kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Беглые гласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59 по программе "Школа России")

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока»

Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59)

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

Цели:

образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством

наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми

гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного

и того же слова;

развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности

медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому

языку, осознание его неограниченных возможностей.

Оборудование:

медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.


Ход урока:

1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах


С ним мы вместе поплывем

В ту страну, в которой сами

Правила и орфограммы

Изучаем день за днем

Её грамматикой зовем.


- Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …

/СЛАЙД 1/

- Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.

Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?

- С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/


2. Проверка домашнего задания

- Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/


3.Чистописание

/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.

Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

- Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок

3. Введение в новую тему.

/СЛАЙД 5/

- Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/

- Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/


/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/

Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.


3. Новая тема.

1. Сообщение темы урока.

- Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.

И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.

2. Первичное закрепление.

Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.

/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок


3. Парная самостоятельная работа.

Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:

/СЛАЙД 14 /

Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./

1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная.

чтение, чтец, читать, перечитывать - беглая гласная


2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная

ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная


3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных

друг, дружный, дружить – чередование согласных


4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных

Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная


4. Упражнения в нахождении беглых гласных.

Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123

- Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)

У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.

- Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)



4. Электронная физкультминутка для глаз.

Вспомните строки к данной иллюстрации./СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. ./СЛАЙД 16/


5. Закрепление.


1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/

- Какие гласные могут чередоваться в корне? ( Чаще всего о и е)

Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/


3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/

- Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.

- Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.

- Правильно подбираем однокоренные слова.

- Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)



6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

/СЛАЙД 24/

Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.

А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124

/СЛАЙД 24/ щелчок

А оценки сегодня получили следующие ребята…

Просмотр содержимого документа
«град»

град - город

вкруг – вокруг

злато – золото

среди – посередине

брег – берег

глава - голова


крещеный - крестить

обвенчался – венец

поберечь - берегу

блещут – блеск - блестеть

вопрошать - вопрос

навещу – навестить

орешки - орех

расплескалось – плещет

реченька - река


Просмотр содержимого документа
«карточки»

сон

чтение

(какой?) н



(кто?) ец


(что сделал?)

у ул


(что делать?)

а

(что сделал?)

при ился


( что делать?) пере ыва

Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

огонь

ветер

(что?) ёк



(что?) ок


(какой?) енн



(какой?) ен


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

рука

друг

(какой?) н


(какой?) н


(что сделать?) при и


(что делать?) и


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне,

беглая гласная в корне

слух

берег

(какой?) ов


(что?) ок


(что делал?) ал


(какой?) ов


(что сделать?) при а ся


(какой?) при н


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне

беглая гласная в корне


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне

беглая гласная в корне


река

просьба

(какой?)

н


(что делать?)

и


(что?)

еньк


( что делаю?)


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне

беглая гласная в корне


Какой процесс происходит в корнях слов?

чередование согласной в корне

беглая гласная в корне







Просмотр содержимого презентации
«урок рус. яз. в 3 кл Беглые гласные»

Урок  «Беглые гласные»  3 класс Плаксина Татьяна Дмитриевна, учитель МКОУ Лосевская СОШ №1

Урок «Беглые гласные» 3 класс

Плаксина Татьяна Дмитриевна,

учитель МКОУ Лосевская СОШ №1

В тот же день стал он  И нарёкся: Гвидон. княжить князь Гости дале – торопливо Смотрят - что ж? диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит. княгиня

В тот же день стал он И нарёкся: Гвидон.

княжить

князь

Гости дале – торопливо

Смотрят - что ж? диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит.

княгиня

Чередование согласных в корне слова:  з – ж - г з – ж к – ч  х - ш  с - ш

Чередование согласных в корне слова: з – ж - г

з – ж

к – ч х - ш с - ш

Проверь себя!  Упр. 82 с. 122    сапо ж ки – сапо г и  лу ж ки – лу г а   бере ж ку - бере г  сне ж ку - сне г

Проверь себя! Упр. 82 с. 122

сапо ж ки – сапо г и лу ж ки – лу г а

бере ж ку - бере г сне ж ку - сне г

Чистописание Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: весь, сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате .

Чистописание

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь, сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате .

Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: весь, сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате .

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь, сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате .

з о л ото    зл ато –

з о л ото

зл ато –

Вот на б е рег вышли гости; Царь Салтан з о вет их в гости, И за ними во дворец Полетел наш удалец. Видит: в е сь, сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате .

Вот на б е рег вышли гости;

Царь Салтан з о вет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: в е сь, сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате .

бр ег   Подсказка!   устаревшее слово              б е р ег –

бр ег

Подсказка! устаревшее слово

б е р ег –

зв ать   Подсказка!   что делать?              з о в ёт –

зв ать

Подсказка! что делать?

з о в ёт –

вс е   Подсказка!   множ. число              в е с ь –

вс е

Подсказка! множ. число

в е с ь –

Море вздуется бурливо,  Закипит, подымет вой,  Хлынет на пустой,  Разольётся в шумном беге,  И очутятся на ,  В чешуе, как жар горя,  Тридцать три богатыря. берег бреге

Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на , В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

берег

бреге

град – вкруг – злато – среди – брег – глава - город вокруг золото посередине берег голова

град –

вкруг –

злато –

среди –

брег –

глава -

город

вокруг

золото

посередине

берег

голова

ог нь  о я

ог

нь

о

я

с н  о а

с

н

о

а

р жь  о и

р

жь

о

и

п нь  е я

п

нь

е

я

р т  о а

р

т

о

а

м х  о а

м

х

о

а

1. расширяем словарный запас   2. пишем грамотно 3. правильно подбираем однокоренные слова 4. верно разбираем слова по составу.

1. расширяем словарный запас

2. пишем грамотно

3. правильно подбираем

однокоренные слова

4. верно разбираем слова по составу.

Домашнее задание: Упражнение 87 с. 124

Домашнее задание:

Упражнение 87 с. 124


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Беглые гласные в корне слова"

Автор: Плаксина Татьяна Дмитриевна

Дата: 30.09.2016

Номер свидетельства: 346905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Урок русского языка по теме "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. О и Е - беглые гласные""
    ["seo_title"] => string(98) "urokrusskoghoiazykapotiemiechieriedovaniiezvukovvkornieslovavidimoienapismieoiiebieghlyieghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "326143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463116799"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-na-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "167130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423053394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тематическое планирование по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(49) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "136554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417117360"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "лучший открытый урок "
    ["seo_title"] => string(22) "luchshii-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "139392"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417708150"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства