Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.
(2 четверть, урок 59)
Тема: «Беглые гласные в корне слова»
Цели:
образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством
наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми
гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного
и того же слова;
развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности
медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому
языку, осознание его неограниченных возможностей.
Оборудование:
медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1. Вводная беседа.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
С ним мы вместе поплывем
В ту страну, в которой сами
Правила и орфограммы
Изучаем день за днем
Её грамматикой зовем.
- Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …
/СЛАЙД 1/
- Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.
Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?
- С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/
2. Проверка домашнего задания
- Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/
3.Чистописание
/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.
Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.
- Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок
3. Введение в новую тему.
/СЛАЙД 5/
- Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/
- Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/
/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/
Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.
3. Новая тема.
1. Сообщение темы урока.
- Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.
И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.
2. Первичное закрепление.
Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.
/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок
3. Парная самостоятельная работа.
Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:
/СЛАЙД 14 /
Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./
1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная.
чтение, чтец, читать, перечитывать - беглая гласная
2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная
ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная
3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных
друг, дружный, дружить – чередование согласных
4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных
Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная
4. Упражнения в нахождении беглых гласных.
Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123
- Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)
У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.
- Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)
4. Электронная физкультминутка для глаз.
Вспомните строки к данной иллюстрации./СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. ./СЛАЙД 16/
5. Закрепление.
1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/
- Какие гласные могут чередоваться в корне? ( Чаще всего о и е)
Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/
3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/
- Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.
- Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.
- Правильно подбираем однокоренные слова.
- Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
/СЛАЙД 24/
Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.
А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124
/СЛАЙД 24/ щелчок
А оценки сегодня получили следующие ребята…