Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО.
В Федеральной целевой программе «Дети России», а именно подпрограмме«Одаренные дети» одним из основных пунктов является поиск и поддержка талантливых детей. Их сопровождение в течение всего периода становления личности. Поддержка одаренных детей - государственный приоритет, так как одаренные дети – золотой запас России, это они во многом будут определять судьбу нашей страны в будущем.
Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из важных задач современного образования.
Но по результатам исследований, по мере взросления ребёнка происходит заметное снижение количества одаренных детей. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Какими же принципами должен руководствоваться педагог в работе с одаренными детьми:
При работе с одаренными детьми применяют различные формы работы. Я хочу предложить вашему вниманию Технологию портфолио, заимствованную педагогикой из политики и бизнеса. Сейчас эта технология успешно приживается в начальном звене школы и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.
Существуют два подхода к созданию портфолио ученика:
с одной стороны – портфолио как накопитель достижений и работ ребёнка,
с другой – портфолио как спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.
Термин «portfolio» был заимствован, как указывалось выше педагогикой из политики и бизнеса.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Одной из основных форм оценивания конечного результата знаний, умений и навыков может стать портфолио ученика.
Основные принципы работы с портфолио:
Учитель:
Родители:
Формы оценки портфолио:
Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и родителями. Это могут быть:
Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени.
1 раздел: «Давайте познакомимся» ( общие сведения о школьнике)
2 раздел: «Мои достижения» ( портфолио документов)
3 раздел: « Мое творчество» ( портфолио работ)
Рассмотрим подробно каждый раздел.
Раздел «Давайте познакомимся» включает в себя структурированный рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Данный раздел - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности.
Раздел «Мои достижения» представляет собой награды, достижения,, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Для того чтобы портфолио мог использоваться в качестве средства контроля над качеством обученности, рекомендуется включить в данный раздел сведения об успеваемости школьника за определённый период. Они могут быть представлены в виде красочных диаграмм, «экранов», «лестниц».
Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения. В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.
Работа над данными разделами поможет положительно повлиять на развитие мотивационной сферы учащихся, формирование оценочной деятельности, а так же станет своеобразным экраном динамики роста качества обученности конкретного ребёнка.
Перед началом работы учащемуся необходимо объяснить, что он является разработчиком интересной формы оценки своих школьных результатов - портфолио младшего школьника. После чего необходимо предложить ребёнку отразить результаты своего обучения в школе, причём не только те, которые характеризуют его как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.).
На следующем этапе целесообразно познакомить ребёнка с требованиями к внешнему виду портфолио и алгоритмом работы над каждым его разделом. Ребёнок должен уяснить, что форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио он сможет от руки и (или) в электронном варианте. Для эффективности можно установить временные рамки, по прошествии которых ученик должен будет пополнять свой портфолио (например, 1 раз в месяц). Важно обратить внимание ребёнка на то, что чем чаще он будет оформлять записи, свидетельствующие о его результатах, тем полнее будет картина успешности школьника как личности.
Необходимо чётко оговорить структуру портфолио, а право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования предоставить ребёнку. Логичнее начать работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет ребёнку в дальнейшем соотнести то, каким он был, с тем уровнем, которого достигнет в дальнейшем, а затем методично собирать все доступные сведения о личностном и образовательном росте учащегося.
Завершающим этапом работы с данным документом должна стать презентация достижений, во время которой учащийся должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что школьник сможет представить себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учёба, внеучебная деятельность и т.д. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.
Обязательной составляющей портфолио является материал стартовой диагностики, промежуточных, итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.
Планируемые результаты работы по технологии Портфолио.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт