Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы? В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи». -В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: ПИСЬМО "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". -Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете. -Сейчас мы с вами проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам сюжетную картинку, а вы мне –название произведения Валентины Осеевой Слайд №4-6 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. За свою творческую жизнь В.А.Осеева много написала для малышей стихов, сказок, коротких рассказов. А теперь попробуйте догадаться с каким произведением В.А.Осеевой мы сегодня познакомимся. Сегодня, как вы уже догадались, мы знакомимся с произведением «Хорошее». – Какие цели вы поставите на сегодняшний урок? -Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?) ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Хороший- положительно, как следует. -В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»? Как вы думаете, о чем это произведение? - Предположите, о чем пойдет речь? ( Приём “ Чиение с остановками”) Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав. Как вы думаете о чём пойдёт речь в самом начале? Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. 1 остановка -Предположите, что будет дальше? И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Чьё предположение оправдалось? Как вы думаете что будет дальше? Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! 2 остановка -Предположите, что будет дальше? — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. Оправдались ли ваши предположения? А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. 3 остановка -Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему? — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» 4 остановка -Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке? — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: 5 остановка -Как вы думаете, что ответила мама Юре? — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. Чтобы вы посоветовали Юре? Что такое главная мысль произведения? Что же хотел сказать нам автор? Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. К какому литературному жанру относится это произведение? Какой это рассказ — веселый или грустный? |