1. Организационный этап. Создание мотивации успеха. | Добрый день, дорогие ребята! В добрый день и в добрый час, Очень рада видеть вас! Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок! -У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Слайд 1 -У нас на уроке много гостей, поприветствуем их. -Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки. -Назовите их! Слайд 2 -Молодцы, ребята! Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся. | Приветствуют учителя стоя. Садятся за парты. Эмоционально настраиваются на урок. Улыбаются учителю, друг другу, гостям. Называют качества: (трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание) | Личностные УУД: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся Регулятивные: самоопределение |
2. Актуализация опорных знаний учащихся | Разминка речевого аппарата - На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Три сестрицы тараторки Тараторили на горке - Найдите название рассказа. ( «На горке») Гимнастика для улучшения слуха. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. -Ребята, давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке? - Кто автор произведения? -Какое домашнее задание у вас было? Игра "Верно-неверно" Оцените себя. Н.Носов помог нам поразмышлять над поступками ребят и теперь вы сможете отличить хороший поступок от плохого. Мы продолжаем работать над проблемами, которые поднимают писатели в своих произведениях. Сегодня мы познакомимся ещё с одним поучительным рассказом.
| Проговаривают скороговорку. Делают гимнастику для улучшения слуха. Массируют ухо. Массируют пальцы. Н.Носов "На горке". Читать по ролям Оценивают себя | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Регулятивные: самоопределение, определять и формулировать цель своей деятельности на данном этапе урока. |
3.Постановка учебной задачи. Физминутка: | -Кто узнал эту писательницу? Мы знакомились уже с этим автором? Какие произведения этого автора мы уже читали? О чём она писала? Как эти рассказы можно назвать? Посмотрите какие книги В.Осеевой вы можете взять в библиотеке и прочитать. Слайд 4,5 -Из каких произведений сюжетные картинки? Кто помнит о чём они? -Вот сегодня мы будем знакомиться ещё с одним произведением этого автора. Слайд 9. -Что такое хорошее? Когда мы так говорим? -Как вы думаете о чём пойдёт речь в произведении? Какую проблему будем решать? – Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? Мы осанку исправляем, Спинку дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. | Валентина Осеева. О детях. О их поступках. Поучительными. Они чему то учат. Слайд 6,7,8 "Хорошее" Выясним, что на самом деле можно считать хорошим. Как правильно поступать в данной ситуации. Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение. | Регулятивные: делают вывод. Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы. Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу. |
4.Первичное восприятие и усвоение нового материала. | -Что вы знаете о В.Осеевой? Давайте вспомним. 1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело" 2 ученик: Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. 3 ученик: Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет. -В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами: "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: – Понравился тебе рассказ? Я ответила: – Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась. – Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". -Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.
| Выступают три учениками с биографией В.Осеевой. Слушают обращение автора. | Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности. Предметные: вспоминают изученные произведения В. Осеевой Познавательные: прогнозируют развитие событий. Предметные: знакомство с новым произведением. Познавательные: читают и слушают, извлекая необходимую информацию, соотнося с имеющимися знаниями. |
5. . Первичное восприятие и усвоение нового материала с последующим применением теоретических знаний в условиях выполнения упражнений. | - Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее.- (Чтение текста с остановками учителем) -Что хорошего в рассказе? Что вам не понравилось? Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец? Слайд 10 В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку». -Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? -Какой это рассказ — веселый или грустный? -Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Работа с книгой Слайд 11 -Откройте учебник. Вам предстоит поработать с текстом. -При чтении рассказа вы должны отметить в тексте всё, о чём мечтал Юра. . Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте. -Хорошие ли были у Юры мечты? -О чём же мечтал Юрик? Слайд 12. -Хотел ли он что-то сделать для себя? -Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? -Что такое «героический»? -Кто такой герой? -Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает. -Что сестрёнка испытывает в этот момент? -А что испытывает няня, Трезорка? -О ком думает Юра на самом деле? -В каком случае можно сделать что-то хорошее? -Почему Юра не заметил простых дел? -Какой же был Юра? -Из Словаря характеристик вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры. -Я предлагаю вам поработать группами: Групповая работа Слайд 13 -Вспомним правила работы в группе: Слайд14 -Давайте посмотрим на слайд какие качества мы подобрали, чтобы охарактеризовать Юру. Слайд 15 Парная работа : -Какая пословица подходит к этому рассказу? Докажите свой выбор. Давайте прочитаем пословицы, которые вы побрали. -Над чем заставил вас задуматься рассказ? Обобщение по теме урока Я готов для всех всегда Делать добрые дела. Совершив такой поступок, Говорю я — да, да, да! Будем старших уважать? -Да! Будем дерево сажать? ---Да! Будем маме помогать? --Да! А братишку одевать? -Да! Позаботимся о кошке? --Да! Птицам мы насыплем крошки? -Да! Позаботимся о друге? ---Да! И цветы польем на клумбе? -Да! Будем добрыми всегда? Кто мне скажет» -Да! Да! Да! -Если вам понравился рассказ В.Осеевой, то можно почитать самим. Слайд 16
| Мысли, желания. Поступки Юры Юра сам должен был осознать, что он может сделать хорошее для других людей. грустный Организация самостоятельной работы с текстом Называют из отрывка о чём он мечтал. Нет Хороший поступок Который правильно поступает Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.) Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.) Анализируют, классифицируют, обобщают; обсуждают, ведут диалог. Организации групповой работы с использованием раздаточного материала. Выбор пословиц: Работа в парах. Жизнь дана на добрые дела. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Мудрым никто не родился, а научился. Не мил свет, когда друга нет. Вежливости открываются все двери. Отвечают на вопрос : ДА | Познавательные: понимают представленную информацию, стремятся хорошо читать. Познавательные: умеют структурировать информацию. Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров. Коммуникативные: умеют работать в паре. Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умеют осуществлять совместную деятельность. |
6. Итог урока. Рефлексия | Какую учебную задачу мы ставили на урок? -Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? - О каких человеческих качествах нас заставляет задуматься рассказ «Хорошее»? - Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? - Будете ли вы ждать за это награды? -Запишите домашнее задание. Выберите для себя по желанию задание: 1.подготовить пересказ. 2.читать по ролям. 3.нарисовать рисунок понравившегося отрывка. Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания. Выберите какое подходит вам и покажите соответствующий кружочек. 1.Я уважителен и доброжелателен к людям. 2.Я не всегда был уважителен о доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. 3.Мне трудно быть уважительным. Слайд 17,18 | Отвечают на вопросы учителя, доказывают свое мнение. Записывают в дневники домашнее задание. Зелёный кружочек Жёлтый кружочек Красный кружочек. Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: оценивают свою готовность, обнаруживают незнание. Реально оценивают свои знания и умения. Познавательные: находят причины затруднения. Коммуникативные: прислушиваются к ответу других, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме. |