Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО.
Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО.
Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО.
В Федеральной целевой программе «Дети России», а именно подпрограмме«Одаренные дети» одним из основных пунктов является поиск и поддержка талантливых детей. Их сопровождение в течение всего периода становления личности. Поддержка одаренных детей - государственный приоритет, так как одаренные дети – золотой запас России, это они во многом будут определять судьбу нашей страны в будущем.
Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из важных задач современного образования.
Но по результатам исследований, по мере взросления ребёнка происходит заметное снижение количества одаренных детей. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Какими же принципами должен руководствоваться педагог в работе с одаренными детьми:
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
При работе с одаренными детьми применяют различные формы работы. Я хочу предложить вашему вниманию Технологию портфолио, заимствованную педагогикой из политики и бизнеса. Сейчас эта технология успешно приживается в начальном звене школы и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.
Существуют два подхода к созданию портфолио ученика:
с одной стороны – портфолио как накопитель достижений и работ ребёнка,
с другой – портфолио как спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.
Термин «portfolio» был заимствован, как указывалось выше педагогикой из политики и бизнеса.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования;
создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Методические рекомендации по созданию портфолио младшего школьника
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Одной из основных форм оценивания конечного результата знаний, умений и навыков может стать портфолио ученика.
Основные принципы работы с портфолио:
работа с портфолио учащегося начальной школы ведётся с помощью взрослых: педагогов (ИЗО, музыки, английского языка, физической культуры), родителей, классных руководителей;
материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями. Отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из года в год.
Учитель:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).
Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Формы оценки портфолио:
Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и родителями. Это могут быть:
публичные презентации в конце четверти, года (они могут проходить на классном часе, родительском собрании);
выставки портфолио (по желанию учащихся).
Единых требований к структурепортфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени.
1 раздел: «Давайте познакомимся» ( общие сведения о школьнике)
Раздел «Давайте познакомимся» включает в себя структурированный рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Данный раздел - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности.
Раздел «Мои достижения» представляет собой награды, достижения,, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Для того чтобы портфолио мог использоваться в качестве средства контроля над качеством обученности, рекомендуется включить в данный раздел сведения об успеваемости школьника за определённый период. Они могут быть представлены в виде красочных диаграмм, «экранов», «лестниц».
Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения. В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.
Работа над данными разделами поможет положительно повлиять на развитие мотивационной сферы учащихся, формирование оценочной деятельности, а так же станет своеобразным экраном динамики роста качества обученности конкретного ребёнка.
Перед началом работы учащемуся необходимо объяснить, что он является разработчиком интересной формы оценки своих школьных результатов - портфолио младшего школьника. После чего необходимо предложить ребёнку отразить результаты своего обучения в школе, причём не только те, которые характеризуют его как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.).
На следующем этапе целесообразно познакомить ребёнка с требованиями к внешнему виду портфолио и алгоритмом работы над каждым его разделом. Ребёнок должен уяснить, что форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио он сможет от руки и (или) в электронном варианте. Для эффективности можно установить временные рамки, по прошествии которых ученик должен будет пополнять свой портфолио (например, 1 раз в месяц). Важно обратить внимание ребёнка на то, что чем чаще он будет оформлять записи, свидетельствующие о его результатах, тем полнее будет картина успешности школьника как личности.
Необходимо чётко оговорить структуру портфолио, а право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования предоставить ребёнку. Логичнее начать работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет ребёнку в дальнейшем соотнести то, каким он был, с тем уровнем, которого достигнет в дальнейшем, а затем методично собирать все доступные сведения о личностном и образовательном росте учащегося.
Завершающим этапом работы с данным документом должна стать презентация достижений, во время которой учащийся должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что школьник сможет представить себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учёба, внеучебная деятельность и т.д. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.
Обязательной составляющей портфолио является материал стартовой диагностики, промежуточных, итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.
Планируемые результаты работы по технологии Портфолио.
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов;
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО. »
Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС НОО.
В Федеральной целевой программе «Дети России», а именно подпрограмме«Одаренные дети» одним из основных пунктов является поиск и поддержка талантливых детей. Их сопровождение в течение всего периода становления личности. Поддержка одаренных детей - государственный приоритет, так как одаренные дети – золотой запас России, это они во многом будут определять судьбу нашей страны в будущем.( слайд 2)
Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из важных задач современного образования.
Но по результатам исследований, по мере взросления ребёнка происходит заметное снижение количества одаренных детей. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося. (слайд 2)
Если признаться , я не очень люблю это слово «одаренные». В начальной школе , на мой взгляд, все дети одаренные. Они к нам приходят с очень большим потенциалом и наша задача этот потенциал не только не растерять, а мы просто обязаны его приумножить. Я в каждом своем ребенке стараюсь увидеть одаренного , могу о каждом рассказать очень много. Посмотрите в глаза этих детей. Разве они не горят жаждой знаний? Разве можем мы их обмануть и не дать возможности получить удовольствие от радости познания?
