Открытый урок русского языка по теме "Имя существительное. Повторение изученного в 4-м классе"
- Жумадилова Шолпан Калиевна учитель русского языка
План урока
Цели урока:
сформировать навык правописания имени существительного
Обучающая:
- повторение имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли;
- расширение сведений учащихся об имени существительном;
- повторение основных орфограмм, связанных с правописанием имен существительных.
Воспитывающая:
- формирование коммуникативных качеств личности учащихся, развитие мышления, памяти.
Развивающая:
- развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: сопоставлять, делать выводы по теме;
- обучение правильной монологической речи, приемам самоанализа выполненных работ.
Виды работы:
- работа над выразительностью чтения;
- словарная работа;
- выборочный диктант;
- орфографический тренинг;
- теоретический ринг;
- творческая работа;
- устная самостоятельная работа
Оборудование:
- использование мультимедийного проектора для введения тестовых заданий “Школы Кирилла и Мефодия”;
- презентация к теме, доска, цветные карточки, карточки с индивидуальными заданиями
Эпиграф к уроку:
Имя существительное – хлеб языка
Лев Успенский
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Вводно-мотивационный этап.
- А теперь посмотрим на доску. На ней написан эпиграф к уроку.
Эпиграф – это изречение, характеризующее идею. Как вы догадались, наш урок будет вновь посвящен повторению имени существительного. Перед вами план урока (записан на доске или на слайде презентации). Ребята, на уроке вы вспомните то, что узнали об этой части речи в начальной школе, углубите свои знания, повторите основные орфограммы, связанные с правописанием имен существительных. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам при написании диктанта на повторение, а в перспективе – при сдаче ГИА и ЕГЭ. Желаю удачи!
3. Проверка домашнего задания
- Ребята, мы начнем сегодняшний урок с поэтической странички. Дома несколько ребят подготовили чтение стихотворения Афанасия Фета. “Шепот, робкое дыханье…”
- Чем примечательно оно?
(Оно состоит почти из одних существительных: из 22 слов 14 существительных.)
Давайте вспомним, что такое существительное? (рассказывают выученное дома правило)
На дом было задано упр. 93.
Ребята, вы должны были обозначить склонение имен существительных. Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли выполнил задание Незнайка. (Ребята находят и исправляют ошибки.)
4. На орфографическую дуэль к доске вызываются…
(К доске выходят 2 человека и пишут под диктовку слова, объясняя по очереди орфограммы).
Единица, долина, гигант, солдат, кровать, морковь, спортсмен, футбол, окрестность
5. Обратная связь
Проверьте написание данных слов по слайду в презентации.
Поднимите руку, кто написал без ошибок. Молодцы!
6. Вызываются к доске еще 2 ученика: первый определяет склонение написанных существительных,второй ставит данные существительные в предложный падеж, используя подходящие по смыслу предлоги. Остальные школьники выполняют эти же задания по группам, впоследствии проверяя и оценивая работы.
7. Индивидуальная работа
Два ученика работают по карточкам, вставляя пропущенные буквы в окончания существительных, определяя склонение и падеж, затем взаимно проверяют и оценивают.
На площад.., в тетрад.., на парт…, у бабушк.., о подруг…, к полуноч…
8. Задача. Кто первым решит?
В каком случае написание слова с пропущенной орфограммой зависит от склонения?
Уж..с, мои лыж…, мож…м, в этой луж…
- Теоретический ринг.
- Как определить склонение существительных?
- Какие существительные относятся к 1 , 2, 3 склонениям?
- Когда пишем Е, а когда И в окончаниях существительных?
(ответы проверяются по слайдам презентации)
Упражнение на релаксацию зрения (используются интерактивные упражнения)
9. Род, число и падежи крепко в памяти держи!
Мы с вами повторили склонения и падежи, теперь вспомним число и род существительных.
Работа с учебником. Групповая работа
Выписать из упр. 94
1. Существительные женского рода, 3 склонения
2. Существительные мужского рода
3. Существительные множественного числа
10. Обратная связь.
Проверьте по слайду написание данных слов. Поставьте себе отметки за задание.
Какие правила вы использовали, выполняя данную работу?
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И руки разведем,
И побежим кругом.
11. В стране Существительное жили два брата: имя нарицательное и имя собственное. Заспорили братья о том, кого с какой буквы писать.
Мы сейчас разрешим их спор, рассудим.
Спишите с доски предложения, вспомните написание собственных имен существительных.
Мне выписали журнал (М, м) урзилка. Любимая газета папы (С, с)аши Аргументы и факты. Сказка (В,в)асилиса Прекрасная – волшебная.
Для проверки вызывается к доске ученик, который выбирает варианты написания, комментирует. Остальные работают попарно, проверяя и оценивая работы друг друга.
12. Один из учеников (более сильный) в это время выполняет тест по компьютеру (оценивает компьютер).
(Виртуальная школа “Кирилл и Мефодий”. Уроки русского языка для 5 класса. Существительное. Тренажер. Собственные имена существительные.)
13. Словарная работа.
Запомните, как пишутся названия праздников, запишите их в свои словарики.
Новый год, Праздник Победы, День знаний, День учителя, Рождество Христово
14. Творческая работа.
Составьте предложение, включив в него одно из названий праздника. Прочитайте. Молодцы!
15. Устная проверочная работа с сигнальными карточками. Е, И, Ь
( у каждого ученика на парте сигнальные карточки)
В доме, на уроке, в проруби, на диване, у девочки, нож, чертеж, из училищ, морж, блиндаж, малыш, гараж.
16. Подведение итогов.
Ребята, отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам (существительное).
Какие правила о правописании имени существительного мы сегодня повторили?
17. Домашняя работа.
Упражнение 97 (дифференцированные задания)
- Выполнить упражнение по образцу
- Дополнительно: выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
- Произвести морфемный разбор данного слова.