Урок учителя начальных классов ГБОУ»Центр образования» Тухашевой Тоиты Магомедовны
2. Основное содержание.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
-Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Дидактическая цель:
-создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
.Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
.Развивать умение сравнивать и делать выводы.
.формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
.работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
.воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
.частично – поисковый
Дидактические средства:
.учитель – презентация;
.учащихся – тетрадь, учебник, таблица
Оборудование:
.«Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
.компьютер +проектор
. маркерные доски
Ход урока
Организация класса.
Учитель:
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.(Учащиеся записывают классная работа и число.)
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
(Работа в парах.)
- Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)
Бежать, осенний, трава, смотреть, светает, холодные, дрова, лиса поля, школьная.
- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)
- Какие слова отнесли к первой группе? (Бежать, смотреть, светает.)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)
- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)
- Какие слова вы записали во второй группе? (Осенний, холодные, школьная.)
- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)
- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)
- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, дрова лиса, поля.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)
- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)
IV. Cамоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
Листопад, девочка, стол , собака, хороший.
- Какое слово лишнее? Почему? ( Хороший– это имя прилагательное.)
- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.
(Слайд 2, 3)
- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4.)
- Приведите примеры имен существительных.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 94 (с. 55).
- Прочитайте и сравните пары слов.
- К какой части речи относятся слова?
- Чем они похожи? (Написанием.)
- Чем отличаются? (Ударением.)
- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка)
Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.
(Работа в парах)
- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны. (Слайд 5.)
Грозный, город, Волга река, Кадырова, улица, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Земля, девочка ,Марина.
(Проверка.) (Слайд 6.)
Работа со словами из словаря
- Отгадайте загадки.
Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
В поле – метелкой,
В мешке – жемчугом.
(Пшеница)
- Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.
- Запишите слова в тетрадь.
- Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.
(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)
- Запомните написания этих слов.
VI. Физкультминутка
(слайд 7.)
Раз – поднялись, подтянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 95 (с. 55).
(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)
- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.
(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)
Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)
- Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.
Врач, ветеран, платок, карета, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, солнце, учительница, доктор, соль, юноша.
- Какие слова написали в первую группу? Почему?
- Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?
VIII. Подведение итогов урока
- Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.
Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)
Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.
- Какие слова выписали? Почему?
- Какие слова оказались лишними?
- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.
IX. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими новыми словарными словами вы познакомились?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание. (Слайд 10.)
Упр. 96 (с. 56).