(Видео)
Какими же принципами должен руководствоваться педагог в работе с одаренными детьми:
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности. (слайд 3)
При работе с одаренными детьми применяют различные формы работы. Я хочу предложить вашему вниманию Технологию портфолио, заимствованную педагогикой из политики и бизнеса. Сейчас эта технология успешно приживается в начальном звене школы и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.
Существуют два подхода к созданию портфолио ученика:
с одной стороны – портфолио как накопитель достижений и работ ребёнка,
с другой – портфолио как спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.
Термин «portfolio» был заимствован, как указывалось выше педагогикой из политики и бизнеса.( слайд 4)
Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;
содействовать персонализации образования;
создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
(слайд 5
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
«Портфолио документов» - портфель документированных индивидуальных образовательных достижений (грамоты за достижения в обучении и дополнительном образовании; благодарственные письма, значки, медали и т.п.) ;
«Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ школьника, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку можно вложить контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачётные работы, презентации, результаты психологических обследований и т.д. Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ребёнка, направленности его интересов.
«Портфолио отзывов» – включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные преподавателями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. (слайд 6 )
Кроме того, возможны комбинированные варианты портфолио.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно - оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Меняется и система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.(слайд7)
Методические рекомендации по созданию портфолио младшего школьника
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющей вести оценку достижения всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Одной из основных форм оценивания конечного результата знаний, умений и навыков может стать портфолио ученика.(слайд 8)
Основные цели портфолио:
Основные задачи портфолио:
( слайд 10)
Основные принципы работы с портфолио:
работа с портфолио учащегося начальной школы ведётся с помощью взрослых: педагогов (ИЗО, музыки, английского языка, физической культуры), родителей, классных руководителей;
материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями. Отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из года в год.
Учитель:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).
Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Формы оценки портфолио:
Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с учащимися и родителями. Это могут быть:
публичные презентации в конце четверти, года (они могут проходить на классном часе, родительском собрании);
выставки портфолио (по желанию учащихся).
Единых требований к структурепортфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени .
1 раздел: «Давайте познакомимся» ( общие сведения о школьнике)
Раздел «Давайте познакомимся» включает в себя структурированный рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Данный раздел - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности.
Раздел «Мои достижения» представляет собой награды, достижения, , отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Для того чтобы портфолио мог использоваться в качестве средства контроля над качеством обученности, рекомендуется включить в данный раздел сведения об успеваемости школьника за определённый период. Они могут быть представлены в виде красочных диаграмм, «экранов», «лестниц».
Раздел «Портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения. В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.
Работа над данными разделами поможет положительно повлиять на развитие мотивационной сферы учащихся, формирование оценочной деятельности, а так же станет своеобразным экраном динамики роста качества обученности конкретного ребёнка.
Перед началом работы учащемуся необходимо объяснить, что он является разработчиком интересной формы оценки своих школьных результатов - портфолио младшего школьника. После чего необходимо предложить ребёнку отразить результаты своего обучения в школе, причём не только те, которые характеризуют его как успевающего школьника по предметам, но и те достижения, которые получены при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.).
На следующем этапе целесообразно познакомить ребёнка с требованиями к внешнему виду портфолио и алгоритмом работы над каждым его разделом. Ребёнок должен уяснить, что форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А4. Оформлять портфолио он сможет от руки и (или) в электронном варианте. Для эффективности можно установить временные рамки, по прошествии которых ученик должен будет пополнять свой портфолио (например, 1 раз в месяц). Важно обратить внимание ребёнка на то, что чем чаще он будет оформлять записи, свидетельствующие о его результатах, тем полнее будет картина успешности школьника как личности.
Необходимо чётко оговорить структуру портфолио, а право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования предоставить ребёнку. Логичнее начать работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет ребёнку в дальнейшем соотнести то, каким он был, с тем уровнем, которого достигнет в дальнейшем, а затем методично собирать все доступные сведения о личностном и образовательном росте учащегося.
Завершающим этапом работы с данным документом должна стать презентация достижений, во время которой учащийся должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что школьник сможет представить себя именно через ту область, в которой он действительно успешен - это может быть учёба, внеучебная деятельность и т.д. По итогам презентации портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий о особых успехах и достижениях школьника.
Обязательной составляющей портфолио является материал стартовой диагностики, промежуточных, итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.
Планируемые результаты работы по технологии Портфолио.
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов;
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение