Тема: Чередование согласных и беглые гласные в корне слова.
Цели:
-продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова;
-продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами (возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе);
-развивать умение работать с источником информации;
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать свой ответ;
Просмотр содержимого документа
«лучший открытый урок »
Урок русского языка в 3 класс.
Тема:Чередование согласных и беглые гласные в корне слова.
Цели:
-продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова;
-продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами (возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе);
-развивать умение работать с источником информации;
-развивать речь учащихся;
-обогащать словарный запас детей;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать свой ответ;
Что общего в словах? (Это имена существительные в начальной форме.)
-Какое существительное может быть лишним, почему?
-Образуйте однокоренные имена прилагательные в начальной форме.
(Ученик работает на доске с комментированием, называя корни слов, суффикс, чередование согласных.)
-Образуйте от слова ОГУРЕЦ однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением (огурчик).
-Что заметили в корне? (Беглая гласная.)
-Как вы понимаете, что такое беглая гласная?
-Назовите беглые гласные.
-Почему происходят эти явления: чередование согласных, беглые гласные?
IV. Практическое применение знаний.
1.). -Составьте предложение со словом огурчик (устно).
2).- Прочитайте предложение, записанное на доске.
(На лесных речках бобры строят хатки из веток деревьев.)
-Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?
-Значение каких слов вам не понятно?
-Назовите орфограммы в словах.
-Запишите по памяти.
- Проверка. Разберите предложение по членам предложения.
-Измените форму выделенных слов или назовите однокоренное слово так, чтобы появилось чередование согласных или беглая гласная в корне.
- Что вы знаете о бобрах? Как они строят свои домики? Как называют детёнышей бобра?
3).- Образуйте от слов-названий животных названия их детёнышей. Записать парами только те группы, где наблюдается чередование согласных или беглая гласная в корне однокоренных слов.
(1 вариант записывает детёнышей в единственном числе, 2 вариант во множественном числе.)
Лиса, белка, медведь, олень, волк, осёл.
Два ученика работают за доской.
Проверка.
4). Физкультминутка. Игра «Карлики-великаны».
5). –Можно ли назвать слова, записанные на доске однокоренными? (осёл- ослы)
-Что заметили в словах?
-Измени форму: корень-…, дубок-….
Где мы наблюдаем беглую гласную?
6). Работа по учебнику с.125 №90 (самостоятельно с проверкой у доски)