на грядках, клумбах). Приводить примеры размножения растений (семенами и черенками листа, стебля). Называть особенности агротехники выращивания растения. Выбирать и называть растение, срезать черенки и ставить в воду.
Проводить опыты, длительные наблюдения. Делать выводы. Вносить необходимые коррективы в процесс выращивания растений, вести записи наблюдений. Сообщать о ходе развития растения.Обсуждать результаты наблюдений за отпрысками и отделенной частью растений. Выяснять различия двух операций: «пересадка» и «перевалка». Решать, в какое время года можно проводить перевалку, когда лучше проводить пересадку и почему. Работать по инструкционной карте. Соблюдать правила агротехнологии.
26
Размножение растений делением куста и отпрысками
Осваивание правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя. Выращивание комнатного растения делением куста и отпрысками.
27
Когда растение просит о помощи. Проектная деятельность.
Агротехнические операции пересадка и перевалка. Проект цветочного убранства окна.
Информация и её преобразование. Информационные технологии (7ч.)
28
Какая бывает информация? (Экскурсия в библиотеку)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Передача информации знаками. Изготовление дорожных знаков.
Знать:
- о способах получения, хранения информации об окружающем мире; - приемы работы на компьютере;
-как появилась бумага; - различные виды бумаги в коллекции; - конструкцию современных книг.
Рассказывать о своем опыте работы на компьютере. Обсуждать вопросы о роли компьютерных технологий в жизни современного общества, о правилах работы на компьютере. Выполнять отдельные упражнения на компьютере.Осознавать, что бумага - это искусственный материал. Рассказывать об этапах изготовления бумажного листа в Древнем Китае. Оформлять коллекцию, представлять образцы бумаги. Подписывать и кратко характеризовать каждый образец.
29
Книга - источник информации. Ремонт книг.
Ремонт книги своими руками.
30
Изобретение бумаги
Мир поделок из бумаги. Плетеные листья.
31
Конструкции современных книг
Конструкция современных книг. Книжка-самоделка.
32-33
Практикум овладения компьютером
Включение и выключение компьютера. Компьютерные программы, Работа с интернетом.
34
Урок обобщения и закрепления знаний. Современные технологии.