Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: В. Осеева. «Волшебное слово».
Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
• познакомить с новым произведением В. Осеевой;
• развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
• воспитывать в себе лучшие нравственные качества.
Оборудование: презентация, тексты, карточки для работы в группах, карандаши.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Формы: коллективная, групповая
Методы: словесный, практический, поисковый
Ход урока
1. Психологический настрой
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И вас мы удивим.
Наш весёлый второй класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь уже в пути!
- Подравняйтесь, улыбнитесь и пусть эти улыбки принесут нам всем на уроке литературного чтения удачи, радости и помогут нам в дальнейшей работе на уроке.
Весь урок мы будем работать в группах, давайте повторим правила работы в группах.
2. Формулирование темы и задач урока
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю прочитать слова на доске (цепочкой)
- Что общего во всех этих словах? (они волшебные)
- Попробуйте разделить их на две группы (учащиеся называют, а учитель делит слова на две группы)
• Крекс, фекс, пекс …
• Спасибо
• Трах – тибидох…
• Пожалуйста
• Абра- швабра-кадабра
• Здравствуйте
- По какому принципу вы это сделали? Поясните свой ответ.
- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»? (вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)
- Попробуйте определить тему нашего урока.
Сегодня мы прочитаем произведение В. А. Осеевой (появляется портрет на мониторе)
«Волшебное слово». В нём встретится одно из этих вежливых слов, а какое вы узнаете чуть позже.
3. Изучение нового материала.
1. Слово об авторе
Сначала мы составим и прочитаем несколько предложений про эту замечательную детскую писательницу. (Каждая группа получает деформированные предложения из биографии В.А.Осеевой. Когда составление предложений закончено, читают их всей группой хором.)
1группа
Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.
Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.
2 группа
Работала в детских домах со сложными детьми.
Придумывала для них разные истории, сказки, игры.
3 группа
В своих книгах рассказывала, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Награждена медалью и государственной премией.
4 группа
Рассказы Осеевой учат уважать людей, заботиться о близких, приходить на помощь, быть вежливым и честным.
2. Словарная работа
В произведении нам встретятся непонятные слова, давайте познакомимся с ними:
Буркнул - говорил ворчливо, невнятно
Засопел - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки
Робко – боязливо и несмело
Стряпает – готовит пищу
Сквер – сад в городе
- У каждой группы на столе лежит лексическое значение только одного из этих слов.
- Прочитайте и определитесь, какое из этих слов оно поясняет.
- Какая группа объяснит нам значение слова …?
3. Чтение рассказа с остановками
1часть – до слов «Он вскочил, побежал домой» читает учитель
- Назовите героев этой части?
- Кого вам напомнил старичок? Почему?
- Что можете сказать о Павлике до встречи со стариком?
Заполнение 1 половины кластера.
Невоспитанный
грубый Павлик
драчливый
сердитый
обидчивый
- Какое слово сказал старичок Павлику на ушко? Как вы думаете?
А сейчас прочитаем 2 часть и узнаем.
2 часть – до слов « Лена дай мне одну краску, пожалуйста» жужжащее чтение
- Как только дочитаете до этого волшебного слова – остановитесь.
- Какое же это слово? (хором - пожалуйста)
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Давайте попробуем предсказать.
(каждая группа предлагает свою версию)
3 часть – до конца. Цепочкой по 1 предложению
- Оправдались ли ваши предсказания? Какое из них было более точно?
- Изменился ли Павлик? Каким он стал?
Заполнение 2 половины кластера
Невоспитанный вежливый
грубый Павлик ласковый
драчливый радостный
сердитый
обидчивый внимательный
4. Физминутка «Пожалуйста»
Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
4. Закрепление
А сейчас поработаем над содержанием произведения. Я проверю, как вы внимательно читали.
1 группа
Кому принадлежат эти действия? Соедините действие с героем, кому это действие принадлежит.
Чертил
Засмеялся
Рисовала
Расцеловал
Прошептал
Приговаривала
Выпрямилась
Сгребла
Стукнул
Потрепал
Павлик
Бабушка
Старичок
Сестра
Брат
2 группа
Раскрась квадрат в тот цвет, который использовал автор произведения.
1.Старик подвинулся и, взглянув на ? сердитое лицо мальчика, сказал…
2. Краски -?,?,? – лежали перед ней.
3. – Какую тебе?
- Мне ?- робко сказал Павлик.
4. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе ? морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…
3 группа
Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
1. Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке.
2. Катя сидела за столом и читала.
3. – Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся.
4 группа
Найдите в тексте совет старичка. Допишите недостающие слова.
«Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…»
Но помни: говорить его надо ………………. голосом, глядя …………………… , с кем говоришь.
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа
«Добрый человек добру и учит».
« Под лежачий камень вода не течёт».
« Волшебное слово всегда помочь готово».
«Умел ошибиться, сумей и поправиться.»
5. Итог урока. Рефлексия
«Сердечко чувств».
- У вас на столе сердечки двух цветов:
розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.