kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью, последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство.

Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

в области формирования личностной культуры;

в области формирования социальной культуры;

в области формирования семейной культуры.

Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора:

духовное развитие – «становиться лучше»,

укрепление нравственности – поступать согласно своей совести,

формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,

формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе.

           Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом,  который должен охватывать и пронизывать все её виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.

Но я хочу сегодня акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности средствами уроков литературного чтения.

Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией М.В.Бойкиной, Л.А. Виноградской «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией М.В.Бойкиной, Л.А. Виноградской  в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Направленность тематики чтения по классам, яркое тому подтверждение: 2 класс – семья, школа – отношения между сверстниками, человек и природа; 3 класс – детство, отношение между взрослыми и детьми; 4 класс – отечество, мы и мир вокруг нас.

Большого внимания на страницах учебника заслуживают слова-обращения к детям детских писателей.        

Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, … думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

 Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются… что-то не понимают и кажутся плохими… Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет. Читай и решай!».

 М. Горький (Алексей Максимович Пешков) в одном из писем писал детям «Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, когда будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!»

Э.Ю. Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри… Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется… но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан…»

Знакомясь с  произведением  В.А. Осеевой «Плохо»  дети приходят к выводу «Плохо быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость».

Анализируя поступки и поведения детей в произведении В. А. Осеевой «Пёрышко» дети уличают Федю в нечестности, нахальстве, лживости, а порядочный, застенчивый, стыдливый Миша не проявил настойчивости, не сумел отстоять правду в силу того, что оказался в данной ситуации мямлей, не смог внятно и спокойно всё объяснить. Без детского внимания не остались одноклассники Феди и Миши. Равнодушие, безразличие, несправедливость тронули детские души.

Раздел «Читали прабабушки и прадедушки и узнавали мир» (из учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого). После знакомства  с произведениями К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого дети приходят к выводу «Чтобы стать сильным, умным и ловким нельзя полагаться на услуги других» (К.Д. Ушинский «Гуси»), «Уважай старика: сам будешь стар» (К.Д. Ушинский «Дедушка»), «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом» (К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»), «Ты в ответе за тех, кого приручил» (Л.Н. Толстой «Птичка»), «Раз обманул, второй – не поверят» (Л.Н. Толстой «Лгун»).

История про замечательного мальчика Власа потрясла детей. Ребята прониклись  чувством глубокого уважения  к «малюточке» из отрывка Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». Самые добрые слова были сказаны детьми в адрес Муравья, который целое лето трудился. Стрекоза получила по заслугам: дети справедливо уличили «попрыгунью» в беззаботности, безделии (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).

Раздел «Сказки для детей и о детях» (литературные сказки писателей России). Дети познают горький, но справедливый урок: «Не падай духом! Не умирай раньше смерти!» в сказке Л. Пантелеева «Две лягушки». После детального изучения сказки Е.А. Пермяка «Две пословицы» второклассники осознанно делают вывод «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Изучение каждого произведения сопровождается рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», где наряду с вопросами по содержанию, даются проблемные задания. Русская народная сказка «Привередница» (пересказ В.И. Даля). Характеризуя главное действующее лицо Малашечку, дети знакомятся со смыслом народных пословиц «Родительское слово на ветер не молвится», «Сделав худо – не жди добра. Ошибайся, но сознавайся». Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».

Строя учебные диалоги,  я стремлюсь, с одной стороны,  к тому, чтобы  дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны  друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Существуют разные формы занятий на уроках литературного чтения, но их объединяет одно – они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А это общение, совместная деятельность, которые, как известно, помогают сплочению детского коллектива.

Список литературы

  1. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – М.: Дрофа, 2010. – 58, 6 с.
  2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Д. чл. АПН СССР

И.А. Каирова и канд.пед.наук О.С. Богдановой. Изд.2-е, перераб. И доп. М, «Просвещение», 1975.

  1. Чтение и литература. 2 кл.- 4 кл. В 3-х ч, Ч 1,2,3: учеб./ авт.-сост.. -6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.- 126,2 с.:ил.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения"»

Приложение № 3

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»





Духовно-нравственное развитие младших школьников

средствами уроков литературного чтения








Подготовила:

учитель начальных классов

Тезина Наталья Васильевна

МОУ « Средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 38»






2015


В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе, которые отличаются системностью, последовательностью, традиционностью, культуросообразностью, и вне школы, где процветают клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой. Весь перечисленный негатив меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни, аморального поведения.

Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Для многих стало очевидным, что недостаточно одного повышения уровня жизни и уродливые явления исчезнут из нашей действительности. Ни для кого не секрет, что в бедности люди часто остаются честными и добродетельными, а богатого человека жажда наживы нередко толкает на преступление. Из этого одного можно понять, что очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство.

Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

в области формирования личностной культуры;

в области формирования социальной культуры;

в области формирования семейной культуры.

Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора:

духовное развитие – «становиться лучше»,

укрепление нравственности – поступать согласно своей совести,

формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом,

формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе.

Младшие школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все её виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную деятельность.

Но я хочу сегодня акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности средствами уроков литературного чтения.

Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией М.В.Бойкиной, Л.А. Виноградской «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией М.В.Бойкиной, Л.А. Виноградской в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Направленность тематики чтения по классам, яркое тому подтверждение: 2 класс – семья, школа – отношения между сверстниками, человек и природа; 3 класс – детство, отношение между взрослыми и детьми; 4 класс – отечество, мы и мир вокруг нас.

Большого внимания на страницах учебника заслуживают слова-обращения к детям детских писателей.

Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, … думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются… что-то не понимают и кажутся плохими… Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет. Читай и решай!».

М. Горький (Алексей Максимович Пешков) в одном из писем писал детям «Будьте здоровы, любите друг друга и – побольше делайте шалостей, когда будете старичками и старушками – станете с весёлым смехом вспоминать о шалостях. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны по вся дни жизни вашей!»

Э.Ю. Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри… Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется… но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан…»

Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу «Плохо быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость».

Анализируя поступки и поведения детей в произведении В. А. Осеевой «Пёрышко» дети уличают Федю в нечестности, нахальстве, лживости, а порядочный, застенчивый, стыдливый Миша не проявил настойчивости, не сумел отстоять правду в силу того, что оказался в данной ситуации мямлей, не смог внятно и спокойно всё объяснить. Без детского внимания не остались одноклассники Феди и Миши. Равнодушие, безразличие, несправедливость тронули детские души.

Раздел «Читали прабабушки и прадедушки и узнавали мир» (из учебных книг К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого). После знакомства с произведениями К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого дети приходят к выводу «Чтобы стать сильным, умным и ловким нельзя полагаться на услуги других» (К.Д. Ушинский «Гуси»), «Уважай старика: сам будешь стар» (К.Д. Ушинский «Дедушка»), «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом» (К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»), «Ты в ответе за тех, кого приручил» (Л.Н. Толстой «Птичка»), «Раз обманул, второй – не поверят» (Л.Н. Толстой «Лгун»).

История про замечательного мальчика Власа потрясла детей. Ребята прониклись чувством глубокого уважения к «малюточке» из отрывка Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». Самые добрые слова были сказаны детьми в адрес Муравья, который целое лето трудился. Стрекоза получила по заслугам: дети справедливо уличили «попрыгунью» в беззаботности, безделии (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).

Раздел «Сказки для детей и о детях» (литературные сказки писателей России). Дети познают горький, но справедливый урок: «Не падай духом! Не умирай раньше смерти!» в сказке Л. Пантелеева «Две лягушки». После детального изучения сказки Е.А. Пермяка «Две пословицы» второклассники осознанно делают вывод «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Изучение каждого произведения сопровождается рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», где наряду с вопросами по содержанию, даются проблемные задания. Русская народная сказка «Привередница» (пересказ В.И. Даля). Характеризуя главное действующее лицо Малашечку, дети знакомятся со смыслом народных пословиц «Родительское слово на ветер не молвится», «Сделав худо – не жди добра. Ошибайся, но сознавайся». Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они научают героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».

Строя учебные диалоги, я стремлюсь, с одной стороны, к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. И что очень главное, по-моему мнению, важно чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Существуют разные формы занятий на уроках литературного чтения, но их объединяет одно – они дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А это общение, совместная деятельность, которые, как известно, помогают сплочению детского коллектива.

Список литературы

  1. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. – М.: Дрофа, 2010. – 58, 6 с.

  2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Д. чл. АПН СССР

И.А. Каирова и канд.пед.наук О.С. Богдановой. Изд.2-е, перераб. И доп. М, «Просвещение», 1975.

  1. Чтение и литература. 2 кл.- 4 кл. В 3-х ч, Ч 1,2,3: учеб./ авт.-сост. . -6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.- 126,2 с.:ил.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тезина Наталья Васильевна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-vyviedieniie-obshchiegho-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "123153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414423933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства