Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с".
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с".
Цели: познакомить учащихся с правописанием З и С на конце приставок; выработать навык правильного выбора буквы на конце приставки, оканчивающийся на З или С;
Развивать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость; уметь работать в парах;
Воспитывать устной речи интерес к предмету.
Учащиеся будут знать, как пишутся приставки на з и с, что язык – это основное средство общения;
Будут уметь делать правильный выбор буквы на конце приставок; на вопросы, работать в парах,
Понимать, что перед глухой согласной в конце пишется приставка с, а перед звонкой -з.
Тип урока: первичное знакомство и способов деятельности.
Оборудование: учебник русского языка 5 класс, авторы: З.К.Сабитова, В.К. Павленко. Алматы, «Атамура», 2010 год.; карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
1.Словарная работа.
Записать в словарь трудные слова:
расписание, рассвет, территория.
- Составить предложения с данными словами (по рядам). Разобрать по составу слова расписание, рассвет.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. Расписание, но размышления. С ними нужно держать ухо востро, то есть быть очень внимательными. По сравнению с приставками первой группы, приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Первые пишутся всегда одинаково, а эти «подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой З, то с буквой С. Отчего это происходит? А все дело в том, что глухие согласные действуют на них оглушительно.
- А чтобы лучше запомнить правило, послушайте сказку.
Сказывают, жила когда -то гордая королева С в стране Грамматики. И были у нее прекрасные дочери: Из-, Раз-, Воз-, Без-. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Принцессы были очень любопытны. Однажды отпросились они у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго они шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Принцессы постучались в ворота.
Показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?» «Мы пришли посмотреть, как вы живете», - ответили звонкие принцессы. «Милости просим. Но вы войдете в наш город, только когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня», - ехидненько улыбнулась С и добавила заклинание: «Принцессы-приставки Из-, Раз-, Воз-, Без-, быстро меняйте З на С!» Принцессы вошли в город, и сразу же превратились из звонких в глухих, стали они зваться Ис-, Рас-, Вос-, и не узнает никто. Но когда подошли они к стенам родного города и окружили их веселые друзья – звонкие согласные, то и принцессы сразу перестали быть глухими. Тут и зазвенели их голоса, и вернулись им их прежние имена.
- Ребята, а давайте поможем принцессам и составим алгоритм, то есть порядок рассуждения, при написании приставок на З- и С-.
Алгоритм:
1. Выдели корень.
2. Обозначь первую букву корня.
3. Определи, глухая это или звонкая согласная буква.
4. Примени правило.
- Теперь мы умеем применять правило. Давайте расколдуем принцесс и поможем им без труда путешествовать между королевствами. Для этого нужно вставить нужную согласную С или З.
(учащиеся вставляют согласную и объясняют, какая буква пишется после приставки согласная глухая или звонкая)
Во..двигала
Во..певала
Ра..грузила
Ра..пустила
И..давала
И..писала
Бе..билетный
Бес..ловесный
- Сейчас я попрошу вас быть особенно внимательными и запомнить правописание слов здесь, здоровье, здание, здешний, в которых нет приставок.
-Обрати внимание, на слова, что в них нельзя отделить приставки, так как их нет!
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Учащиеся работают в парах. После выполнения задания производится взаимопроверка (учащиеся выставляют друг другу оценки). Затем задание проверяется всем классом.
Задание: распределите слова в три столбика: 1. Слова с общими правилами правописания приставок; 2. Слова с беглой гласной о; 3. Слова с приставками на з и с.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з и с". »
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание приставок на з, с.
Цели: познакомить учащихся с правописанием З и С на конце приставок; выработать навык правильного выбора буквы на конце приставки, оканчивающийся на З или С;
Развивать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость; уметь работать в парах;
Воспитывать устной речи интерес к предмету.
Учащиеся будут знать, как пишутся приставки на з и с, что язык – это основное средство общения;
Будут уметь делать правильный выбор буквы на конце приставок; на вопросы, работать в парах,
Понимать, что перед глухой согласной в конце пишется приставка с, а перед звонкой -з.
Тип урока: первичное знакомство и способов деятельности.
Оборудование: учебник русского языка 5 класс, авторы: З.К.Сабитова, В.К. Павленко. Алматы, «Атамура», 2010 год.; карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания.
1.Словарная работа.
Записать в словарь трудные слова:
расписание, рассвет, территория.
- Составить предложения с данными словами (по рядам). Разобрать по составу слова расписание, рассвет.
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя.
- Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С. Расписание, но размышления. С ними нужно держать ухо востро, то есть быть очень внимательными. По сравнению с приставками первой группы, приставки второй группы «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Первые пишутся всегда одинаково, а эти «подлаживаются» к соседним буквам. И пишутся то с буквой З, то с буквой С. Отчего это происходит? А все дело в том, что глухие согласные действуют на них оглушительно.
- А чтобы лучше запомнить правило, послушайте сказку.
Сказывают, жила когда -то гордая королева С в стране Грамматики. И были у нее прекрасные дочери: Из-, Раз-, Воз-, Без-. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Принцессы были очень любопытны. Однажды отпросились они у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго они шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Принцессы постучались в ворота.
Показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?» «Мы пришли посмотреть, как вы живете», - ответили звонкие принцессы. «Милости просим. Но вы войдете в наш город, только когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня», - ехидненько улыбнулась С и добавила заклинание: «Принцессы-приставки Из-, Раз-, Воз-, Без-, быстро меняйте З на С!» Принцессы вошли в город, и сразу же превратились из звонких в глухих, стали они зваться Ис-, Рас-, Вос-, и не узнает никто. Но когда подошли они к стенам родного города и окружили их веселые друзья – звонкие согласные, то и принцессы сразу перестали быть глухими. Тут и зазвенели их голоса, и вернулись им их прежние имена.
- Ребята, а давайте поможем принцессам и составим алгоритм, то есть порядок рассуждения, при написании приставок на З- и С-.
Алгоритм:
1. Выдели корень.
2. Обозначь первую букву корня.
3. Определи, глухая это или звонкая согласная буква.
4. Примени правило.
- Теперь мы умеем применять правило. Давайте расколдуем принцесс и поможем им без труда путешествовать между королевствами. Для этого нужно вставить нужную согласную С или З.
(учащиеся вставляют согласную и объясняют, какая буква пишется после приставки согласная глухая или звонкая)
Во..двигала
Во..певала
Ра..грузила
Ра..пустила
И..давала
И..писала
Бе..билетный
Бес..ловесный
- Сейчас я попрошу вас быть особенно внимательными и запомнить правописание слов здесь, здоровье, здание, здешний, в которых нет приставок.
-Обрати внимание, на слова, что в них нельзя отделить приставки, так как их нет!
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Учащиеся работают в парах. После выполнения задания производится взаимопроверка (учащиеся выставляют друг другу оценки). Затем задание проверяется всем классом.
Задание: распределите слова в три столбика: 1. Слова с общими правилами правописания приставок; 2. Слова с беглой гласной о; 3. Слова с приставками на з и с.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
["file_id"] => string(6) "332717"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1465132203"
}
}